Москва
5.2

Спектакль
О, Федерико!

Постановка - Около дома Станиславского
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Трогательный спектакль в духе Феллини — про послевоенную Германию глазами советского ребенка

Маленькая девочка попадает со своей советской семьей в послевоенную Германию. Девочку зовут Татьяна Орлова, впоследствии она становится писательницей, автором мемуаров и почти сказочной пьесы-монолога на основе своих детских впечатлений. Пьеса пролежала на полке двадцать лет, впервые ее поставил Юрий Погребничко в своем театре «Около дома Станиславского»; получилось как «Амаркорд» Феллини, только про шестидесятников. В главной роли — Лилия Загорская.

  • О, Федерико! – афиша
  • О, Федерико! – афиша
  • О, Федерико! – афиша
  • О, Федерико! – афиша
  • О, Федерико! – афиша
Драматический
16+
Юрий Погребничко
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

9
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
27 сентября 2011
Новая старая пьеса

«Какой талант был у Люси Гэ!..» Лидия Загорская (лыжные штаны под расшитой стеклярусом марлевой юбкой, пальто и немыслимый красный капор) предается воспоминаниям от лица некой современницы (послевоенное детство, неустро­енная юность, непригодившееся образование, психушка, асоциальное бытие). «Иногда просыпаюсь в туалет, ноги спускаю с кровати — пойду, думаю, повешусь». Татьяна Орлова настучала этот монолог на пишущей машинке двадцать лет назад, и до сих пор он хранился у нее в столе в единственном экземпляре. Почему она принесла рукопись в театр «Около», можно объяснить: у автора и театра стилистическое согласие. Почему принесла именно сейчас — тоже можно понять: за двадцать лет монолог не выглядит автобиографией даже в глазах самого автора — столько воды утекло. Тогда, в начале девяностых, он звучал бы актуально. У автора было не просто детство, а детство в Германии после войны, разделившей Берлин на Западный и Восточный. В 91-м тех, кого еще недавно называли освободителями, стали звать оккупантами, так что Орлова с ее легким интеллигентским презрением к своим, которые везли и везли к себе на восток ковры и сервизы «Мадонна», тогда была бы в тренде (через три года из Берлина, к радости шестидесятников, выведут наши войска и, к их стыду, пьяненький Ельцин будет дирижировать оркестром). Тогда женщины со вкусом еще находили наилучшую ролевую модель в феллиниевской Кабирии и дорожили безответной любовью — точь-в-точь как в песне Новеллы Матвеевой про то, что «моей любви ты боялся зря». Каждый порядочный шестидесятник имел за плечами психушку, нищенский быт и мытье полов в учреждении, где, по идее, можно было бы занимать высокую должность: образование позволяет, но западло. Каждый уважающий себя шестидесятник любил феллиниевский «Амаркорд» больше собственного детства. И каждый чего-то стоящий шестидесятник писал в стол, без расчета быть опубликованным, потому что смешно искать признания у тех, кого презираешь; презираешь, потому что чувствуешь себя оккупированным в собственной стране. Двадцать лет спустя монолог отлежался и оттуда выветрился налет фрондерства, жалости к себе и рисовки. В сухом осадке осталась талантливая, точная в мелочах, остроумная литература. «Самые крупные личности пишут сразу так, будто они уже побывали в сумасшедшем доме». «О, эти чудные отклонения от нормы!» Юрий Погребничко поставил монолог в привычном для себя жанре ностальгического кабаре: монолог преры­вается то песней, то танцем; эпизод из «Амаркорда» иронично цитируется мизан­сценой; Наталья Рожкова поет «Давай закурим», тонко шаржируя Клавдию Шульженко. Мужчины в шинелях с франтовато летящими фалдами, женщины в умопомрачительном винтаже — в этой униформе в «Около» играют и Дюма, и Чехова, и монологу Орловой она идет необыкновенно. Как и песня Градского на музыку Тухманова «Жил-был я. Стоит ли об этом?». Совершенно, казалось бы, факультативная вещь. Но в театре «Около» из нее получился памятник шестидесятникам. Памятник в человеческий рост. «Жил-был я… Вспомнилось, что жил».

1
0

Отзывы

9
Мария Ю
69 отзывов, 110 оценок, рейтинг 132
12 февраля 2019
Театр Погребничко надо смотреть, вы в него непременно влюбитесь!

Это не самый идеальный спектакль Погребничко, есть вопросы. И, пожалуй, он не подходит для первого романтичного знакомства с театром «Около…». Здесь у зрителя должен быть определённый возраст или культурный бэкграунд: «Амаркорд» Феллини, «Пепел и алмаз» Вайды, «Под стук трамвайных колёс» Куросавы и пр. Фрагменты фильмов будут в спектакле. Впрочем, если вы, как я, не шестидесятник – атмосферу вы всё равно почувствуете и заглянуть в себя сумеете.
«Жил-был я» - эта песня Градского под чёрно-белые кинохроники начинает и заканчивает «Оккупацию». Внутри практически моноспектакль Лилии Загорской. Она смотрит на послевоенную Германию глазами советского ребёнка, семья которого из освободителей уже стала считаться оккупантами. Справа на сцене плацкартный вагон, через него военные прут из Германии сервизы и ковры, чтобы сдать на родине в комиссионку. Дальше будут обрывки воспоминаний из рукописи Татьяны Орловой, напоминающие листание пожелтевшего альбома. И всю это ретро-ностальгию украшают прекрасные музыкальные номера в жанре «кабаре Погребничко». Наталья Рожкова очень иронично исполняет Шульженко, прекрасные мужики-военные (Логинов, Богдан, Сидоров, Кулаков, Орав и Сазонов) картинно изображают полковой бэнд, Ольга Бешуля доверительно поёт «Девушку из харчевни».
И неважно немец ты, русский, молодой, шизофреник, писатель, бомж или певец – 60-е для всех –время таких застывших и несвязных монологов тех, кто «вспомнилось, что жил».

1
0
7
Мадикен К
82 отзыва, 85 оценок, рейтинг 25
3 ноября 2017

"Оккупация - милое дело/О, Федерико!" в театре «Около дома Станиславского» - это не совсем спектакль - это просто поток сознания автора Татьяны Орловой. И это вовсе не спектакль об оккупации, как можно было подумать из названия, и как подумала я. Да и оккупация, по большому счету, тут совсем не причем. Это скорее просто воспоминания о детстве, о жизни, о тех местах, где приходилось жить. Воспоминания не всегда последовательные, сумбурные, возможно болезненные для автора, с отвлечениями на фильмы и музыку. Главное здесь - поймать зрителя в сеть его собственных воспоминаний, которые переплетутся с авторскими, и в которых… он же и утонет. Тут вышел небольшой прокол, - мои воспоминания начинаются несколько позже, а погрузиться в авторское бессознательное я полностью не смогла, хотя была близка. Ещё, наверное, не стоит искать в спектакле исторической достоверности описываемых событий.
Актеры исполняют свои монологи монотонно, почти на одной ноте, это помогает погрузиться в настроение. Унылое однообразие рисуемой жизни скрашивают музыкальные вставки. Оказывается, многие актеры театра обладают чудесными голосами и умеют играть на музыкальных инструментах. Мое внимание не могла не привлечь огромная бас-балалайка, - не часто встречающийся инструмент. А вот видео-фрагменты мне не очень понравились, они повторялись и были скучны.
Я так и не поняла, понравился ли мне спектакль или нет. Он, безусловно, цепляет. Мне близки его дневниковое изложение и откровенность. Но и безоговорочно рекомендовать его я не могу. И вышла я из театра с четким пониманием того, а пришла я сюда впервые, что мне просто необходимо посмотреть еще что-нибудь, чтобы понять мое ли не мое это творческое пространство.

1
0
9
Nina P
58 отзывов, 64 оценки, рейтинг 35
30 сентября 2014

Это первый спектакль, который я посмотрела в этом театре.
Впечатления были двойственные, настолько необычна форма спектакля.
Прошло около года, но я все время вспоминаю отдельные сцены из спектакля.
А недавно захотелось посмотреть еще раз, ради танцев Никиты Логинова и других.

1
0
9
Ольга Ильина
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 14
8 декабря 2012

Эта вещь — словно редкая картина в заведомо неброской раме в нераскрученном салоне на маленькой улице — не сразу поверишь, что повезло повстречать такую драгоценность. Впрочем, я-то нашла эту дивную вещь в месте для меня знаковом, и удивляюсь я другому: увы, мало кто о нем знает.

Если речь заходит о театре «ОКОЛО дома Станиславского», наверное, я менее всего объективна, ибо неординарный, самобытный «ОКОЛО» — театр моего студенчества, на спектакли его было хожено-перехожено, там знаком каждый гвоздь и каждая ступенька. Однако ручаюсь, ручаюсь своей очарованной головой: «Оккупация — милое дело. О, Федерико!» — спектакль по-настоящему сильный, пронзительный, трогательно смешной и ностальгически теплый. Его стоит прожить.

При намеренной аскетичности выразительных средств получилось многослойно и глубоко — именно так, как умеет ставить Юрий Погребничко, виртуоз чистого минимализма и мастер нетривиальной подачи текста. Пьеса Татьяны Орловой, драматурга современного и мне совершенно неизвестного, как влитая «села» на «околовскую» эстетику. Очевидно, что в этой пьесе режиссеру было, где развернуться. Мне всегда казалось, что парадоксальные трактовки классики — конек «околовцев», потому было любопытно, насколько удачно метод и язык Погребничко могут быть применены к современному материалу. Дождалась.

Под стук колес и привычный для этого театра звук шагов людей в форме, прерываемая видеоотрывками из мировых киношедевров и живым исполнением отечественных шлягеров, героиня рассказывает о своем «оккупантском» детстве в Советском Союзе и послевоенном Берлине. Очерковые монологи-воспоминания сменяют друг друга как слайды, словно наброски к большой картине ее жизни, горькой, одинокой, несуразной.

Наивная мудрость, инфантильная серьезность, щемящая самоирония. По стилю повествования и общему настроению пьеса сопоставима с повестью «Похороните меня за плинтусом», которую нежно люблю. Помимо явных перекличек с простодушными и трогательными персонажами Джульетты Мазина, псевпопарадоксальность выбора главного героя рождает ассоциации с поэмой «Москва-Петушки». В образе героини, тонкой и нежной, есть что-то надтреснуто ерофеевское: маленький человек, рассуждающий о большом, высоком и временами немыслимом. Это как раз тот случай, когда важнее не сила душевного источника, а его чистота. Только для свободного, предельно честного философствования ей не нужна алкогольная поддержка — у нее есть шизофрения.

Внешняя статика и внутренний надрыв — маленький человек на большой жизненной сцене. Очень человечный вышел спектакль. Потребность окунуться в мир детства в той или иной степени живет в каждом из нас. Феллини был бы доволен.

И немного о Лилии Загорской. Образ, созданный Загорской, — образец безукоризненной актерской работы. Честно признаюсь, что не очень-то жалую женщин в театре, и уж совсем не переношу бенефисы актрис, но она, она... Голос Загорской завораживает, ее игрой на сцене любуешься, она, даже в убогом пальто и нелепой шляпе, — истинная звезда.

1
0
8
Marina Vladimirovna Samoshkina
3 отзыва, 3 оценки, рейтинг 6
8 февраля 2019
Спектакль понравился. Хотя зрителю, которому нравятся работы Богомолова и Серебренникова, не пойдет.

В центре Москвы в переулке есть небольшой камерный театр, которому более 20 лет, но не каждый искушенный театрал о нем знает.
Этот театр называется Около Дома Станиславского.
И сегодня я побывала на их спектакле "Оккупация - милое дело./О, Федеррико!/"
.
Этот спектакль был поставлен Ю. Погребничко в 2011 году по пьесе современного драматурга Татьяна Орловой (пьесу можно найти на просторах интернета, хотя пьесы это сложно назвать). Скорее всего это автобиографичные зарисовки из жизни девочки - женщины, которая как бы и выросла, но в силу диагноза, который ей ставят - шизофрения (а у кого ее нет!), еще осталась в душе и в своем сознании той маленькой девочкой.

"Шизофрения - не болезнь, шизофрения - способ выживания".

Рассказ от первого лица героини "такой то такой" состоит из воспоминаний о детстве, проведенном то в оккупированной Германии (отец военный и после войны распределен туда), то за Уралом, где по мнению обывателя живут только уголовники и зэки.

Эти воспоминания перемежаются с рассказом о настоящей, нынешней жизни героини. Она, человек с высшем образованием, но периодически обостряющейся болезнью, вынуждена работать уборщицей. А ее душа просит творчества, искусства, театра, наконец. Она вспоминает, как в детстве ставила спектакль Золушка, какой талант был у Люси Г, как наша героиня ей завидовать и хотела играть сразу все роли в спектакле. И почему там, "у них", при "желтых домах" есть магазины с рукодельными работами больных, с их картинами, вышивка и, а у нас нет...

Вспоминает о родителях: отец - молодой и красивый, в шинель, ничего неумеющий (или нежелающий🤔), даже вставить вилку в розетку, мама, складывающая "марки" под скатерть, и, мечтающая привезти из Германии домой сервиз "Мадонна" и ковер "Розы", неважно какой расцветки.
Воспоминания о деде более вызывающие ностальгию: водил в кафе, катал на лодке, покупал мороженое.

Все монологи перемежаются кинохрониками, кадрами из значимых мировых фильмов Феллини, Курасавы, Вайды...

Ну, а чтоб уж совсем окунуться в ту атмосферу послевоенного детства: плацкартный вагон; девочка-женщина в шароварах, нелепом пальто и шляпке с цветком, заказанной на бант под подбородком; песни военных и послевоенных лет; культовое "Давай закурим... " в исполнении Натальи Рыжаковой, с точным попаданием в интонации Клавдии Ивановны Шульженко.

Девчушку-женщину исполняет прима театра Лилия Загорская. И когда я читала пьесу, именно ее я и представляла в этом образе. Немного волнующимся голосом, немного с надрывом, со слезами на глазах, передовая каждую сцену из жизни героини, как свою (а может быть и свою, откуда нам, зрителю, знать?), именно играет на протяжении 1,5 часов главную скрипка в этом оркестре. А оркестр, я вам скажу, здесь тоже хорош: одна только балалайка-контробас чего стоит Я уж не говорю о гитара, губной гармошке и фортепиано.

За возможность попасть на этот долгожданный спектакль огромное спасибо сообществу Люблю Москву @moskvalublu и театру Около @okolotheatre.
#люблюмосква #москвалюблю #moskva_lublu #lublu_moskva #moskvalublu

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все