Москва
6.4

Фильм
Форс-мажор

Turist, Швеция, Дания, Франция, Норвегия, 2014Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Саркастический триллер про лавину

Идиллия — неизрасходованный потенциал для большой катастрофы, но всему свое время. Именно так можно описать главную идею ироничного триллера Рубена Эстлунда «Форс-мажор», в котором идеальная шведская семья отправляется в идеальный отпуск. От тотального бедствия благостных героев фильма отделяет лавина на горнолыжном курорте и трусость отца семейства, который убегает от опасности, забыв про родных. Сарказм Эстлунда направлен на критику маскулинности, он в течение двух часов по косточкам разбирает несоответствие гендерных ролей в современном западном мире. За метко брошенный в огород традиционной семьи камень фильм получил приз жюри в программе «Особый взгляд» на МКФ в Каннах.

  • Форс-мажор – афиша
  • Форс-мажор – афиша
  • Форс-мажор – афиша
  • Форс-мажор – афиша
  • Форс-мажор – афиша
Драма
18+
Рубен Эстлунд
18 мая 2014
23 апреля 2015
2 часа
magpictures.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Рубена Эстлунда

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
24 апреля 2015
Сатирическая драма о шведах на отдыхе

Томас (Кунке) и Эбба (Конгсли), красивая шведская пара под сорок, отправились, прихватив своих белокурых детей, в короткий отпуск на роскошный горнолыжный курорт во французских Альпах. Утром на второй день они собрались завтракать на террасе, когда совсем рядом с отелем сошла лавина, окутав ресторан снежным облаком. Томас бросился наутек, на мгновение забыв про жену и детей (но рефлекторно прихватив айфон). Облако рассеялось, осадок остался, и следующие несколько дней герои пытаются понять, как им жить дальше.

Айфон — это красноречивая деталь; слишком, может быть, красноречивая, но <a href="">Эстлунд в своем социологическом, тяжелом, невозмутимо комическом и психологически тонком кино тяготеет к подобному грубоватому символизму. «Форс-мажор» — четвертый фильм 40-летнего шведа (после «Гитары-монголоида», «Добровольно-принудительно» и «Play») и первый, в котором он покинул пределы родины, заговорил о собственных ровесниках и даже отказался по такому случаю от своего любимого формата пересекающихся историй. Здесь он выбрал двух героев и всю дорогу пристально в них всматривается — настолько пристально, что порой хочется отвести от экрана взгляд.

Это, конечно, не минус фильма, а запланированный эффект: режиссер пользуется неловкими, раздражающими ситуациями как инструментом, с помощью которого он делает надрезы, препарируя вроде бы идеальный брак неприятных, раздражающих людей. Гной, который начинает оттуда сочиться, можно называть по-разному — кризисом маскулинности, буржуазным лицемерием или как угодно еще, но идея Эстлунда проста и понятна: современная семья — колосс на глиняных ногах, который способен повалиться от легкого ветерка, в прямом смысле. Или, наоборот, может стоять вечно, только с закрытыми глазами.

«Форс-мажор» — в высшей степени скандинавское кино, со всеми достоинствами и недостатками, подразумеваемыми этим штампом. Хирургической безжалостности шведа соответствует его неизменная манера съемок: 90 процентов фильма снято камерой, закрепленной на штативе (оставшиеся 10 мы плывем, глядя на затылки полюбившихся героев). До миллиметра отмеренные статичные кадры, минимум музыки — в основном короткие фрагменты Вивальди, которыми Эстлунд иронично по-триеровски отстраняется от своего фильма. Персонажам не за чем спрятаться, они наги и беззащитны, как в тюрьме, — даже естественные потребности приходится справлять публично. Режиссер — уже не всевидящее око Бога, а камера наблюдения, наделившая себя моральным авторитетом. Спорная и не слишком обаятельная, но безусловно эффектная позиция.

В полной мере проявлен и мазохизм, свойственный первому миру: Эстлунд ясно дает понять, что нравственная незрелость — плата за комфорт, которым пользуются герои, за их образ жизни, за их подтянутые тела. И, собственно, выход из зоны комфорта, который может пару раз мимолетно случиться даже на очень дорогом курорте, неизменно провоцирует тотальную растерянность. Поначалу создается впечатление, что все шишки в фильме повалятся на беднягу Томаса, но это не так: для танго нужно двое, и Эбба окажется полноценной соучастницей позора. Как — может быть, в меньшей степени — и другие герои: приятель Томаса с выдающейся бородой, который прибывает на курорт с юной подругой, еще одна туристка из Швеции, приехавшая оправдывать репутацию страны. Когда все вокруг морально небезупречны, остается шанс сохранить статус-кво или даже выйти из ситуации победителем.

Более сентиментальный режиссер, вероятно, подписал бы обвинительный приговор неловким детским почерком, но дети Томаса и Эббы уже тоже, судя по их замашкам, стали частью порочного шведского общества. Поэтому удивленным наблюдателем выступает гостиничный уборщик — во-первых, француз, во-вторых, работник физического труда. Эстлунд нахально, но не без остроумия заканчивает «Форс-мажор» цитатой как раз из французского фильма авторства Луиса Бунюэля; в этот раз необаятельной буржуазии удалось поесть, но один завтрак и как минимум два ужина у нас на глазах были безнадежно испорчены.

8
0

Отзывы

9
Дмитрий Шатилов
3 отзыва, 33 оценки, рейтинг 2
8 января 2015

Отпуск в горах. Скандинавская семья - мама, папа и двое детей обедают на террасе и наслаждаются потрясающим видом гор, как вдруг, на ресторан накатывает лавина снега. В минуту опасности глава семейства хватает свой телефон, перчатки и несется со всех ног в укрытие, а мама пытается уберечь детей. Спустя пару минут, когда снег рассеется и опасность минует, семейство продолжит трапезничать как ни в чем не бывало, правда неприятный осадок останется.

Именно на этом "послевкусии" и сделал акцент Рубен Эстлунд в своей картине Форс-мажор. Рассмотрев ситуацию как глазами женщины, так и глазами мужчины, режиссер нарочно не дает ответ на вопрос "Правильно ли поступил муж, который в минуту опасности бросил свою семью?", оставив это право каждому из нас. Переживания жены вполне себе понятны: на подкорке у каждой женщины заложено, что мужчина должен защищать свою семью. Да и разве с этим поспоришь? Едва ли. С другой стороны, никто не отменял другой базовый инстинкт - самосохранения который. Особенно интересно в этой ситуации, что никто не пострадал. Как говорится "no harm done". Но почему-то женщина не может вовремя остановиться и просто отпустить данное проишествие, а мужчина, со свойственным упорством, отрицает свою вину.

Конфликт внутри пары, нарастая как снежный ком, затрагивает не только детей - их переживания режиссер не оставил без внимания, но и друга молодости - фактурного бородоча, решившего провести несколько дней в горах со своей молодой любовницей, а заодно и покататься на лыжах со старым приятелем.

Столкновение двух планет - мужской и женской, тема отнюдь не нова. Да и, честно говоря, не думается мне, что режиссер преследовал своей целью выдать уникальное кино. Попробовав поставить (пускай гипотетически) на одну чашу весов собственную жизнь, а на другую - жизнь самых родных и близких тебе людей, Эстлунд решил понаблюдать за поведением человека в данной ситуации, оставив оценочные суждения на суд зрителя. Эмоции и переживания всех героев картины создают некий эффект присутствия: в какой-то момент ощущаешь, что ты находишься на месте каждого из них.

Лавина, которая могла в буквальном смысле слова уничтожить семью, лишь занесла снегом брак между мужчиной и женщиной. Сможет ли пара найти в себе силы отряхнуться и преодолеть кризис? Последние кадры фильма вселяют некоторый оптимизм.

PS Ничего не стал писать о картинке - тут лучше один раз увидеть! На мой взгляд, операторская работа заслуживает самой высокой оценки

5
0
5
russkilde
6 отзывов, 9 оценок, рейтинг 8
10 февраля 2015

Интересный фильм, но в цельную картину паззл не складывается. Очень затянут и очень много лишнего... Уборщик, квадрокоптер - зачем все это? Могли спокойно полчаса вырезать. Сцена с исчезновением в тумане - абсолютно нереалистична, ни один мужчина ни в одной стране не воспринял бы такое поведение спокойно. Последняя сцена вообще бред, ее можно трактовать двояко - и то что она сама сбежала на волне своей паранойи, и то что она спасла всех от потенциальной угрозы. Короче говоря режиссер оставил слишком много места для размышления, получилась каша.

4
0
9
Вячеслав Юрьевич Черный
15 отзывов, 19 оценок, рейтинг 22
1 февраля 2015
“Форс-мажор”(Force majeure), реж. Р.Остлунд (Швеция, 2014).

Молодая шведская буржуазная семья среднего класса (отец, мать и двое детей) отдыхает на современном горнолыжном курорте в Альпах. Все идет как по маслу в этом четко отрегулированном механическом мире туристических услуг, пока члены семьи не становятся свидетелями схода лавины прямо у подножия столиков кафе, в котором они обедали. В момент максимального приближения снежных масс, отец семейства Томас (Johannes Kuhnke) убегает, прихватив свой телефон, даже не попытавшись спасти детей и жену Эббу (Lisa Loven Kongsli). Но уже спустя минуту все успокаивается, лавина оказывается «управляемой» местными службами. Отец возвращается к родным. Страх вроде бы позади. Ледяная пыль рассеялась. Вот только что теперь впереди?

Шведский режиссер Рубен Остлуд мастер выверенных саркастических зарисовок о мире среднего класса: его комплексах, страхах и фрустрациях. Предыдущая его лента «Игра» стала блистательным очерком о парализующем страхе современных воспитанных мальчиков перед лицом прямолинейных малолетних бандитов-мигрантов. Это был тонкий саркастический экзерсис о животной трусости и не такой уж отлаженной системе социального контроля. Нынешняя работа автора «Форс-мажор» - своего рода продолжение предыдущей картины. Главные герои, правда, уже выросли, но все также бояться. Только теперь стихия внутри себя.

Институт брака, который пристально исследуется в этом фильме, до краев наполнен не выговоренными иллюзиями и взаимными претензиями, как и мир любых близких отношений в современном пост-индустриальном обществе. После своего якобы бегства, отец семейства потерял авторитет в глазах его родных, стал слабым и безответственным. На этом фоне поведение матери также «вскрывается». Она становится не в меру истеричной, подозрительной, боязливой. Эбба не в силах простить и принять такой «фортель» Томаса. Поэтому рассказывает об этом всем подряд, желая получить хоть какую-то поддержку. Чего естественно не происходит. Собеседники сами не знают, как поступили бы в такой ситуации. Ведь ситуация форс-мажора – это обстоятельства непреодолимой силы, когда условия договора на время ее действия теряют свою власть. В композиции ленты, таким негласным договором становятся условия брачного союза и иерархия атрибутов «правильной» семьи. При этом режиссёр не ставит во главу угла тему первичности базовых инстинктов перед социальными. Он всего лишь предлагает зрителю посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы навязанной «регуляции». Просто наша совесть всегда сильнее внешних обстоятельств. Сильнее заранее расчерченных маршрутов.

Может показаться, что фильм полон критики буржуазии, но мне представляется это не совсем верным. Ведь Остлунд не чурается ироничного подтрунивания над персонажами. Сцена в импровизированном баре на открытом воздухе с участием Томаса, его друга и случайных девушек, после одинокого катания мужчин на лыжах по непроторенным горным спускам, и вовсе уморительна. В картине очевиднее скупая констатацию обыденного факта. Наши роли не всегда расписаны так, как хочется нам самим или государству. Мы в любой момент готовы застыть как суслики перед лицом опасности (словно мальчики из «Игры»), а после искать себе оправдания. И это является неотъемлемой частью системы, частью отношений, где каждый принимает слабость другого если и не как должное, то как неизбежное. Такое положение дел, вовсе не смертельно и не грозит нам скорым Апокалипсисом, настаивает режиссер. Возможно выход в солидарности и взаимопонимании, как несколько метафорично показано в последней сцене фильма.

Особо привлекает меня в этой картине, и то, как она сделана технически. Планы гор, движений кабинок с туристами, холодные кадры размеренной работы системы обслуживания курорта – прелестны чисто геометрически. Монтаж выверен очень грамотно. Почти бесшовно происходит гармоничное слияние формы и содержания, стык в стык. Иногда между строк, иногда более явно читаются также отсылки к фильмам Ханеке, Бергмана и других авторов. Вообще, схожесть мотивов ленты «Форс-мажор» с картиной Ханеке «Скрытое» отмечают многие критики, да и я сам. Действительно, ощущение вторжения бессознательных сил в мирную жизнь обывателя присутствует в обоих произведениях. Разве что в «семье» Отслунда никто не готовит подрыв изнутри, хотя кто его знает.

Герои «Форс-мажора» после «происшествия», как бы пытаются вырваться за пределы «схематичности» курорта и собственных представлений. Они хотят открыто рыдать в тихом коридоре гостиницы или перед детьми, откровенничать в ненавязчивых беседах с друзьями, испражняться на белоснежный снег, кататься в необорудованных для этого местах. Совершать что-то, что выбивается из общей колеи, что восстановит их репутацию, прежде всего перед самими собой. Жена ради этого даже придумывает горный поход в туман и метель со своим мнимым спасением, дабы муж проявил мужество на глазах у детей. Гордо прошёл опять же заранее спланированный ритуал. Хотя личное понимание этой сцены зависит сугубо от взгляда зрителя на конфликт, заявленный автором. А вдруг это “спасение” было действительно спонтанно и естественно.

Во вселенной картины, как и в реальной жизни, никто не намерен сразу же разрывать отношения, даже если и разуверился в «магии» партнера. Повторяю, авторская лавина – лишь своеобразный повод посмотреть на средний класс по-настоящему. Без казуистических ловушек. Рубен Остлунд всегда делал это скрупулёзно и немного надменно. Среди диктата вымышленной маскулинности и нарциссизма не всегда можно уберечься от презрения. А это то, чего в первую очередь пытается избежать каждый воспитанный человек. Проявить трусость, хоть и являющуюся часть человеческой природы, можно всегда. А вот принять последствия этого, признаться – не факт. Ну а получить прощение еще сложнее. Вы спросите, есть ли между главными героями любовь. Да, возможно она и существует. Но не в окружении холодных гор, четко подогнанного расписания и механической пустоты.

4
0
9
Ваня Андерсон
89 отзывов, 93 оценки, рейтинг 209
11 января 2015

Лучшие фильмы всегда те, где мы не просто зрители, а еще и участники происходящего. Именно такую возможность - поучаствовать в происходящем, поставить себя на место каждого из действующих лиц и в итоге вынести свой собственный вердикт подарит вам Рубен Эстлунд.
Не зря Форс-Мажор получил широкое признание среди критиков на всевозможных международных фестивалях.
Семья из Скандинавии - муж Томас, жена Эбба и их двое детей - приезжает провести недельный отпуск во французских Альпах. Во время обеда происходит запланированный сход лавины, вызванный специальными пушками, однако в какой-то момент у всех создается ощущение, что снежный поток не контролируется и вот-вот погребет под собой все живое. В этот момент муж хватает телефон и перчатки и убегает прочь, расталкивая окружающих, в то время как жена прижимает к себе детей и пытается спасти их.
Через пару мгновений снежный туман рассеивается, и в то время как посетители ресторана понимают, что им ничего не угрожает, и паника неоправданна, Эбба понимает, что так же неоправданна все это время была ее уверенность в собственном муже Томасе - ведь в самый опасный момент он бросил всю семью на произвол судьбы.
Еще спустя пару минут пара продолжает обедать, но в воздухе повисает неопределенность и очень неуютная и напряженная атмосфера, которая сразу передается и нам.
С одной стороны, понятно, что конфликт между супругами неизбежен, но кажется, что никто из них на самом деле не знает как себя правильно вести в подобной ситуации - в то время, как муж упрямо отрицает свою трусость, жена рассказывает об этой неудобной ситуации всем подряд, даже случайным знакомым, которых знает всего пару дней, выставляя собственного мужа в явно невыгодном свете. Кажется, только младший сын понимает всю угрозу сложившейся ситуации - он в слезах признается отцу, что боится развода родителей.
Рубен Эстлунд очень умело играет на сложившемся конфликте, то и дело склоняя весы нашей симпатии то в одну, то в другую сторону. По сути, если представить подобную ситуацию в реальной жизни, это и правда один из тех примеров, когда, казалось бы, незначительный инцидент, может перечеркнуть напрочь всю уверенность в своем партнере и заметно пошатнуть уверенность в собственных приоритетах.
Конфликт и неопределенность нарастают как снежный ком, и спасти заходящую в тупик ситуацию может только неожиданное решение Эббы.

4
0
3
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
27 апреля 2015
Шведский сплин во французских снегах

Попадая в, пожалуй, такую достаточно обыденную ситуацию для горнолыжного курорта, когда лавина обрушивается с горы, ей – традиционной и, казалось бы, эталонной шведской семье – предстоит пройти через понимание случившейся в их жизни трещины мироздания и несколько трезвее оценить значение себя друг для друга. Очевидно, что это осмысление должно происходить вдумчиво и размеренно, но не до такой же степени?! Впрочем, у зрителя есть прекрасная возможность наблюдать за теми символами и элементами передачи времени и места, которые режиссер считает важным: здесь героиня выходит в коридор в красивой ночнушке, в этой сцене челка героя игриво ниспадает ему на лоб, правильные бокалы с французским вином стоят на белоснежной скатерти. Но нужно ли идти ради этого в кино?

3
0

Подборки Афиши
Все