Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Балетный сказ об Урале в постановке Григоровича и Вирсаладзе.
  • Каменный цветок – афиша
  • Каменный цветок – афиша
  • Каменный цветок – афиша
  • Каменный цветок – афиша
  • Каменный цветок – афиша
Балет
6+
Юрий Григорович
12 декабря 2008
2 часа 5 минут, 1 антракт

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Юлия Яковлева
264 отзыва, 268 оценок, рейтинг 298
28 ноября 2008
Малахит плюс

«Каменный цветок» — это револьвер, с которым Юрий Григорович, молодой да ранний, ворвался в святилище советского балета, посреди которого тушей лежал уже почти бездвижный «драмбалет», вложил ствол монстру в ухо и выстрелил. Как вы понимаете, самым сложным было осмелиться войти.

Шел 1957 год, по оттепели трещали льды, хореографа-реформатора уже ждали как мессию, но еще переживали, что ему попадет. И тут — с балерин сняли юбки. Вместо декораций поставили гигантские панели в малахитовых разводах — лучший балетный сценограф СССР Симон Вирсаладзе с беспринципностью гения создал «Цветок», после того как десятилетиями отделывал рюшами пышные драмбалеты. В Советском Союзе на один вечер наступило «западное искусство», каким его пред­ставляли артисты, еще не начавшие выезжать на гастроли за гра­ницу. Хотя либретто — отечественный Бажов, Урал и все такое.

Когда я первый раз увидела «Цветок», меня поразило, ­насколько он… м-м-м-м… спокойный. От манифеста ждешь большей запальчивости. Для манифеста у него слишком ровный пульс и почти нулевой уровень агрессии. Так ведут себя люди в своем праве — неизвестно только, было ли это спокойст­вие напускным (чтобы театральные гиены не растерзали рань­ше времени) или Григорович в самом деле верил своей звезде.

В то же время его спокойствие очень понятно: Григорович налаживал большой «классический» спектакль, с арками и кон­трфорсами, и старался, чтобы не дрожала рука. Странная затея, учитывая, что естественный модернистский формат — одноактный (и одноактными были все важные тексты 1960-х — от балетов Баланчина до незаконнорожденных советских шедевров Игоря Бельского и Леонида Якобсона). Но Григорович наращивал ставки, ведь именно в большом формате работал и «драмбалет». Да, конечно, заодно он и укрупнял мишень для вражеского обстрела. Однако риск оправдался, звезда не обманула, превратившись в итоге в звезду лауреата всего, что только было в СССР.

Эта игра с высокими ставками отразилась на «Каменном цветке», как алкоголизм родителей (или, чтоб без оценок, как их образ жизни) — на детях. Впечатление от него остается какое-то мерцающее, как будто кто-то на ветру жжет спички. Вспышка: оглушительная сцена ярмарки. Затем ровно-пустоватые, как тундра, и такие же холодные танцы самоцветов. Затем опять вспышка… Но что поделать! Из всех зрелищ советские любители балета предпочитали большой пожар во вкусе «драмбалета», и Григорович очень старался им угодить.

Возможно, именно это сделало «Каменный цветок» самым небесспорным шедевром Григоровича. Во всяком случае — наименее популярным. Он ест чертовски много человеческой энергии у театра и исполнителей, но возвращает — в виде простодушной зрительской отдачи — куда меньше. И, видимо, поэтому увидеть «Каменный цветок» Григоровича больше негде, кроме как в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Уж энергии у него точно с избытком.

Вообще, в балете очень развито чувство, кто главный. Балет иерархичен по своей природе. Каждый четко знает, кто началь­ник, и держит равнение. Должно быть, этот инстинкт помогает балетным людям держать в танце линию — как перелетным гусям, соблюдающим строгий клин даже в шторм над Гималаями. В XIX веке власти это сочувственно понимали: в каждой из столиц балетный театр был только один. А в советские времена очень удивились, когда, утыкав империю балетными театрами, вскоре обнаружили делянку бледных копий-поганок Большого или Мариинки. Я так издалека объясняю, чтобы вы поняли, насколько фантастично то, что сегодня делает Театр имени Станиславского. То ставит «Чайку» Ноймайера, то возобновляет старинную советскую «Снегурочку». То вот — «Каменный». В связи с реконструкцией главного здания (с конями на крыше) Большой стоит со «Стасом» теперь, в общем-то, на одной улице, на Дмитровке — тем длиннее тень от него на младшего собрата. Так что этот «Цветок» — только с виду каменный. На то, чтобы вырастить посреди Москвы эту хрупкую вещицу, потребовались отвага воображения и вера в свою индивидуальность, достойные садоводов Израиля с их капельным орошением пустыни. Невероятно.

1
0

Отзывы

10
Юлия Филипова
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 2
20 января 2020

Очень яркий балет,эффектные сольники и дуэты. Один из любимых моих балетов. Красочные декорации. Обязателен к просмотру.

0
0
9
Светлана Килина
63 отзыва, 63 оценки, рейтинг 10
22 июня 2019
Рекомендую

КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ имени СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРОВИЧА- ДАНЧЕНКО

При всей моей любви к балету "Каменный цветок" я смотрю впервые . А ведь над его созданием трудились два мэтра советской культуры : Прокофьев и Григорович .
При этом , удивительным образом этот балет стал последним в жизни Прокофьева ( за правкой его партитуры композитор скончался ), и первым - для Григоровича .

В балете нет привычных нам одеяний : пачек или Шопенок. На сцене - мир русской сказки с девичьими сарафанами , с красным сапожками , с косоворотками .
Выглядит очень непривычно и ярко . Колорит национального фольклора уводит зрителя в завораживающий мир сказаний, где добро неизменно восторжествует .

В основе сюжетной линии Балета лежат знаменитые сказки Бажова . История мастера, пожелавшего достигнуть совершенства и забывшего ради этого все , одержимость творчеством , и параллельная линия любовного треугольника .
При этом смысл постановки понятен даже без прочтения либретто .

Невероятно выразительно и понятно пластическими средствами показано развитие событий, а также эмоции и переживания героев .

"Каменный цветок" четко делится на три образные сферы : лирическая ( нашедшая воплощение в образах Данилы и Катерины) ; сказочно- фантастическая( все, что касается Хозяйки Медной горы ) и народно- жанровая ( великолепные по настроению и красочности массовые народные сцены)

Каждая из этих сфер отличается своей стилистикой костюмов, хореографией , музыкой .

При этом смена декораций происходит совершенно незаметно для зрителя . Здесь абсолютно гениальное решение Симона Вирсаладзе . В глубине сцены стоит малахитовая шкатулка , которая трансформируется то в деревенскую избу, то в драгоценные недра Медной горы , или же фрагмент рыночной площади.

Но, декорации лишь задают тон, основную нагрузку в передаче колорита несут на себе невероятные по массовости и слаженности ансамблевые сцены .

Так , в царстве Хозяйки Медной горы танцуют даже драгоценные камни . Совершенно восхитительное по синхронности исполнение сложного танцевального рисунка . А решение повторить линии самоцветных камней на декорациях замершими во взмахе, ногами балерин - просто безупречно . Застывшие острые параллельные линии рисунка на декорациях и балерины, повторяющие и продолжающие этот угол создают действительно сказочный мир Медной горы , настоящую чашу Каменного Цветка . Рисунок танца острый , но четкий и синхронный .
Выполнено идеально - аплодисменты кордебалету .

И нельзя не сказать о главном украшении Балета - роли Хозяйки Медной горы . В облегающем тело зеленом комбинезоне, с четкими линиями согнутых рук , в быстроте танца и его рисунке перед нами предстаёт то настоящая Королева , то быстрая ящерка .
Самые красивые партии и великолепная техника исполнения .

Совершенно иные хореографические и музыкальные решения в сценах с участием Катерины и Данилы . Танцоры одеты в традиционные русские костюмы , и легкие сарафаны девушек струятся в движении танца , подчёркивая их хрупкость , нежность и чистоту . И сами девушки прекрасны в мягких изгибах, нежных движениях рук , они словно ручейки стремительно и плавно двигаются в танце .
Музыка не копирует народные мотивы, но передаёт колорит в гармонии светлой печали и задорного веселья .

И , наконец, третий пласт Балета - сцены массовых народных гуляний . Перед нами возникает площадь , где жители веселятся в честь праздника .
Краски столь яркие , что на память приходят картины Кустодиева .
Здесь перед хореографом стояла сложная задача : показать народные танцы , но средствами Балета .
И решено это блестяще . На сцене настоящее народное гуляние , в котором , однако, есть и своя история .

Для меня неожиданным оказалось вкрапление цыганских мотивов , но они невероятно органично вплелись в общую структуру повествования . Очень хороши русские танцы : красные сафьяновые сапожки , молодецкая удаль , и весь Русский характер - сильный , открытый и радостный .

Музыку Сергея Прокофьева исполнял Оркестр под управлением Романа Калошина ,- спасибо за столь виртуозную игру .

Вердикт однозначный - смотреть обязательно.
Балет яркий, самобытный, с эффектными сольными партиями , замечательными дуэтами и захватывающими массовыми сценами .

0
0
8
Dzongka Dzongka
44 отзыва, 47 оценок, рейтинг 50
21 июня 2019
Классично, ярко, сказочно

Балет на музыку Сергея Прокофьева был поставлен в Кировском театре еще в 1957 году Юрием Григоровичем, а спустя два года был перенесен и в Большой театр. Спустя годы на какое-то время исчез из репертуара, но на волне интереса к советской эпохе Григорович в 2008 году решил спектаклю освежить и в обновленном виде порадовать зрителей, в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко демонстрируется восьмая редакция балета:


"Процентов на 20 это совершенно иная хореография, - объяснил Юрий Григорович. - Время берет свое. Что-то хочется усложнить, что-то более интересным сделать. Сама двухактная структура совершенно иная. До этого у меня было три акта. У Прокофьева их вообще четыре."

Получился компактный и очень изящный вариант по мотивам уральских сказов Бажова про хозяйку Медной горы. Крестьянская девушка Катерина и каменных дел мастер Данила любят друг друга, но приказчик Северьян хочет завладеть понравившейся ему девицей. Сам Данила попал в царство хозяйки Медной горы, очарованный ее несметным богатством. Но со временем наваждение проходит, хозяйка же, тронутая любовью Данилы и Катерины, отпускает парня, а злобного Северьяна, не умеющего по-рыцарски ухаживать за девушками, губит, суровый край - суровые нравы.


В глубине сцены - огромная красочная малахитовая шкатулка (художник-постановщик и художник по костюмам - Симон Вирсаладзе), ее отворенная грань демонстрирует то горницу деревенской избы, то богатство хозяйки Медной горы, то карусель на площади. На фоне незаметно преображаемого пространства сцены разворачиваются массовые ансамблевые сцены, которые так любит и умеет делать Григорович, заставивший танцевать в своем балете аметисты и прочие самоцветы - кордебалет в ярких костюмах создает потрясающую красоту оживших сверкающих камней. Впечатляют и сцены народных гуляний с русскими народными танцами - удаль молодецкая и девичье изящество, сарафаны, косоворотки и сафьяновые сапожки. Шикарно показаны и цыгане, в великолепных цветастых костюмах, само собой, монисты, гитары и залихватские танцы пополам с цыганской тоской.


Катерина в исполнении Натальи Сомовой (заслуженная артистка России) получилась очень светлой, мягкой, хрупкой, но эта хрупкость удивительно сочетается с определенными жесткими качествами - и домогающемуся ее Северьяну серпом пригрозить, и возлюбленного у волшебницы увести. Иван Михалев танцует свою партию легко, играючи взмывая в воздух, великолепная физическая форма! Но эти два персонажа несколько меркнут на фоне сильнейших образов хозяйки Медной горы и Северьяна. Оксана Кардаш (заслуженная артистка России) преображается в юркую гибкую ящерку, изящество которой подчеркивается трико в качестве ее костюма, которое выглядит, как кожа этого сказочного персонажа. Кардаш хороша необыкновенно, чрезвычайно пластична, выразительна и артистична! И наконец Северьян - Георги Смилевски (народный артист России). Экспрессия необыкновенная! Танцовщик, обладающий огромным артистизмом и мощнейшей энергетикой, это просто вихрь, ураган и цунами. Не зря говорят, что плохих персонажей легче, мол, показать-то, но в этом спектакле Катерина с Данилой выглядят явно второстепенными на фоне неоднозначных героев.


Огромное удовольствие доставила музыка Сергея Прокофьева. Оркестр под управлением Романа Калошина продемонстрировал высочайшее мастерство, партитура не из легких!


Все пространство атриума театра занято выставкой главного художника МАМТ Владимира Арефьева. Выставка замечательная, словно бы хаотично, но на самом деле очень продуманно, в атриуме демонстрируются элементы декорационного оформления оперных и балетных спектаклей. Многое для тех кто их смотрел, узнаваемо, и это огромное удовольствие - посмотреть на них вблизи и вспомнить, откуда они. Тут и роскошные "упавшие" на пол люстры и инсталляция из мундиров и киверов из "Войны и мира", бамбуковые заросли из "Так поступают все женщины" (незаметно переходящие в болото из "Майской ночи"), носорог из "Влюбленного дьявола" и верблюд из "Летучей мыши", пропеллеры из "Обручения в монастыре" и еще много, много всего!

0
0
10
Надежда Матвеева
16 отзывов, 18 оценок, рейтинг 5
1 марта 2019
Нестареющая классика советская

В балете «Каменный цветок» МАМТа много того, что уже можно назвать классикой балета советского. Наверное, особая ценность нестареющей советской классики в том, что она способна объединить как приверженцев исключительно классического театра, так и тех, кому нужны «новые формы». И, думаю, что наряду с тем, что называется «настоящим русским балетом» стоит поддерживать и то, что стало уже историей «балета советского», за что огромное спасибо хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу и театру, что есть в московской афише такой балет, который и самим посмотреть не скучно, и иностранным гостям показать нужно. А также этот балет идеально подходит для семейного просмотра и способен объединить разные возрасты – абсолютно все равно одинаково будут завороженно смотреть на сцену и слушать музыку. И дети. И взрослые.

Но самое ценное, на мой взгляд, в этом балете то, что все происходящее на сцене необычайно подходит музыке Прокофьева – богатой на образность, такую эмоциональную и небанальную, в которой изобретательный композитор-новатор сумел смешать советские ритмы с фольклорными мелодиями, причем настолько неординарно, что каждый раз поражаешься, насколько гармоничным может быть, казалось бы, несовместимое. И если в музыке «народных» сцен я постоянно узнавала свое, родное, то в мелодиях Змеиной горки и темах Хозяйки медной горы было что-то потустороннее и сверхъестественное. И хореография полностью это отражала – такие светлые, земные сцены народных гуляний, бытовые сценки, с налетом простодушия и ироничности. И совершенно нереальный, как будто, геометрический или космический рисунок танца самоцветов.

Замечательный балет! Спасибо театру за то, что в репертуаре есть такой замечательный спектакль.

0
0
9
Tatyana Lipina
85 отзывов, 85 оценок, рейтинг 7
26 февраля 2019
Красивая сказка, полная музыки, чудес и удивительных созданий

Первым балетом, который я видела, да и вообще первым моим «взрослым» спектаклем был Каменный цветок в Большом театре, когда мне было 7 лет. Честно, в воспоминаниях остались только удивление от огромного красивого театра и Цветок на сцене, увиденный примерно, как по телевизору, с высоты последнего яруса. Дальше была зачитанная книга Уральских сказов Бажова, некоторые из которых знались практически наизусть. Фильм Александра Птушко почти не помню почему-то, остался только образ Данилы-мастера в исполнении Владимира Дружникова, именно такого, каким он в моем понимании и должен быть. И вот сейчас я шла на Каменный цветок в Театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, и, конечно волновалась – ведь по сути меня ждала встреча с детством.
Но получилось как-то так, что с первых же минут спектакля воспоминания отодвинулись куда-то, и просто случилась встреча с музыкой и прекрасными танцами. Правда, только образ Данилы-мастера периодически напоминал о себе, т.к. здесь картинка у меня не совпала, и, к моему сожалению, Иван Михалев не смог создать того Данилу, которого хотелось бы мне. Слишком он молоденьким и нежным показался. Но это единственное, что мне не очень понравилось в спектакле. Наталя Сомова (Катерина) и Оксана Кардаш (Хозяйка Медной горы) были чудесны! Вот они танцевали для меня, они именно такие, как я себе их представляла. Вообще меня всегда поражало, как просто музыкой и танцами можно передать эмоции, мысли и разговоры. Ну, хорошо, в опере теперь идут титры. Но на балете нет же титров, не написано, что в данный момент выражает своим фуэте главная героиня. Но здесь и без титров все ясно! Почему, как - загадка музыки и танца.
На балете, особенно, если сюжет мне более менее знаком, я никогда не читаю либретто – такой своеобразный квест: смогут ли режиссер и артисты для меня, абсолютного профана в области музыки, донести свои мысли. И очень радуюсь, когда все становится понятным)
Правда, в этот раз меня удивили цыгане, что-то я не помню их у Бажова, но танцевали красиво)
Чудесны костюмы - так и видишь на сцене сверкающие самоцветы. А декорации: уральский лес в стиле батик – необычно и очень здорово!
Балет, в общем, коротенький – всего 2 ч и 2 действия. Пишут, что раньше он был длиннее. Но делать длиннее смысла, наверное, нет: за эти 2 часа перед глазами пролетела сказка, полная чудес и удивительных созданий, и окончившаяся хорошо)

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все