Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.3

Спектакль
На дне

Постановка - МХАТ Горького
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
  • На дне – афиша
  • На дне – афиша
  • На дне – афиша
  • На дне – афиша
  • На дне – афиша
Драматический
16+
Валерий Белякович
3 часа 20 минут, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Елена
5 отзывов, 7 оценок, рейтинг 10
31 мая 2013

В последнее время всё чаще и чаще я вижу спектакли по классическим произведениям, поставленные на современный лад, не сохранившие и малой доли философии, настроения и образа произведения. На "На дне" я шла с опаской.
Увидев полупустой зал и то, что купивших билеты на балкон пересаживали в партер, я испугалась вдвойне: не является ли данная постановка какой-нибудь известной гадостью, о которой я не знаю?

Нет, не является.
Скажу больше - это одна из гениальнейших постановок, которые я видела в последнее время. Спасибо режиссёру - сохранены оригинальные тексты (пусть и немного сокращённые) и философия пьесы Горького. Как в 16 лет я читала "На дне" взахлёб, так и сейчас я "взахлёб" смотрела спектакль.
В постановке использована современная музыка, которая абсолютно гармонично сочетается с характерами диалогов и монологов. Несмотря на предельно простые декорации, весь спектакль держится на интонациях, жестах, каких-то незаметных на первый взгляд фразах.

О, этот монолог Сатина, эта великая фраза о том, что Человек - это звучит гордо.

Смею не согласиться с большим количеством критики, размещённой в сети на данную постановку.
Когда спектакль окончился и артисты вышли на поклон, у меня в голове была одна мысль: почему весь зал не аплодировал стоя?
Преклоняюсь перед Беляковичем за очередную прекрасную постановку.

3
0
6
kagury.livejournal.com
129 отзывов, 148 оценок, рейтинг 51
25 сентября 2018
Не хватает актерской игры

После совершенно прекрасных "Отцов и детей" мне очень хотелось посмотреть во МХАТе еще какую-нибудь нескучную классику. Вспомнив, как мне нравилась в школе пьеса "На дне" (она казалась философской и психологичной), решила смотреть ее. И.... честно-говоря, я даже не знаю, что это было.

Начнем с того, что за основу взяли постановку Беляковича. Т.е. попытались перенести эстетику камерного театра на Юго-Западе на большую сцену МХАТа. Само по себе, это уже спорное решение. Хотя параллельные ряды нар неплохо смотрелись в синем тумане... А вот дальше получилось неоднозначно.

Если помните, в пьесе довольно много действующих лиц, обитающих в ночлежке. В основном, это люди лет 40 (а барышни еще моложе), так или иначе оказавшиеся на этом самом дне. Каждый со своим характером и своим несчастьем. Ну и живут себе как-то. В общем-то, возраст тут важен, потому что с одной стороны - это люди, которые имеют уже некий жизненный опыт, а с другой - они еще достаточно молоды, чтобы иметь будущее.
В один прекрасный день появляется там странник Лука (ему порядка 60, т.е. на фоне прочих это мудрый старец), говорит свои ласковые, но хитрые слова, и обитатели ночлежки начинают задумываться. Лука - словно стена, в которую рано или поздно упирается каждый из жителей. И либо останавливается, либо отскакивает, либо убивается об нее насмерть. Но так или иначе, меняет траекторию своего движения. Словно группу биллиардных шаров разбили. Так, или примерно так - у Горького. Кроме того, "На дне" - это просто кладезь всяческих крылатых выражений от "мой организм отравлен алкоголем" до "ложь - религия рабов и хозяев, правда - Бог свободного человека". И за счет этих слов, часто сказанных с хитрецой и ехидством, пьеса читается легко, живо и с интересом.

Что же получилось на сцене. А на сцене совсем другая история. Начнем с того, что обитатели ночлежки здесь значительно старше своих персонажей. И это вносит явный диссонанс в их слова. Скажем, когда бывший актер (которому по пьесе около 40, а на сцене больше 60) говорит, что "мы мол, еще сыграем", уточняя: "мы еще повоюем" (ни того, ни другого у Горького, кстати, нет), то в такую перспективу верится с трудом.

Кроме того, не получилось, вот совсем не получилось на сцене характеров. Актеры с пафосом (неуместным в большинстве случаев) декламируют свой текст, словно стихи на сцене читают. Но при этом слова сами по себе, люди сами по себе. Связи нет вообще. Станиславский бы точно вопил свое "НЕ ВЕРЮ". Из-за того, что на сцене нет собственно игры, все обитатели кажутся на одно лицо: что мужчины, что женщины. Одинаковость одежды еще усиливает этот эффект. Даже если он был намеренным, это зря.

Кстати, насчет одежды. Я не знаю, что в данном случае символизирует белый цвет, но людей дна, практически без средств к существованию, сложно представлять себе в белом, не говоря же о том, что дамы в пеньюарах смотрятся в ночлежке весьма странно. Ну и отдельно удивило то, что Анна, которая при смерти, большую часть первого действия смеется, улыбается и катается по нарам, что совсем не вяжется с ее состоянием.

Собственно говоря, на сцене есть только один актер - Лука. Вот здесь все прекрасно. И нужные интонации, и темп, и правильная ехидца в голосе. Но другие персонажи вокруг него остаются манекенами, увы. Сомневаюсь, что это была такая глубокая задумка, мол живой думающий человек среди других, скучных и однообразных. Все-таки один играющий актер на весь 3-х часовой спектакль - это слишком мало!


В общем, признаюсь, я была разочарована. Ни подбор актеров, ни режиссура не показались мне оправданными и удачными. Наверное, это оказался совсем не мой спектакль.

2
0
9
Svetlana VK
6 отзывов, 11 оценок, рейтинг 5
20 марта 2011

Спектакль оказался полной неожиданностью в хорошем смысле этого слова!
Началось все с того, что началось все вовремя! Это приятно, т.к. я уже привыкла к тому, что приходишь в зал и сидишь еще минут 10-15 в ожидании. А тут все-таки уважение к зрителям есть. Ровно в 19:00 на сцену с офигительнейшими декорациями (о них позже) вышел один из второстепенных персонажей. Сел на нары с гитаркой и внимание зала тут же переключилось с кресла соседа на сцену.
Зазвучала любимая музыка Vangelis "Завоевание рая" и по очереди в некотором подобии танца вышли абсолютно все актеры. Такой ход я встретила впервые - этакое приветствие и знакомство. Танец этот, кроме хождений по кругу, включал в себя еще и элементы "акробатики" - все актеры синхронно переворачивались через упомянутые нары.
Тут самое время остановиться на декорациях. Мне всегда нравится, когда из ничего делают конфетку. Когда все настолько просто и в то же время настолько впечатляюще. На фоне абсолютно черной сцены актеры одеты во все белое. На сцене стоят три ряда по три нары (не знаю как их еще назвать.. разве что малярными лестницами). Позади во всю высоту пущен туман, подсвеченный голубым сиянием софитов. Словами не передать всего великолепия.. сказка!!!
Актеры играли замечательно. Один Самойлов чего стоит! Так здорово подобрать типаж под роль Барона надо еще суметь. Иобадзе (Бубнов) творил на сцене такие кульбиты, что любой гимнаст позавидует. Ровинский в роли Актера был бесподобен. Да много кто понравился, можно сказать - все! Еще прониклась тем, как надо вести себя на сцене - даже не задействованный в диалогах персонаж чем-то да занимался, т.е. все было очень динамично.
Режиссер В.Р. Белякович потрясающе поработал. Его креативные идеи разбавили тяжелую классику и смотреть спектакль было в одно удовольствие. Взять хотя бы внезапно появившихся людей на верхней полке нар - вдруг взяли и встали, и никто не заметил как они туда попали!.. в первый раз))
В общем, спектакль шикарный! На него стоит сходить не только ради Горького, но и ради великолепной режиссерской и актерской работы ;)

1
0
?
Владимир
67 отзывов, 79 оценок, рейтинг 50
24 декабря 2004

Вы знаете, после постановки В.Беляковича "Горячее сердце" я с опаской шёл смотреть "На дне" в его интерпретации.
Ну, сцена и декорации меня не удивили - это его неповторимый стиль. Голая сцена и нары. Думаю: "Ну всё, начнётся балаган". И это великий Горький!!! Пьеса с глубочайшим смыслом, пьеса, где у каждого героя своя "мораль", которую нельзя сократить или расширить, которая сама по себе совершенна. Но мои опасения угасли, как только я увидел моих любимых актёров: Л. Матасову, М. Дахненко, Б. Бачурина, В. Ровинского, А. Самойлова. Лучше них сыграть никто не смог бы, и подобраны они были просто великолепно.
Было приятно увидеть на спектакле много школьников, - поверьте, они не мешали - сидели как завороженные, значит, им понравилось, а это, хочу заметить, лучшая похвала для актёров, когда удаётся заинтересовать своей игрой школьников, и причем классикой, а не эротикой.
Но всё же я очень надеюсь, что МХАТ им. Горького больше не будет сотрудничать с Беляковичем. Как всегда немного подпортила впечатление Т. Шалковская, очень примитивная, я не понимаю, почему она так много играет в этом достойном похвал театре.

1
0
8
Татьяна
214 отзыва, 215 оценок, рейтинг 23
13 июня 2019

Неожиданное для меня прочтение. Персонажи в этой постановке постарше, чем указано в пьесе. Когда о перспективах выбраться из ночлежки говорят молодые люди, это одно. Когда же говорят люди пожившие, то безысходность прям вот давит. По пьесе жаль, что сгорают довольно молодые жизни, то тут прям вот как последняя отчаянная попытка хоть как-то что-то изменить. При этом много жизни в этой ночлежке, в этом подвале. Всё равно бушуют страсти, а разве не в любом возрасте хочется любви, внимания? Повторюсь, по энергетике и азарту игры актёры этого спектакля фору и многим молодым дадут, но реально другой взгляд на пьесу для меня вышел. Та же Настя. Когда юная девушка фантазирует и кричит, что "было у меня, было" - ну, относишься к этим фантазиям. подумаешь. Ещё будет. Пусть не так как мечтает, пусть не Рауль, но всё же.. Да даже если и не будет, но шансы есть. Да и когда ж мечтать, как не в юности? Когда же так инфантильно мечтает дама далёкая от юных лет, при том что и образ сам по себе на грани карикатурности, то её "было, было" прям ножом по сердцу. Она цепляется за эти фантазии, потому что и не было, конечно, ничего, но и понимаешь, что теперь ещё и вряд ли будет. Это как соломинка. Прям вот даже и смеяться не хочется, а за злые комментарии "сожителей" прям вот перебить их всех собственноручно хочется. На удивление трагичный образ при всей внешней карикатурности... И тот же актёр - как-то даже логичней концовка его "сюжетной линии". Тот же Пепел - он ведь реально пепел. Не, вспыхивает, отжигает, но кажется теперь, что всю жизнь вот так никчёмно провёл, чего теперь-то хорохориться. И если с 30-летним Пеплом думаешь, а каков он будет там, в тюрьме, а после? Каким выйдет? То тут переживаешь сильней - это ж конец! Теперь-то никакой новой жизни уж... Осталось дотлевать...
И эти танцы... Молодёжь может танцевать просто от молодой силы, тут же вот отчаянная попытка забыть, заглушить, "проехали"... Всю жизнь свою так.. Не потому что тянет танцевать, а потому что иначе уже невмоготу! В концовке прям хлопать не хотелось под эту пляску.. прям так и хочется написать "смерти"...
И само помещение театра - подвал, низкий потолок - всё усиливает это ощущение тягости, тягости жизни. Как бы не мечталось, как бы не кипела кровь. В любом возрасте хочется жить и мечтать, но и жизнь такая штука, что выкашивает так же всех...

Василиса и Наташа - Ольга Иванова и Тамара Кудряшова. Не девочки, потому и страшны их разборки ещё боле. Не сиюминутное желание и ревность, знают, что делят. Ну, кого... И особенно чувствуется этот рассчёт Василисы - опытный менеджер составляет план. Долго вынашивала, не сиюминутно родилось. И любовь тут не влюблённость, тут ещё и оскорбление явно примешивается. А Наташа всё продолжает мечтать, хотя казалось бы.. А вдруг кто-то за руку возьмёт и уведёт... Надежда неистребима... И ведь обе красавицы.. Такую в дом ввести хозяйкой же любой почтёт за честь...
Медведев - Денис Нагретдинов. Забавный. И вроде надо лицо держать - начальство ж! И явно завязан тут со всеми делами и родственными узами. Крутись, как хошь. Ну, вот и не выкрутился...
Лука - Сергей Бородинов. Какой же прекрасный образ! Почему-то воспринимаю Бородинова довольно брутальным, а он такой светлый! Образ вне возраста и времени. И блаженным не назовёшь - вполне себе обычный мужичок, и говорит "обычно", не пророчествует. Но так складно! Очень понравился!
Васька Пепел - Александр Наумов. Энергетика очень сильная! Вот ему бы горы сворачивать! Но раньше надо было, раньше...
Клещ - Алексей Ванин. Озлобленный... По-моему, включая даже на жену, которая его оставляет. Ласки от него она не дождалась, да вот явно он и без неё-то так сник... Питался от неё аки вампир?... В роли жены - Татьяна Городецкая.
Бубнов - Олег Задорин. Если честно, роль Луки я бы именно этому актёру отдала. Он так разумно разумные же вещи говорит. И охотно веришь, что оставил жене всё - ибо разумно всё просчитал. Даже эту свою жизнь на дне обосновал - ну не люблю работать! Идейный нищий :-))))))
Сатин - Евгений Бакалов.
Актёр - Александр Задохин. Красивый образ. Искусство всё равно ж живёт в нём! И пусть теперь публика уже не та, что носила его на руках, но всё равно ж алкоголь артистизм не может убить. Но вопрос зачем жить? Старыми воспоминаниями успеха? И я даже подозреваю, что не сам факт ношения себя на руках поклонниками он вспоминает, а то, что играл так, чтоб носили! Нужен был! Жёг сердца глаголом! И отчаянье ж, что забывает слова. Как же на сцене-то играть, если память отказывает, если не помнишь любимейшие стихи?!!! Что страшней-то может быть? И наверное, ж так легко он поверил в "землю обетованную", которую ему так на "карте" и не показал Лука. Раз нет больнички, где вылечат, где помогут, нет этой земли обетованной, то зачем это всё теперь-то? Мечтать прекратил, ну и что остаётся? "Эх, песню испортил! дурак!"
Барон - Вячеслав Гришечкин. Явно вот из другого мира. С этой важность, тут неуместной, с готовностью к унижениям. "ты бы меня тогда полаять попросил" - теперь-то чего ж? Бить лежачего - в чём интерес? Зато и поскудническая душонка - и других готов поунижать. Как над той же Настей не посмеяться? Voulez Vous Coucher Avec Moi - как же тут французский язык просто режет слух. Пусть хоть так, да чуть выше остальных станет.
Асанка - Фарид тагиев. Замечательный татарин вышел!! Колритнейший!
Настя - Галина Галкина. Фактурная актриса и роли у неё часто такие с комедийным уклоном. И тут вот с первого взгляда вроде прям же посмеяться над ней хочется. Но вот совсем не смешно... Можно выживать, живя прошлым, воспоминаниями. А тут попытка выжить, цепляясь даже за то, что и не было, а потом в отчаяньи абсолютном кричать, что "было, было!!" И не этих своих сокамерников, сорри, соседей по общежитию она убеждает, она себя убеждает. Потому что если и эти мечты у неё отобрать, то ведь не будет совсем ничего!
Квашня - Ирина Сушина. Хозяйственная и довольно добрая барышня. Но и цену себе знает, чего уж.
Алёшка - Максим Лакомкин. Роль небольшая. но тоже яркая.
Малыш - Вадим Соколов. Он-то что тут делает?.... Тикай отсюдова...

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все