Москва
6.5

Фильм
Довлатов

Россия, Польша, Сербия, 2018
Описание Афиши
Описание прокатчика
Лиричный фильм о том, как важно оставаться собой в эпоху застоя

Вслед за «Концом прекрасной эпохи» Станислава Говорухина выходит еще один байопик про Сергея Довлатова — но более лаконичный и конгениальный прозе самого писателя. Режиссером выступил Алексей Герман-младший («Бумажный солдат», «Под электрическими облаками»), для которого 70-е имеют особое значение: его родители (Алексей Герман-старший и Светлана Кармалита) и сами принадлежали к показанной в фильме городской интеллигенции. В картине показано всего шесть дней из жизни Довлатова (сербский актер Милан Марич). Писатель мучается над репортажем для газеты, пытается пристроить свою прозу в литжурнал и делает все, чтобы удержать свою семью от распада. Несмотря на то что в трейлере фильм притворяется комедией в духе Вуди Аллена, перед нами рассказ об удушающей эпохе брежневского застоя, которая сама подталкивает своих героев, Довлатова и Иосифа Бродского (Артур Бесчастный), к эмиграции.

  • Довлатов – афиша
  • Довлатов – афиша
  • Довлатов – афиша
  • Довлатов – афиша
  • Довлатов – афиша
Драма
16+
Алексей Герман-мл.
17 февраля 2018
1 марта 2018
2 часа 6 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы А.Германа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Максим Сухагузов
60 отзывов, 386 оценок, рейтинг 633
19 февраля 2018
Серб и молод

Начало ноября 1971 года, Ленинград накануне празднования Дня Октябрьской революции. В редакциях журналов ждут стихи про нефтяников, в газетах заказывают интервью с поэтом-метростроевцем, в честь неизвестного писателя Платона Нифонтова называют целый корабль, а к его запуску на воду снимают кинобалаган с ряжеными Гоголем, Пушкиным и Толстым. Реальные же писатели, художники и творцы ныкаются по коммуналкам, обивают пороги издательств, страдают от невостребованности, фарцуют, вскрывают вены, пьют.

В этом прокуренном и промозглом лабиринте обитает начинающий Сергей Довлатов (Милан Марич), которому все сложнее выдавливать из себя ироничную улыбку, писать фельетоны и не послать всех на три буквы. Его близкий приятель Иосиф Бродский (Артур Бесчастный) не знает толком, чем его поддержать, так как сам находится на грани, поэтому предлагает чай.

Само собой, в фильме гораздо больше Германа, чем Довлатова. В отличие от «Движения вверх», где действие происходит в те же 1970-е, это не попытка воздвигнуть памятник, а повод заглянуть в важную для автора эпоху глазами героя. «Довлатов» сразу отличается от «Легенды № 17» и других байопиков — здесь нет воспевания чьего-то таланта или конструирования достижений. Довлатов тут скорее наблюдатель, который что-то чиркает на полях, стоя в уголке.

Камера польского оператора Лукаша Зала (визуал оскаровских картин «Ида» и «Ван Гог. С любовью, Винсент») то описывает круги в душных комнатах вместе с Довлатовым, то падает вместе с ним ниц, то не может уместить его в кадр, как будто выдавливая его. В какой-то момент эта позиция даже напрямую проговаривается главным героем. Вообще, это чуть ли не самый внятный и прямолинейный фильм Германа-младшего. Но не стоит сбрасывать со счетов предыдущие германовские наработки — тут они все на месте, нашептывая зрителю на ушко нужные мантры.

На первых порах на роль молодого Сергея Довлатова рассматривался Иван Ургант, но в итоге выбор пал на уютного серба Милана Марича, которого, по словам режиссера, несколько месяцев откармливали пельменями с салом, обольщали русскими девушками и просто вводили в нужное состояние. В итоге некоторая нездешность Марича очень подходит фильму. Точно так же узнаваемые русские актеры вроде Данилы Козловского, Елены Лядовой или Светланы Ходченковой как будто осязаемо не находят себе места в предлагаемых обстоятельствах, выпирают или опережают свое время.

Для Германа-младшего это времена, когда его отец-режиссер снял «Проверку на дорогах», но из-за цензуры фильм 15 лет пролежал на полке, подкосив здоровье и карьеру Алексея Юрьевича. В фильме Довлатов говорит, что такие, как он, как будто не существуют для страны, их тексты никому не нужны, их реальность выведена за рамки, в городе он ходит, как призрак, в семье он тоже почти что отсутствующий элемент. Даже куклы для дочери, которую он ищет весь фильм, в итоге тоже нет. В фильме есть сцены, где Довлатову пытаются на пальцах объяснить законы драматургии и подсказывают, как и что лучше написать, пристают с античной литературой, пока окончательно не выведут его из себя. Как и сейчас, искусством пытаются управлять, государство национализирует поэтов и просит писать что-то посветлей. Конечно, тут Герман-младший проговаривает важные и актуальные для себя вещи.

Для фильма о писателе в «Довлатове» текст довольно странно работает со зрителем: либо всплывает большими познавательными титрами, либо забрасывает бесконечным неймдропингом. Не проходит и двух минут, чтобы с экрана не прозвучало имя хотя бы одного писателя и художника, что, наверное, закономерно для фильма, в котором фамилия писателя выведена в само название. Есть какие-то шуточки для своих, но большинство имен лепят, чтобы любители филологических каламбуров не переставали хихикать в зале.

Гораздо интереснее, как со зрителем без всяких слов разговаривает вещественный мир фильма. Художник-постановщик Елена Окопная снова создала для Германа-младшего удивительную предметную вселенную. Окружение Довлатова постоянно торчит какими-то вертикальными конструкциями, остовами, штырями, прутьями, как будто его до сих пор окружают лагерные вышки (они ему снятся), колючие проволоки или обглоданные скелеты. «Скелетики, скелетики», — пробормочет будто бы случайный мальчик в кадре, но, как известно, у Германа такие фразочки и составляют основную ткань фильма. И вот уже в кадре появляются кости детей, погибших в бункере во время войны и обнаруженных только сейчас во время стройки станции метро.

«30 лет уже прошло с войны», — так же впроброс подмечают в этом эпизоде, но, как и в предыдущей картине Германа-младшего «Под электрическими облаками», здесь тоже чувствуется призрачное присутствие войны, которая неясно — то ли прошла, то ли осталась, то ли будет. И кровь обязательно прольется в фильме. Смерть следует за героем по пятам, как и он в одной из сцен обхаживает выкинутые на макулатуру кипы рукописей литературных изгоев, будто это могилки. Это ощущение вне времени, где нет ни прошлого, ни будущего, подчеркивается снами Довлатова, который то видит Брежнева с Фиделем Кастро, то возвращается в годы своей службы в лагере, где не различал солдат и заключенных. В этой закольцованности показанный Ленинград 1970-х — тоже какая-то полуявь.

Очаровавшись другой берлинской премьерой «Остров собак», во время просмотра «Довлатова» я невольно стал замечать собак, появляющихся в кадре. С самого первого эпизода рядом с Довлатовым на кровати стоит кудрявый фокстерьер. Потом Довлатов выгуливает песика на поводке по утреннему Ленинграду. И чем дальше шел фильм, тем больше собак появлялось в кадре. Не навязчиво, а так, по-германовски, вполглаза. Вот кто-то тявкает за кадром, вот пробежал еще один на заднем плане, а вот величаво тащат на поводке целую ораву псов. А когда в кадр ввели огромного далматина, я уже не выдержал — это не может быть случайно! Ведь это же нужно специально привести пса на съемочную площадку, протащить его именно здесь как будто бы просто так. Нет, тут явно что-то нечисто.

Метафора того, что система держит на поводке таких, как Довлатов? Или они сами себя держат? Вот Довлатов на экране в очередной раз поправляет свой шарфик на шее, в который он кутается на протяжении всего фильма, забирает его у перепутавшего художника, а чем ближе к концу, тем больше распутывает узлы на шее и глядит на мир свободней, щенячьим взглядом сербского актера Марича. И картина складывается.

33
0

Отзывы

3
Максим
3 отзыва, 2 оценки, рейтинг 42
2 марта 2018

Сходили на Довлатова…
Двухчасовое унылое г..но! Циничная спекуляция Алексея Германа Бесконечно Младшего на фамилии моего любимого писателя. Кроме названия фильм не имеет к Довлатову никакого отношения.
Очевидно стремление режиссера снять унылое г..но было на столько сильным, что предмет не имел уже никакого значения. С таким же успехом его можно было назвать Пушкин или Брежнев. Левиафан Звягинцева это просто праздник жизни по сравнению с этим...
И актеры вроде замечательные, но эта театральная переигранность, эта убивающая очерёдность монологов, когда один актер не начинает говорить пока не закончит другой, эти унылые тона того же цвета что и суть работы.
И это фильм об искрометном, ярком и самобытном писателе с воинствующей иронией и фантастическим чувством юмора.
Уверен, что человек, не знакомый с творчеством Довлатова и пришедший на фильм, никогда не захочет его прочесть.
Слава Богу фильм идет в прокате всего 4 дня.
Уверен, что по той же причине, что и Левиафан, фильм ожидает успех заграницей. Там любой ушат помоев на голову отечества удостаивается поощрения. Фильм оказался той самой политикой, вне которой хотел творить герой.

42
0
5
Андрей Лагунов
43 отзыва, 819 оценок, рейтинг 525
1 марта 2018

Курение - вред.

По-моему мнению, нельзя было не сходить на фильм о Довлатове, даже не учитывая того, что ему уже где-то что-то присудили. И на моё личное удивление, от просмотра фильма повеяло невероятной скукотищей...

Кучи людей, находящихся на большЕй протяжённости фильма в кадре или двигающихся мимо камеры, не только не создают атмосферность того, где находится главный герой, а напротив своей безжизненностью делают всё картонным и неубедительным. Хотя и лица, и костюмы вполне аутентичны той эпохе. Создаётся впечатление, что Довлатов ходит почти полфильма в толпе, посреди хорошо подобранной, но особо не напрягающейся массовки, и иногда шутит, а иногда изрекает что-то очень правдивое, но кажущееся жутко высокопарным и неуместным по отношению к общему фону.

Причём, все курят. И, словно, этим курением выполняют некую работу. Курят старухи, писатели, строители метро, секретарши, редакторы. Прохожие стреляют у друг друга сигаретки. Вероятно, кадр считался неудавшимся, если в нём никто не курил. Даже некурящая актриса Ходченкова старательно курит, хоть и не в затяг, неприязненно выпуская дым изо рта.
Это бесконечное курение, наверное, и должно было по замыслу символизировать застой.

Во всём фильме никто вообще не творит и не трудится. Ну, кроме Бродского, наверное. Тот хоть переводит стихи на русский для переозвучки польского фильма. Харизматично картавит, курит, как паровоз, но работает.
Остальные просто курят, выпивают, бесцельно толпятся, клянчат деньги или жалуются, что их не печатают. Нет, это тоже часть жизни, но где всё остальное?

Все произносят слова, но никто друг друга не слышит и все фразы, как и дым сигарет улетают в воздух и тоже дополняет впечатление картонности происходящего. Словно, вообще эти слова и диалоги взяты из другого фильма и неумело вклеены в этот.

Невольно ловил себя на желании, узнать сколько там до конца фильма осталось.
При подборе хороших локаций, костюмов, гриме и явном старании - всё равно, вышло неубедительно, плоско, недоигранно и ненатурально. Вся та фактура в кадре, что была у Германа-старшего и делавшего его фильмы до остроты правдивыми и перенятая Германом-младшим со всей тщательностью, у него почему-то не работает.
Пару раз "ружьё выстрелило" - правильнее сказать "пыталось выстрелить" - в виде истлевших трупов детей, символичного кладбища из рукописей и финала Данилы Козловского, но это не улучшило общего впечатления.

В общем, хочу сказать: бросайте курить и занимайтесь спортом - будет полезнее.

30
1
1
nagualart Artem
1 отзыв, 4 оценки, рейтинг 28
3 марта 2018

Извините заранее за спойлер, но сюжет фильма опишу сразу: на протяжении двух часов экранного времени не происходит ровным счетом НИЧЕГО. Приготовьтесь к тому, что главный герой проведет это время за ленивым попрошайничанием денег у знакомых для покупки ненужной дочери куклы. В промежутках между сценами по поиску денег в долг, он будет также искать для презента бутылку французского коньяка, уныло слоняться по редакциям, что-то мямлить, немного фарцевать и систематически побухивать. Потом опять бессмысленно слоняться по кадру, жаловаться на жизнь, курить и впадать в истерики.

На втором плане, словно в аттракционе с вагонеткой, перед вами в желтом мареве будут проплывать картонные персонажи, произносящие унылые и бессмысленные, не вызывающие никакого участия монологи, сопровождая это бесконечным курением, ничегонеделанием и алкоголем. На их фоне будут такие же невыносимо длинные эпизоды, в которых говорить уже закончили и все разошлись, но оператор забыл выключить камеру, а монтажеру стало жалко потраченную пленку.

Окончание каждого подобного эпизода вызывало у меня искреннее изумление и острое желание с воем выбежать вон из зала, но только желание понять развязку этой картины, заставило остаться на месте. Но развязки не последовало - фильм закончился ровно тем же, чем и начался. Главный персонаж все также уныло слонялся в желтом тумане по кадру.

Возможно, в силу своих ограниченных познаний и кругозора я не смог оценить гениальное творение автора, но я увидел только вторичность и пустую породу. Желтую атмосферу Питера автор честно украл у "Преступления и наказания" Достоевского, а длинные подвисшие эпизоды - у Тарковского. Остальное осталось на долю Станиславского с его "Не верю!".

Полагаю, что Герман-младший хотел фактурно показать всю безысходность "совка", вкрапляя на блевотной охре полотна среди непризнанных гениев деревянных представителей социалистического общества. По факту же сделал фильм о себе - во всех этих дряблых, инфантильных и импотентных оболочках творческой интеллигенции, занятых дрейфованием с одной тусовки на другую, вечно недовольных и оппозиционных, угадываются вполне современные образы. И по прежнему красной нитью звучит недоумение - "Не учите меня жить - лучше помогите материально!". Творец ничего не должен государству, это государство обязано творцу только по факту его существования.

Фильм "Довлатов" - бездарное унылейшее двухчасовое говнище. Но как любая другая русофобская антисоветская чернуха несомненно будет обласкана западными премиями и рецензиями.

28
0
3
Алексей Соловьянов
71 отзыв, 130 оценок, рейтинг 183
2 марта 2018

..как можно снять такое нудное неинтересное кино про такого ироничного писателя, как Довлатов..?
конечно же я не ожидал от мл.Германа "задорного" фильма.. но чтобы так..)

понимаю, фамилия обязывает снимать кино.. но деградация налицо.. от фильма к фильму..

тот случай, когда природа взяла паузу..
извините.

14
0
3
Мария Амелина
17 отзывов, 68 оценок, рейтинг 32
2 марта 2018

Очень унылое кино, атмосфера безнадёги и непроходимой тоски присутствует в каждом кадре фильма, безусловно, здесь твёрдая пятерка создателям. Но я не понимаю, как ироничный писатель Довлатов мог сформировать свой неповторимый стиль в таких реалиях. Если делать выводы из фильма, то гнетущая атмосфера советской эпохи застоя поглотила его полностью (как и всех присутствующих в зрительном зале). К сожалению, половину сеанса я боролась со сном(((.
Пошла перечитывать прозу Довлатова! Удовольствие от прочтения гарантировано!

9
0
...

Подборки Афиши
Все