«Современник» — сердце Чистопрудного бульвара. Когда-то в величественном здании с колоннами располагался кинотеатр «Колизей», а в 1950-х здесь обосновалась «Студия молодых актеров», позже получившая название «Современник». Театр появился в недрах МХАТа: большинство основателей — выпускники одноименной школы-студии. Среди них — Олег Ефремов, Галина Волчек, Олег Табаков и Игорь Кваша. Закономерно, что «Современник» наследует основам искусства Художественного театра, а свою цель формулирует как развитие принципов Станиславского и Немировича-Данченко — но на самостоятельной дороге.
В репертуаре «Современника» — и неустаревающая классика, и спектакли по новаторских текстам современных драматургов. В числе главных хитов — «Осенняя соната» по кинокартине Бергмана, «Пигмалион» с Сергеем Маковецким, «Иллюзии» по тексту одного из главных современных драматургов Ивана Вырыпаева и свежая опера Александра Маноцкова «Птица Феликс».
Узнать расписа ние спектаклей и купить билеты в «Современник» вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (495) 621 64 73, +7 (495) 621 17 90 |
Москва, Чистопрудный б-р, 19 |
sovremennik.ru |
Вконтакте |
Театральная идея, которая объединила в 1956 году группу молодых выпускников Школы-студии МХАТ, давно себя исчерпала. Стиль их игры противники прозвали «шептальным реализмом», а союзники — «театром живого человеческого образа». В 1970-м, приняв приглашение возглавить МХАТ, из театра ушел его лидер Олег Ефремов, вслед за ним последовала и часть ведущих актеров. Через два кризисных года труппа дала полномочия на руководство Галине Волчек. Сегодня «Современник» выпускает крепкие спектакли, в которых играют Игорь Кваша, Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Елена Яковлева. Стопроцентно звездный состав, к примеру, в «Бесах» в постановке Вайды. Но «Современник» отдает себе отчет, что на старых звездах далеко не уедешь. Так «Подлинную историю М.Готье по прозвищу «Дама с камелиями» поставили, чтобы представить только что принятых в труппу актеров (в главной роли дебютировала Клавдия Коршунова). Моноспектаклем Марины Нееловой «Шинель» открылась новая Другая сцена, предназначенная для эксперимента. Главную ставку Галина Волчек сделала на новую режиссуру — и выиграла. Нина Чусова, получившая карт-бланш за спектакль «Мамапапасынсобака», успешно ставит «Чайку». Кирилл Серебренников выпустил на Другой сцене «Голую пионерку» с Чулпан Хаматовой — лучший и, наверное, главный спектакль нового времени, обращенный к мифологии прошедшего советского времени.
Спектакль “Это моя жизнь” в театре Современник по произведению южноафриканского драматурга Атола Фулгарда – смелая и громкая заявка на успех молодого режиссёра Гульназ Балпейсовой.
Лично для меня спектакль созвучен с произведениями Теннеси Уильямса
Сюжет прост: к 50 годам главная героиня, Милли в великолепном исполнении Алёны Бабенко (в этот раз на сцене она встречала свой день рождения), переосмысливает свою жизнь, переживая экзистенциальный кризис.
Переживая развод, она проходит все стадии: отрицание, торг, гнев, согласие…
Самостоятельная, самодостаточная женщина вдруг становясь уязвимой перед ударом судьбы, погружается в депрессию.
Депрессивную тему поддерживают и декорации – серый цвет подчёркивает безысходность и безнадёжность ситуации.
Бессмысленны и раздражающи действия и слова людей, окружающих Милли – и неглупого юноши Дона в исполнении неподражаемого Ивана Стебунова, и простодушного Шорти (замечательный Ефим Белосорочка) – постояльцев пансиона Милли.
Растерявшись и отчаявшись поначалу, однако, Милли, словно птица Феникс, проходит процесс перерождения, и, постепенно, на сцене появляется цвет и свет.
Нельзя не отметить потрясающую работу художника по костюмам Ольги Никитиной.
Образы Милли, достойные обложек журнала Vogue, очень чётко передают состояние героини, этапы перерождения: от цветных акцентов (красные туфли, цветок в волосах) – начала переосмысления своего положения, точки отсчёта, до восхитительного платья с воланами и бантами, трансформирующегося в лаконичное.
С изменением самоощущения меняется и ощущение окружающего мира: Милли уже по-другому, более душевно и человечно воспринимает своё ближайшее окружение: и Дон, и Шорти приглашены на званый ужин в честь её Дня рождения.
Воспрянув, в порыве вдохновения, Милли преображается, распрямляется, отбрасывает лишнюю шелуху, избавляется от суеты…
История одиночества, трансформации духа, перерождения, обретения уверенности в себе красивой женщиной, от депрессии превратившейся в замарашку, но не сломившейся, выстоявшей перед ударами судьбы, обретения понимания, кто твои истинные друзья, всё это –спектакль.
Этот спектакль понравится не всем! Создатели не стремятся заставить зрителя посмеяться, отдохнуть. Нет ни захватывающего сюжета, ни интриги. Но много монологов и диалогов, философии и психологии, экспрессии, размышлений, исканий, символов, эффектных сценических решений и многоточий... Всё как я люблю!
В моём представлении ТЕАТР должен быть таким.
Много эмоций, дающих возможность проявиться актерам. Богатое световое и музыкальное сопровождение. Они будто тоже участвуют в повествовании, и всё это вместе смотрится художественно целостно и благородно. Песня Cry Baby Дженис Джоплин теперь в моём плейлиста.По мнению режиссера нет более жизнеутверждающего голоса, способного поднять женский стан,чтобы встать и что-то делать. Согласна!
Обстановка полностью передаёт жизнь героев - серая, надломленная, трещащая по швам. Тусклый свет. Распахнутое окно, через которое задувает ветер, занося опавшую листву.
Понравился кульминационный момент с закипающим чайником, когда под соответствующее музыкальное сопровождение Милли погрузилась в клубок пара. Казалось, что сейчас пар рассеется, и Милли там уже не окажется. Она испариться, также как вода в чайнике, потому что достигла точки кипения.
Постоялец Мило - Дон (Иван Стебунов) выступает в роли психолога. Они разговаривают исключительно о ней, её чувствах и переживаниях, Дон слушает её снова и снова, задаёт вопросы, наталкивает на размышления, цитирует Сартра, анализирует сны по Фрейду, помогает Милли ОСОЗНАТЬ, что происходит, и ставит диагноз "экзистенциальной тоски".
Мы все с детства верим в счастливую жизнь. И кажется, что она обязательно должна настать. Как в сериале, сколько бы не было испытаний, в конце концов будет счастье. Но в жизни нет никакого сценария.
И можно умереть, так и не выйдя замуж, не родив ребенка, не реализовавшись, не начав заниматься делом, которое бы приносило радость. Ничего может не произойти.
Нужно сделать уже какие-то ШАГИ в нужном направлении, чтобы случилась СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ.
В конце марта на сцене Московского театра "Современник" состоялась премьера спектакля "Это моя жизнь" ученицы Римаса Туминаса режиссера Гульназ Балпейсовой по пьесе "Здесь живут люди" Атола Фугарда. Я бы назвала это данью памяти великого режиссера и его возрождением в талантливой ученице. Впрочем, не только его, ведь Гульназ была ассистенткой еще Сильвио Пуркарете и Юрия Бутусова. Штрихи мастеров отчетливо читаются в превосходной режиссерской работе, собираясь в единую картину обреченной на успех постановки.
Спектакль "Это моя жизнь" - это о каждом из нас в те самые минуты, когда мы не можем ответить себе на вопросы, появляющиеся после очередного удара судьбы: что же пошло не так в нашей жизни; где то счастье, которое, кажется, совсем недавно сулили нам в детстве; когда из улыбчивого ребенка с надеждами и ожиданиями успел вырасти замученный жизнью человек с потухшими глазами? В этот момент мы озираемся и видим вокруг лишь серую раздражающую массу, поглощающую подобно болоту. Тогда очень важно не сломаться. Можно проплакаться, прокричаться, пусть даже сорваться на кого-то, но не сломаться. Так, хозяйка небольшого пансиона по имени Милли, женщина лет пятидесяти, вдруг оказывается ненужной своему бойфренду и по совместительству жильцу ее пансиона, что она воспринимает крайне болезненно, ее чувство одиночества обостряется. Милли затевает долгую беседу со своими жильцами - закоренелым скептиком-философом Доном и малахольным почтальоном Шорти. Она слушает ссоры Шорти с его женой Сисси, которая тоже потеряла счастливого ребенка внутри себя и борется с этим по-своему. Милли приводит себя в порядок, срывается на жильцах, стравливает между их собой, а потом закатывает вечеринку в честь своего выдуманного дня рождения. Вполне по-женски... И все же это дает свои плоды, и мир начинает обретать яркие краски, Милли вспоминает ту маленькую девочку, которая загадывала желание на падающую звезду, и находит в себе силы все начать сначала, ведь, в конце концов, это ее жизнь! "БУМ!!!", - так сжигаются мосты, так с чистого листа начинается жизнь в доме, где живут люди!..
Декорации и костюмы играют здесь свою собственную очень весомую роль, несут большую эмоциональную и символическую нагрузки. Художником-сценографом и художником по костюмам Ольгой Никитиной проведена колоссальная работа. Отдельно хочется отметить до дрожи пробирающее звуковое и музыкальное сопровождение спектакля, которое обеспечил композитор Олег Синкин. Немалая роль отведена и свету, особенно если учесть многосложность конструкции на сцене - и лестница, и окно, и щели, и двери, и предметы мебели, можно представить, какую сложную работу проделал художник по свету Нарек Туманян. Оформление сцены полностью соответствуют внутреннему состоянию главной героини - это серая, потерявшая цвета квартира с большими дырами и трещинами по стенам, словно после бомбежки. Внешний вид Милли также соответствует ее внутреннему состоянию - серая, разбитая, растрепанная, в одежде, похожей на лохмотья, внутренняя боль мучает ее, не позволяя выпрямиться во весь рост. По мере переживания боли на сцене появляются яркие красные пятна - красная помада, красные туфли, красное вино и кровь. Милли предстает перед всеми в праздничном розовом платье с оборками из газовой ткани и огромным бантом сзади. Похоже на платье той самой девочки, которая загадывала желание на падающую звезду. Я смотрела и удивлялась - преображение Алены Бабенко, сыгравшей Милли, восхитительно, бесподобно. В первом действии мы видим безликую согнувшуюся старуху, а во втором - утонченную прекрасную женщину. Живая и ранимая, она заставила зал погрузиться в свою историю, свою боль, проникнуться, поверить, а потом ожить, расцвести вместе с ней. Иван Стебунов в роли Дона, напротив, тщательно скрывал свои чувства от всех. Каменный, бесчувственный, он отрицает любовь, не верит в людей, и все же в конце проявляется его настоящее, глубинное, живое. Ефим Белосорочка в роли Шорти и Марта Хованская в роли Сисси создавали свой сюжет внутри основного, словно матрешка в матрешке. Матрешка, внутри которой тепло, ведь, в конце концов, человеку нужен человек, нужны поддержка и понимание.
Несмотря на психологическую тяжесть спектакля "Это моя жизнь", смотрится он легко, затягивая, вовлекая, и имеет терапевтический эффект. После него начинаешь чувствовать в себе силы, чтобы склеить разорванное, чтобы начать заново, ведь мы не вправе сдаться! Главное помнить - это наша жизнь! И теперь у меня огромное желание посмотреть другие постановки в Московском театре "Современник" и другие работы режиссера Гульназ Балпейсовой. Смело рекомендую спектакль "Это моя жизнь" к просмотру. Если я была бы вправе ставить какие-то оценки, то это десять из десяти. Великолепно, спасибо, браво!
Мадам Милли сдаёт комнаты в наём. Её постояльцы - молодая супружеская чета: красотка Сисси (Марта Хованская) и долговязый почтальон Шорти(Ефим Белосорочка). Эта парочка постоянно бурно выясняет свои отношения, закрывается в ванной комнате, скандалит по поводу кормления свекольными листьями гусениц-шелкопрядов и давно не платит за комнату.
Легкомысленная Сисси сушит свои чулки на газовой плите, потом надевает их перед мужчинами на свои длинные красивые ноги и уходит на всю ночь, не обращая внимания на просьбы своего супруга.
Постоялец, перед носом которого надеваются чулки - философ и интеллигент Дон(Иван Стебунов). Он педант до мозга костей, изведет своими теориями любого , но человек смирный и воспитанный, хотя и с прыщами на лице.
Все эти люди с утра просят сварить кофе, приготовить завтрак, отложить оплату за комнату до следующей недели. И госпожа Милли вместо того, чтобы нарыдаться вволю в момент своей душевной драмы, вынуждена общаться с этими надоедливыми людьми, будучи женщиной "открытого сердца и незлобливого характера". А ведь её бросил любимый ею человек, с кем связаны лучшие воспоминания последних 10 лет!
"Он всё получил: душу и тело, а я - бочку пива и кучу сосисок"(130 галлонов пива и 1049 сосисок за 87600 минут, как успел подсчитать педант Дон).
Поплакать в этом густонаселённом доме не получается, а вот понасмехаться над физическими и душевными недостатками своих жильцов хозяйке удаётся вволю. И лишь один человек, ради которого и затевается этот ежедневный надрывный спектакль, появляется только один раз. Он спустится с лестницы и опять пропадёт, и мы вслед за Милли будем целый спектакль смотреть то на окно, то на входную дверь или лестницу на второй этаж в надежде увидеть хотя бы его тень. Созависимость и экзистенциальная тоска.
Декаданс чувствуется во всех штрихах драмеди (поджанр трагикомедии):серые обшарпанные стены с многочисленными трещинами, пепельного цвета посуда, печка, лестница. Из редко открываемого окна летят с улицы увядшие листья. И лишь подернутый серой дымкой пейзаж на заднем плане сцены превратится в финале пьесы в красивый пейзаж с видом на вершину горы на фоне голубого неба. Значит, то каменистое дно, до которого опустились живущие в этом доме люди, сможет вытолкнуть их на поверхность. По словам режиссера Гульназ Балпейсовой, главный посыл ее постановки в том, что нужно не просто мечтать о счастливой жизни, но и прикладывать хотя бы какие-то усилия, чтобы ее достичь.
Алёна Бабенко очень убедительно играет роль истеричной, обиженной на жизнь Милли. На пресс- подходе актриса призналась, что ей иногда хотелось удушить свою героиню за её неприглядные слова и поступки. Прямая речь: «В чем ее (Милли) совершенное чудо — она сумела сама, без психологов, без помощи со стороны, все проговорить и родиться заново». Правда, цену за её возрождения платят все окружающие люди, которые живут с Милли под одной крышей: они выслушивают её истерики, оскорбления, обзывательства, унизительные характеристики, не по своей воле участвуют в показном дне рождения, где "не жадная" хозяйка считает каждый ломтик торта и выпитого глотка вина.
Стоит отметить хорошую игру актёров, тонко и стойко передавших своё сочувствие и терпение в период крушения личного счастья 50- летней хозяйки заведения.
Премьера драмеди состоялась 31 марта, в день рождения талантливой Алёны Бабенко. Её роль хозяйки Милли - настоящий бенефис актрисы. Алёна очень убедительно передаёт всю гамму чувств своей героини - от утренней раздражительности до вечернего показного веселья и закономерной истерики после.
Но если даже такой холодный человек, как Дон (Илья Стебунов) к концу постановки целует Милли далеко не братским поцелуем, то финал остаётся открытым. Все-таки здесь живут люди, которые умеют чувствовать.
Пару дней я никак не могла договориться с собой о моих впечатлениях и эмоциях. Время идет, уже в ночи после пресс-показа «Это моя жизнь» в театре Современник 29.03 начали выходить первые рецензии, блогеры торопились поделиться впечатлениями со своими подписчиками.
А у меня упорно отказывались мысли складываться во что-то внятное; вот казалось бы жанр - мой, современник - люблю, а уж исполнители главных ролей Иван Стебунов и Алена Бабенко отлично слились со своими персонажами, прочувствовали и прожили эту историю, мелкую, обычную, неграндиозную в общем-то, про типичных «маленьких людей».
Пьеса-первоисточник южноафриканского Атола Фугарда (который, между прочим, перешагнул планку 90 лет, но по-прежнему сохраняет социальную активность и даже преподает в Калифорнийском университете)«Здесь живут люди» по мнению критиков была для автора очень личной, персонаж Ивана Стебунов доморощенный философ и вечный студент Дон - его alter ego, который отразил в произведении впечатления несчастливых дней своей юности.
На Западе постановка не получила особого признания, а вот гражданам СССР пришлась по вкусу - с появлением перевода в 1982 году ее регулярно и успешно ставили ведущие театры.
Цветовая гамма неброская, «пыльная» - что подчеркивает общую депрессивно-безысходную атмосферу, царящую на сцене; художник по свету не стал перетягивать внимание на себя, и создал лаконичную стильную схему, которая дает возможность актерам держать внимание зрителя на раскрытии и взаимодействии персонажей, а не просто на красивой меняющейся картинке.
Традиционно для интересующихся - Современник обслуживает та самая «Астория», где в прайсе есть шампанское за 99 тысяч рублей, и в целом неплохой барный ассортимент зарубежных напитков, и соблазнительные стеклянные бутылочки с импортной Кока-Колой. Единственное мое замечание к буфету - он расположен в подвале, и мобильный интернет оставляет желать лучшего - было бы очень здорово, чтобы администрация театра подумала о возможности сделать вай-фай для посетителей - в антракте я, решившая поделиться фотографиями с пресс-показа первой, была вынуждена подпирать стену в фойе, вместо того чтобы сделать это с комфортом-сидя с ноутом и газировкой за столиком.