Композитор Владимир Раннев сочинил оперу, в которой столкнул два прозаических текста: рассказ Юрия Мамлеева «Жених» (1980) и повесть Чехова «Степь» (1888). Первая история — про необычное происшествие в одной простой семье; она представлена в спектакле в форме живых картин. Вторая — про переезжающего из деревни в город мальчика; повесть почти полностью исполняется а капелла. Раннев сам поставил собственное сочинение; и если результат его первого режиссерского опыта в случае с «Двумя актами» по Пригову в Петербурге имел короткую судьбу, у «Прозы» есть перспективы долгой репертуарной жизни. Что для современной композиторской музыки, вообще-то, почти нонсенс.
Опера, Музыкальный |
18+ |
Владимир Раннев |
1 час 20 минут |
Прямо в воздухе на сцене эффектно зависают кадры комикса на текст Мамлеева. Встроенные в комикс актёры без остановки поют хоралом чеховскую Степь. При этом отыгрывая текст Мамлеева. Сюжет текста сложный и неприятный. Из-за него многие зрители и ушли, насладившись первым впечатлением от яркой сценографии Марины Алексеевой. Но остро ставит вечные вопросы трансформации души и бренности бытия.
Бывают спектакли, где важна форма, есть такие – где содержание. В «Прозе» важен произведенный эффект синестезии – одновременного восприятия искусства разными органами чувств. Которые при этом смешиваются в целое, т.е. зритель видит звук, слышит цвет, чувствует текстуру и всё это одновременно. Поют Чехова, играют Мамлеева.
Постановка «Проза» известного композитора Владимира Раннева, сюжет которой основан на рассказе Юрия Мамлеева «Жених» и чеховской повести «Степь», похожа на супер современный комикс - этакая "Пластилиновая ворона" на базе новых технологий, где на стене из подушек главные герои - то рисованные персонажи, то реальные люди, вокруг которых ежесекундно чертятся многочисленные события и явления жизни и уследить за ними совершенно не представляется возможным.
В качестве оперного звучания (ведь в опере именно звук самый важный персонаж) - довольно своеобразная акапелла, которая больше похожа на невыразительное чтение книги нежели на хоровое пение.
С одной стороны такое режиссерское воплощение двух великих произведений наводит сценический ужас и слегка приедается к концу оперы , с другой - он без сомнения завораживает с первых же минут. Чеховский Егорушка и мамлеевский Ваня слились в нечто единое, чтобы превратить Надю в кучку костей, а самим (самому) занять ее место в доме и стать для его обитателей "божком" (что ему, собственно, и удается, и Раннев это очень красиво подает в конце).
И даже при том, что не всегда можно уловить смысл происходящего (то ли вчитываться, то ли вслушиваться), но самое главное, пожалуй, то, что за этим хочется наблюдать, слова хочется услышать и попытаться понять.
Спектакль показан в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Петербурге
Сам спектакль смотрится как милый аттракцион, невиданный до этого в Москве, на него стоит сходить хотя бы их желания увидеть , что то новое и интересное . Текст Мамлеева чудесно входит в сознание, проза Чехова ладно поется, глаз радуется, артисты движутся по четкой и довольно сложной программе. декорации и работа художника милы и узнаваемы.
Очень необычная современная постакновка, такого я ещё не видела . После "Свеолийцев" думала не удивлюсь ничему, ан нет. Видео ряд , появляющиеся актеры, великолепное Акапелло... пытаешься все одновременно ухватить, но разум не успевает. Находишься в состоянии лёгкого недоумения,прострации, волнен я и много-много других чувств. Жаль не успела досмотреть онлайн, т.к. обещан показ был до 19-00 28.03.20 , но видео не загружается😭