Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.9

Спектакль
Подавлять и возбуждать

Постановка - Et Cetera п/р Александра Калягина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Подавлять и возбуждать» — это метод лечения, которому до сих пор следуют психиатры старой школы. А еще это формула, по которой актер живет, играет, строит свои отношения с партнерами на сцене и в жизни. И где правда, а где вымысел, где сцена, а где жизнь, где любовь, а где ненависть — кто знает? Не знает даже он сам, Homo Ludens, человек играющий. Играющий всегда и везде, только в игре ощущающий свое подлинное естество. Игра — свойство театра, но не только. Мы все проигрываем свои жизненные сюжеты, делая это в меру отпущенного нам сверху артистизма. Но есть люди особенные, которым дано прожить сотни сюжетов. О них, людях театра, и об их страстях и сделан спектакль «Подавлять и возбуждать».
  • Подавлять и возбуждать – афиша
  • Подавлять и возбуждать – афиша
  • Подавлять и возбуждать – афиша
  • Подавлять и возбуждать – афиша
  • Подавлять и возбуждать – афиша
Драматический
18+
Александр Калягин
9 декабря 2006
1 час 40 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
23 января 2007

О том, что Александр Калягин репетирует эту вещь, говорили давно. Известно было, что она заказана Максиму Курочкину и что это пьеса о театре. И понятно было, что в знании предмета обоим можно доверять. Потому что кому еще доверять, как не Калягину — актеру, главе театра и председателю Театрального союза; Курочкин тоже немало мог бы о театре рассказать — кому как не ему знать, что испытывает драматург, когда его пьеса оказывается на сцене; мало того — дважды Курочкин писал пьесы на заказ: «Имаго» для проекта Павла Каплевича с Анастасией Вертинской в главной роли, «Кухню» для Олега Меньшикова. То есть в отличие от большинства драматургов он бывал в том же пекле, что и автор «Театрального романа». Оставалось гадать, о ком будет этот спектакль, — будет ли он, условно говоря, о Курочкине — то есть новый «Театральный роман». Или он будет о Калягине — то есть подобием моэмовского «Театра». Правда оказалась ближе ко второму. Актер отдал себя, со всеми своими тайными фобиями и известными слабостями, в распоряжение драматургу, и тот рассматривает его через затейливый оптический прибор — систему множества зеркал. Потому как если театр — это зеркало, поставленное перед жизнью, то что служит зеркалом самому театру? Сам же театр. То есть театр — это и форма жизни, и ее же отражение. Согласитесь, выходит слишком сложная конструкция, но именно она и сооружается на сцене Et Cetera. Сооружается, чтобы показать, как мечется, разыскивая себя саму, заблудившаяся в отражениях человеческая особь. Хотите, называйте ее Александром Калягиным (уж очень спектакль похож на публичную исповедь); хотите — как в пьесе, Хорошим актером.

Художник Эмиль Капелюш выдал актерам стулья (потому что театр — это сцена и три стула) и перегородил сцену полупрозрачными бликующими стенами с прорезями дверей (потому что какой театр без трех дверей). Калягин отражается в этих стенах, но истинными зеркалами ему служат люди — психиатр, студент, старый друг и новая жена, а в первую очередь еще один герой, которого публика так и не увидит. Это альтер эго Хорошего актера, его соперник и заклятый друг — периферийный кумир, премьер облдрамы. Что он видит в этом зеркале? Свои несыгранные роли, овации, устроенные не ему, и не ему преподнесенные букеты. А так же то, чего он избежал: глушь, нищету, плацкартные вагоны и перекошенное инсультом лицо, которым еще работать и работать. А также то, что приобрел: столицу, съемки и перелеты первым классом, неблагодарных учеников, нахлебников, попрошаек, роль следователя Писаренко в сериале «Следователь Бычков». Что их обоих уравнивает между собой, так это женщины, вернее, версии одной и той же женщины — хитрой, цепкой, голодной (их так и зовут, тех женщин, — Света-один и Света-два). И одна на всех театральных фобия: «Знаешь, что самое страшное? Непонятно — я в профессии? Или уже — все… Вот где эта… линия?»

Но это — детали, а читателя, полагаю, интересуют два вопроса. Первый: насколько эта вещь автобиографична для Калягина и нашел ли в ней отражение осенний инцидент; судя по названию — думает читатель, — о нем и речь. И второй: нужно ли бежать на спектакль или можно пропустить. Отвечаю: «подавлять» и «возбуждать» — психиатрические термины и эротической нагрузки не несут. Это метафора, так скажем, межличностных отношений, не более того. В Хорошем актере и вправду можно узнать актера Калягина, но можно узнать и других — это всего лишь роль, написанная сочинителем, а не спичрайтером. Калягин в этой роли прост, открыт, бесстрашен, но не расхристан, этого тут нет. Есть спектакли, где он играет ярче и острей, — «Король Убю» или «Последняя запись Крэппа». Пьесы Максима Курочкина, блистательного парадоксалиста и острослова, и вовсе лучше читать глазами, чем смотреть: спектакль, где только говорят, пусть и остроумно, но при том ничего не происходит, далеко не самое горячее блюдо.

И все же его стоит попробовать. Потому что людей действия, вспарывающих животы своим врагам, много где можно увидеть. Но где вы еще увидите человека, вывернувшегося наизнанку и наматывающего на локоть свои собственные кишки?

2
0

Отзывы

?
Ulrih
270 отзывов, 401 оценка, рейтинг 433
30 января 2007

Редкой получилась работа «Подавлять и возбуждать» в «Et cetera». Я бы даже сказал феноменальной… по своему контрасту…

Невозможно себе представить, чтобы сегодня можно было написать такую плохую пьесу. Просто ОЧЕНЬ плохую. В конце спектакля кричали: АВТОРА! Не знаю, с какой целью кликали Максима Курочкина (это автор и есть), но думаю, что он к этому времени уже застрелился… И есть от чего! Такое впечатление, что «Подавлять и возбуждать» - продукт от человека, который ничего не знает про сегодняшний день – не в смысле быта, но в смысле художественного языка. Пьеса «Подавлять и возбуждать» - не просто очень слабая, боюсь, она приговор к люстрации в театральной профессии Максиму Курочкину!

Обидно, что автор подставил хороших актеров и сценографа (Эмиля Капелюша).
А.Калягин может все! Даже играть в бездарной пьесе и не провалиться в актерском смысле. Очень жалко стараний Э.Капелюша (сценография и костюмы) – отличная работа: робот-лампа, прозрачные перегородки, светильники, венские стулья и т.д. Отличная, но не к месту… В результате – получился удивительный контраст: очень хорошая актерская команда (кроме питерского Захарова - в роли Рыбы: отталкивающий и пустой) и кухонной фальшью философии Курочкина.
Итак, вычеркиваем Курочкина! Беда это, а не драматургия!!!

4
0
9
#Театральныйразъезд Инстаграмный
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 3
27 мая 2015

Что вы больше предпочитаете - подавлять или возбуждать? Не все ли равно?! Если и в том и в другом случае вы стремитесь к одному результату - satisfaction, а через него - к равновесию. И ведь это стремление к непременному равновесию у нас во всем: отражено в речевых штампах (типа "он твердо встал на ноги"), в желании запечатлеть мгновение в статике (зафиксировать счастливую минуту в воспоминании, сделать фотографию), наконец, в неуемной мысли "оставьте меня в покое, отвалите!", которая по частоте возникновения может соперничать только, пожалуй, с другой мыслью - "кого бы достать, да кому бы вставить" (что? - неважно: у кого что есть). Да кто ж сморозил-то такую глупость, что счастье - в равновесии?! Нет ничего более неживого и уравнивающего всех нас, чем равновесие! Нет, господа, счастье не в этом. Равновесие бесплодно: ничего стоящего, стоя на окрепших ногах, не создашь! Счастье в постоянном движении, позволяющем не упасть, ни перед кем не оправдываться и никому не объяснять, почему я делаю именно так (да! правая пятка в левом ухе! да, удобно! моя! пятка в моем! ухе - кого дерёт моя пятка в моем ухе?!). И это не риторический вопрос. Кого-кого? Тех несчастных, кто в поисках счастья, движимый глупостью, достиг равновесия, отчего и изнывает. Импотентов, одним словом, - идейных, интеллектуальных, нравственных и особо опасных - физических (ко всему вышеперечисленному). Единственный, кто по праву может задать тебе неудобный вопрос, заставить скорректировать движения, - это ты сам... Спектакль "Подавлять и возбуждать" театра Et Cetera, на котором побывал #театральныйразъезд, есть попытка двух очень талантливых актеров вывести из равновесия уютно устроившихся в зале. И средством они выбрали не критику, к которой мы привыкли (не так сели, не то смотрите), а собственную актерскую долю…

1
0
9
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
10 июля 2014

У меня в буквальном смысле нет слов. Это, кажется одна из лучших постановок, которые я видела вообще. Ну или, вернее, - одна из первых (если не первая) в моем личном рейтинге. Всего 1 час 40 мин, без антракта. Пролетают совершенно незаметно. Погружаешься в происходящее на сцене полностью, успеваешь пройти через все чувства-эмоции. Это драма, но почему так смешно, до слез? Или горько - до смеха? Понимание. Узнавание.
Действительно, как и обещало описание на сайте, основная тема актерская душа. Где заканчивается актер и начинается просто человек? Как понять, правилен ли твой выбор? Что делать со своими юношескими мечтами, убеждениями? Кто скажет, гений ты или...? Очень не хочу пересказывать спектакль. Не буду. Это такая простая и сложная одновременно история... Нет, не простая - наверное, обычная. И не история, а просто жизнь. Мы подсмотрели кусочек чужой жизни. "Ну почему другие люди просто живут, а у нас ...клиника?" (с)
Мне абсолютно и полностью понравилось оформление спектакля. Свет, звук, декорации... лампа :) На мой вкус - совершенно. Точно, выверено, продумано. Ничего лишнего, все на своем месте.
Гениально (собственно, кто бы сомневался) сыграл главную роль Александр Калягин. Хочется сказать не сыграл, а прожил. Невероятно сильно.
Прекрасны были обе Светы (Наталья Благих и Мария Скосырева). Совершенно восхитителен негодяй-студент (Кирилл Щербина). Его монолог - это нечто! :)
Подводя итог - сходите сами на этот спектакль! Поверьте, он стоит того. Конечно, если вы готовы не только смотреть, но чувствовать и думать. Хотя... наверное, можно и просто смотреть. Будет смешно и странно.

1
0
7
Андрей Тихмянов
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 5
24 мая 2014

"Давай свою зачетку, негодяй. Я напишу в нее слово СЧАСТЛИВ."
последняя фраза спектакля "Подавлять и возбуждать"

Пьеса «Подавлять и возбуждать» была написана для театра «Et cetera», для Александра Калягина, который и играет главную роль. На протяжении всего спектакля меня не покидала мысль: от чьего имени говорит со сцены Александр Калягин? От своего имени, как от имени талантливого актера, руководителя театра и мастера-преподавателя или от имени «хорошего актера», который устал от жизни от человеческой подлости и не верит в дружбу.
Вроде бы все хорошо у актера: и слава, и жена-красавица (вторая? третья по счету?), и театр в столице, но все равно он не счастлив. Главный герой предстает перед нами не таким как мы его видим на экране: улыбающимся и счастливым, а усталым, издерганным бесконечными просьбами человеком, который просто не понимает, осталось ли в нем что-нибудь живое, способен ли он оставаться в профессии.
«Хороший актер» уже не разделяет где жизнь а где театр. Он ненавидит своего бывшего друга периферийного кумира, который сделал в жизни то, что лично он не успел: собирает полный зал в своем местечковом театре, женат на Свете-один, бывшей возлюбленной.
Персонаж Калягина ненавидит всех: подлецов, лизоблюдов, бездарей которых каким то чудом пустили в ХХI век. Но больше всех он ненавидит себя «Я еще в профессии или уже… И где эта ватерлиния?» И именно от этой неудовлетворенности вспышки ярости, ненависть и усталость.
В спектакле больше всего понравился эпизод, когда к Хорошему актеру пришел студент выпрашивать зачет. Наглость, самоуверенность, талант, пробивная способность обрушиваются на героя Калягина. И сталкиваются циничные натуры старого метра и «бездаря-негодяя». Напор, с которым студент читает женский монолог из «Чайки» сделает свое дело, и он получит зачет.
Нужно ли идти на данный спектакль? Думаю что да. Если вы тонкий ценитель театрального искусства, то может быть поймете тонкие аллегории в монологах на современный театр и богатый внутренний мир актера. В противном случае получите удовольствие от игры актёров и «капустных сцен» (например с проповедником или студентом-негодяем)

1
0
7
Victoria Sheveleva
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 6
11 декабря 2010

Сегодня в театре «Et Cetera» я смотрела постановку Александра Калягина по пьесе Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать». В главной роли был сам Александр Александрович. При выборе постановки, не смотря на то, что ни одного положительного отзыва я об этом спектакле не нашла, я все же решила купить на него билеты. Посмотрев, я сказала себе, что это, на мой взгляд, хорошая современная пьеса. Это не шедевр, сюжет прост, но сама пьеса хороша. Это мое мнение. Вспомнив то, что читала о ней, у меня возник вопрос: кто пишет такие отзывы? Как эти люди смотрят и что они видят и почему видят так? Как правило, это должен быть либо истинный ценитель театрального искусства, либо человек у которого это вызвало определенные ярко окрашенные эмоции, не важно, положительные или отрицательные. Так вот странно, что те, у кого положительные, не пишут. Не думаю, что таковых нет - в зале аншлаг. Тогда почему так? Пусть я стану первой. Итак, как поняла я, пьеса о кризисе (уж не знаю какого возраста) мужчины. Настает день, когда его суть настолько перестает согласоваться с его внешним выражениями себя, что он принимает решение пойти к врачу, врачом, на удивление его ,оказывается его старый приятель, который и сообщает ему о том, что нет лучшего лекарства для него как способ лечения «подавлять и возбуждать», и сообщает ему, что так лечили своих пациентов психиатры старой школы. Смысл (который я уловила) в том, что выход там, где мы себе готовы признаться, где мы готовы себя принять такими, какие есть. Когда человек не в силах принять себя, он начинает отрицать весь мир. От чего, по мнению многих, сюжет вымучен? Почему большинство сочли это исповедью самого Калягина? Сюжет просто обыден. Показан момент некой переоценки. Никто не сумел представить «хорошего актера» (которого играет Калягин), просто человеком, на которого наложила отпечаток его профессия и, в конце концов, ему захотелось ощутить, понять себя самого. Скорее он задается вопросом: где он сам, каков? Чью жизнь он прожил? Свою, или множество чужих? Актерская профессия – это лицедейство, проживание жизней людей, чьи образы вымышлены другими людьми, образы которых собирательные, не существующие в жизни. Актеры подавляют свою суть ради зрителей, чье восприятие пытаются возбудить, находя необходимые для этого средства. Вот отчего, по моему мнению, спектакль так назван. И далеко главный герой никем не замучен, как полагает большинство рецензентов. Он, прежде всего, замучен сам собой и только. Рекомендую смотреть.

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все