Драматический, Классическая драма |
16+ |
Сергей Виноградов |
26 октября 2018 |
2 часа 15 минут, 1 антракт |
Французский вариант преступления и наказания , поэтому грехи будут в основном литературного и сексуального беспорядка.
Мольер , фигура крупная во всех смыслах , показан обыкновенным мужчиной со свойственными этому полу недостатками , к примеру, менять женщин на более молодых.
Старая подруга наскучила , взял молодую , не послушав предыдущую.
А она возможно была его дочерью.
Католики убрали "возможно" и приписали Жан Батисту все грехи сразу и мы не можем быть более объективны , чем они - ведь факты налицо.
Спектакль интригует ,щекочет нервы , местами пересекаясь с советской сталинской системой отношений - есть покровительство , делай что хочешь , не угоден - тебя уничтожат.
Церковь и государство слились в едином порыве уничтожить грешника , хотя нам рекомендовали "не судите и не будете судимы".
По Булгакову спектакль, конечно. По «Кабале святош».
Мольер здесь человек преклонного возраста, седой, крупный, уже слабеющий здоровьем, раздражительный и вредный. Анненков Алексей создает образ дедушки-клоуна, тиранящего актеров своей труппы, талантливого, капризного и страдающего. Он недоволен своим главным покровителем – королем, поскольку тот – тиран, но грешен властностью и нарциссизмом сам. Мольер тоже король, на свой манер, и в своем театральном королевстве. Может многое. Жениться на юной актрисе, например, но запретить ей любовников. Чтоб честь была соблюдена. Хотя какая уж тут честь…Может прогнать полезную актрису-старую любовницу, раз уж вышла из возраста соблазнения. Еще усыновить ловкого мошенника и героя-любовника. Масса разумного, доброго и вечного во всем этом.
В общем, публику не обмануть, она все равно любит слугу Мольера - Бутона. Тем более что играет Бутона Петр Ступин, обаятельнейший актер. Его валенки, миниатюрность, худоба, выразительные морщины, умные глаза способны завоевать внимание и любовь. Бутон – звезда этого спектакля.
Еще тут есть король Людовик, Солнце, и он – в белом кителе, фуражке и при усах (Анатолий Морозов). Товарищем его никто не назвал, конечно, но прозвучало бы вполне естественно.
Вместо священников в сутанах черных ужас наводят ребята в черных кожанках. Чекисты, вестимо. Главный ариец у них – архиепископ (Четков Виталий), гладкая прическа, жесткие скулы. Злой. И команда у него суровая и невеселая.
И, кстати, с чего им веселиться. Театр в принципе не нравится церкви, а тут, в Пале-Рояле, король разрешает ставить «Тартюфа» и «Дон Жуана» своему любимому старику Мольеру. Ну это же ахтунг.
А старик этот (40 лет) еще и женится на молодушке 20-ти лет. Многие знают ее секрет, но никому это не мешает жить дальше. И только кабале не все равно. Они всегда на поле боя. Даже Орсиньи (Двинских Эдуард) применили,_заманили женщиной с гладкой прической и в юбке-карандаш, натравили на Мольера злосчастного, но тот оказался хитрей дуэлянта и бабника, побросал оружие и убежал. Вернее, уполз. Старость не радость. Так что всем нелегко.
Дамы в спектакле. Скучные роли у них, как часто у дам бывает. Что в жизни, что в театре.
При том красивые актерки. Все в красивом белье, как договорились, ну или как доктор (режиссер) прописал. Брюнетка Риваль (Крымова Лана) в ярко-красном, хороша чертовка, даже непонятно почему выбор драматурга пал на рыжую Арманду (Надежда Селиванова) в черно -белом боди или светлом пеньюаре (уже потом, для любовника). Мадлен (Ксения Худоба), блондинка, тоже в черном (родственницы! Зуб даем, и вкусы даже схожи). Не старая, фигура у Мадлен ого-го. Можно рассмотреть вполне подробно. Костюм позволяет. Все хорошо у Мадлен Бежар, стройна, красива и талантлива. Но любовь компаньона и тайного супруга потеряна навсегда. Увы, возраст – штука страшная и непоправимая. Молодец Мольер, что хотя бы пенсию выделил матери своей жены. Плюсик в карму. Или боялся ее. Тоже может быть. Тогда минусик. Мадлен оставила все свое добро по завещанию Арманде, и это месть, плоды которой не разгрести теперь уж никогда.
Роман Керн в роли Муаррона – убедителен и интересен. И Лагранж – Андрей Крупник-ничего не нарушает.
Но Бутон все равно лучше всех. Наши аплодисменты
Спектакль «Мольер» по пьесе М.Булгакова «Кабала святош» доставил необычайное удовольствие.
Режиссер спектакля Сергей Виноградов предложил неординарный ход, соединив произведение М.Булгакова с реальными событиями жизни автора. Получился очень мощный симбиоз. И очевидные параллели. Соединение двух эпох.
Почему–то всегда великих людей представляешь в каких-то героических полубожественных образах, забывая, что это обычные люди с их слабостями, одиночеством и множеством нерешенных проблем. Мольер в спектакле показан творцом, но одновременно, обычным человеком. Предавший, и сам столкнувшийся с предательством; умеющий прощать; страшно боявшийся остаться одиноким и никому не нужным; лебезящим перед королем (куда уж без этого, поди, попробуй не лебезить); уже почти сломленным, но как истинный Созидатель все же не сдающийся, доигрывающий свою роль до конца, наперекор всему, даже смерти. Алексей Анненков в роли Мольера просто великолепен. Забываешь, что ты в театре. Веришь во все происходящее. Вот он охвачен страстью к юной девушке и готов на все лишь бы она была с ним; вот - довольный своим успехом, самовлюбленный актер и директор театра; а вот - разбитый горем и умирающий несчастный старик. Веришь абсолютно всему, что говорит и делает Алексей Анненков – Мольер. Браво! Но и остальные актеры играли замечательно. Практически все очень понравились. А многие мужчины в зале оценили выход юной героини в ярко-красном нижнем белье. Да, и такое в спектакле есть, но смотрится очень гармонично и не пошло.
Из декораций запомнились старинные стены, очень похожие на готический собор с освещенными окнами – витражами наверху. Красиво и торжественно.
В спектакле довольно много шуток. Не сказать что они глубокие, скорее похожи на добрые, немного наивные шутки времен СССР, но люди посмеивались, да и я тоже. Наверное, потому что остроты получились какие-то домашние и милые, создающие соответствующее настроение.
Вечер удался! Иногда ценность спектакля заключается не только в самой постановке и игре актеров, но и в том, что внезапно и до жути тебе начинает хотеться что-то читать, например, биографию Мольера, и ты сидишь, читаешь-читаешь. И с любопытством смотришь, как же выглядели настоящие герои, пытаешься представить их жизнь. И все еще пребываешь на сцене, где жил, творил и умирал Мольер.
«Мольер» в театре п/р Армена Борисовича, конечно же ожидаемая постановка. Обращения к творчеству Михаила Афанасьевича носят массовый и вполне оправданный характер. Многогранность, лёгкость и высокохудожественность литературного материала, вкупе с лиричностью, а порой и гротескностью образов, определяют наличие спектаклей по пьесам Булгакова, большинства репертуарных театров. Октябрьская премьера театра, по всему обещала быть великолепной. С таким настроем я и направился в Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна на премьеру посмотреть, да получить многие удовольствия от просмотра.
Много писанного о творчестве талантливого драматурга, мистика, сатира, сходится во мнении, что трудами своими последний не только, и не столько изобличал режим, при котором ему довелось жить. Более правдиво звучит версия о поиске струн душевных, создании инструментов и образов игры на них и, конечно же, затрагивание глубочайших, уже костенеющих, но всё ещё возвышенных и гуманных чувств и нот. Так и «Мольер», Кабалою святош служит проформой изобразительных образов высоких чувств, душевных терзаний и растапливания сургучных печатей, скрепивших врата духовности, высказанных автором в «Мастере и Маргарите». Тем и интересны множества постановок пьесы, раскрытием в них близких режиссёру чувств и историй. Выразительностью образов этих самых чувств, глубинами переживаний, а не сведением к банальному любовному треугольнику с властью.
Несомненно, игра актёров, художественное решение сценического пространства – очень важны. Возможно населить спектакль конъюнктурными узнаваемыми образами, сдобрить модными шутками… и, уверен, что зевать не придется. Тогда приключится история, написанная высоко художественным языком, однако глубоко конъюнктурная и посредственная, рассказанная на потребу масс, в надежде всеобщего одобрения. Такой уж строгий и требовательный Булгаковский максимализм, не больно-то позволяющий «лепить бабу» из его историй.
Не люблю я ходить на «молодые» спектакли. Надо дать ему подрасти, «пообкататься», войти в свой темпо-ритм. И тогда, при первоклассной постановочной команде и талантливом режиссёре, спектакль начинает жить самостоятельно, захватывая зрителя не только литературным материалом.
Как же хороши артисты театра в этом спектакле, как здорово они «держат» зал. Но усталость брала своё. Временами я боролся с дремотой, порой злился в провальных затемнениях и перестановках декорации, разрушающих непрерывность действия, а порой и кривил лицо, от замыленных образов и вышедших в широкий тираж мизансцен. Каюсь, рано пошёл, да многого ждал. Попробую ещё раз просмотреть по весне.
А актёры были великолепны. Игрою захватывали и срывали аплодисменты. Ну конечно же и прекрасные актрисы, радовавшие временами ярко-красными лифчиками и кожаными трусиками… Обнажения на сцене не то, что в кино. Они позволяют, а порой заставляют ярче открыться характеру, эмоциям, заставляя артиста «отдаваться» чувственности и выразительности образа. Поэтому мне притягательны обнажения в театре. И пускай в этот раз я больше думал о чрезмерной одетости и закрытости белья, хотел развития со скидыванием его или бальным выпадением груди, благо было на что посмотреть, я остаюсь уверен в природе своих критических высказываний – лёгкая усталость и внезапный первый снег.
Решение пойти на этот спектакль было практически мгновенным. Потому что в нём сконцентрировалось если не всё, то очень многое из того, за что я люблю театр Армена Джигарханяна.
Прежде всего режиссёр. Впервые я познакомилась с его работой в "Королеве Красоты", потом был "Трамвай "Желание", на который я шла уже осмысленно. А на "Сиротливый Запад" я уже бежала!
И, конечно, я не могла пропустить "Мольера"
Во-вторых, главную роль в спектакле играет Алексей Анненков, который как сразил меня наповал в "Молли", так с тех пор и числится в любимых актёрах этого театра (правда, делит это почётное звание с ещё одним актёром).
Третья причина - это Надежда Селиванова — исполнительница роли Арманды.
Молодая, яркая, ей очень удаются характерные роли.
Вот и здесь она смотрелась вполне гармонично и на своём месте. Юная роковая красотка.
Я принципиально ничего не читала о спектакле перед походом, решив посмотреть его глазами рядового зрителя, а не заядлого театрала. И тем сильнее было моё удивление, когда я увидела на сцене людей в кожаных плащах.
Первым порывом было протереть очки. Вторым, срочно открыть пьесу и убедиться в том, что кожанки - это режиссёрская задумка, а не булгаковский текст, потому что в памяти были лишь кружевные воротники, парики и т. п. И лишь увидев Людовика слишком похожего на Сталина, я выдохнула. Булгаков, конечно, был смел, но...
Смел в данном случае именно Сергей Виноградов, решивший совместить две эпохи, создав тем самым прямые параллели между сюжетом пьесы и жизнью самого Булгакова. Ведь и правда, они во многом схожи.
Сталину, конечно, было хорошо знакомо творчество Булгакова. Ещё с пьесы "Дни Турбиных". И безусловно, судьба Булгакова зависела от милости правителя. И он так же впал в немилость уже советской "Кабалы святош", нещадно его критиковавшей.
Думал ли Булгаков, что пишет пьесу "с себя"? Не знаю. Но такое чувство, что и скорый запрет этой пьесы, и последовавшую за этим жесткую критику, заставившую его даже уйти из МХАТа, он словно бы напророчил. Впрочем, история показывает, что многие творческие люди, наделённые истинным талантом, сложно уживались и с сильными мира сего, и с обществом, да и в личной жизни тоже.
Так вот. Спектакль, конечно, о Мольере. В нём нет никаких отступлений от авторского текста. Просто этот Мольер вышел за рамки временного коридора.
И без "париков" он не менее интересен! Виноградову действительно удалось огромной жирной чертой обозначить не только непреходящую актуальность судьбы отдельно взятого великого Таланта, но и заставить зрителей поразмышлять о том, в чём же задумка самого Булгакова.
А Алексей Анненков сыграл так, что не оставил зрителю даже намёка на сомнение.
Впрочем, он не единственный, кто играет в этом спектакле просто блестяще.
Браво!
Браво всем!
Сходите в театр!