Москва

Спектакль
Осада

Постановка - МХТ им. Чехова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Статусная вершина Евгения Гришковца: его спектакль идет в Художественном театре.
  • Осада – афиша
  • Осада – афиша
  • Осада – афиша
Драматический
12+
Евгений Гришковец
2 часа, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
24 сентября 2003

В Камергерском переулке, в маленьком зале МХАТа, артист Угрюмов рассказывает истории артисту Ващилину. В первом ряду хохочет, оглядываясь назад, Евгений Гришковец. За спиной Гришковца развалились в креслах артист Хаев и студент Соловьев. Угрюмов рассказывает Ващилину, как он был в походе, как зашли они с ребятами в деревню и он остановился у одной женщины («приятная женщина, немного постарше меня»). Из окна дома, где жила эта женщина, была видна гора. У подножия горы лежал камень, так один чудак из деревни каждый день приходил толкать этот камень в гору. Угрюмов рассказывает все это, а Ващилин злится и жалуется Гришковцу и помрежу Наташе, что Угрюмов его уже достал, что он вот где у него сидит со своими историями. К тому же все это он уже где-то слышал. Гришковца, однако, все это очень даже устраивает. «Хорошо, — говорит Гришковец, — все очень хорошо» — и зовет на сцену Хаева с Соловьевым.

Хаев: Вот раньше… Раньше… сейчас… раньше я был? А сейчас тоже я? А где граница, где этот переход — между я и я. Вот так говоришь с человеком, а потом начинаешь сомневаться. Когда я с ним разговариваю, я не сомневаюсь. А потом думаю: что я такое говорю! Вот ты как сейчас живешь?

Соловьев: Живу нормально.

Хаев: Вот именно, это ты очень точно сказал — нормально. А когда мы воевали, мы думали, что когда мы победим, все будет хо-ро-шо. Вот я и сомневаюсь, что ты понимаешь. Это же… Это же я того коня придумал.

Соловьев: Какого коня?

Хаев: Какого коня… Там история громкая была. Большой конь, деревянный, мы туда с ребятами…

Через три недели Лариса Ломакина оденет всех их в юбки до колен — и они пойдут на сцену. К ним присоединятся артисты Усов, Смоляков, Белый, музыканты и Максим Какосов, который, вообще-то, не артист, а товарищ Гришковца по кемеровскому театру «Ложа». В юбках до колен они, вероятно, будут напоминать ахейцев, осаждавших Трою. Но став как бы ахейцами, более всего они будут напоминать соседей по лестничной клетке. Через три недели — премьера «Осады». Билеты, рассказывает Гришковец, уже давно раскуплены.

— Летом ты говорил, что будешь писать роман — а сам делаешь «Осаду».

— Роман будет написан в феврале. Все будет. И ресторан будет.

— Ресторан?

— Сейчас мы с Александром Орловым ищем место. Там будут ресторан и кафе, которое трансформируется в зрительный зал мест на сто двадцать. Ряд моих спектаклей будет идти только там. Хочу, чтобы Макс Какосов перенес туда два своих спектакля — «Покет «Моби Дик» и «Титаник». А в остальное время там смогут играть музыканты. Это будет нормальная прокатная клубная площадка, каких в Москве много. Но такого театрика с определенным небольшим репертуаром, который при этом не выживает, а существует в связи с нормальным и коммерчески успешным рестораном, — такого в Москве нет.

— Ресторан станет твоим собственным театром?

— Нет, это будет именно ресторан. Ресторан зарабатывает деньги, театр играет два-три спектакля в неделю, ему не нужно искать ни спонсоров, ни бюджетного финансирования. Мне нравится жизнестойкость и успешность этого дела. У нас в «Ложе» при театре были кафе и клуб. Но в Кемерове мне всем приходилось заниматься самому.

— У «Ложи» ведь был спектакль под названием «Осада». Нынешний спектакль — его копия?

— «Осада» была сыграна раз восемь. Но идея спектакля — работа с мифом и сама идея такого разговора — давно не то чтобы мучила, напротив, давно меня радовала. И я не считал тот спектакль действительным воплощением такого театра, поэтому и решил предложить ее МХАТу.

— Герои «Осады» — воины?

— Почти все воины. Но есть просто юноша. Есть Икар. Есть музыканты, которые играют живую музыку.

— Сам-то ты кем был в «Осаде»?

— В «Осаде» я точно так же, как и здесь, то буду, то не буду выходить на сцену. Там я был одним из воинов, сейчас его будет исполнять Саша Усов.

— Но основная твоя роль сегодня — режиссер?

— Я не называю это режиссурой. Это целиковое дело. То, что мы делаем, как упражнение было бы крайне полезно актерам и тем, кто занимается режиссурой и драматургией: узнать, как создается текст, который не имитирует современную речь, а является ею. Это совсем иное дело, чем пытаться освоить по законам современной речи те тексты, которые написаны сто лет назад. В «Осаде» актер сам создает текст — так, как ему удобно. И чтобы он мог быть максимально точным. Это сугубо актерский театр, и в этом смысле он очень гуманный, потому что в нем есть забота и любовь к главному человеку в театре — актеру.

— Твои актеры будут говорить отсебятину?

— Есть структура текста, но репетиции наполовину состоят из этого. Ну невозможно три часа произносить один и тот же монолог. Идет поиск постоянных уточнений. Они все время вставляют какие-то детали, я уже знаю, кто где родился, подробности про детство. Но важно другое. Благодаря той атмосфере, которая сложилась на репетициях, удается неистерично поговорить о сути времени, о том, как оно движется и распадается в одном человеке на несколько времен, о войне поговорить неистерично. Меня интересует тот феномен, что все актеры, которые в спектакле заняты, кроме Какосова и студента, работают в театре дольше, чем я играю спектакли. И при этом то, что я им предлагаю, для них является экстремально новым. Но они не относятся к этому как к чему-то крайне экспериментальному. Мне не приходится их в чем-то убеждать. Ну нет у них в руках пьесы: мы занимаемся созданием текста, структурированием его, и весь этот процесс для них понятен, за ним следует создание спектакля, и на этот спектакль будут продаваться билеты. И хотя еще нет костюмов, все билеты уже проданы. И он будет, этот спектакль, по той пьесе, которую они сами произвели. По существу, это даже не спектакль, а неистеричный, очень спокойный мужской разговор о войне.

— Почему для этого разговора понадобился миф?

— Это моя давняя идея, связанная с феноменом времени в театре. Убирая из мифа пафос, перенося живую историю сюда, мы как бы упраздняем время вообще. Разговор, который ведется в спектакле, — это как бы бесконечный разговор. Осада бесконечна, переживание это бесконечно. Если бы в спектакле «Как я съел собаку» было ощущение исторического времени, меня бы тотчас же обвинили в ностальгии, мемуаристике и так далее. Но я сознательно упраздняю историческое время, в театре только так и можно, театр же происходит в настоящем времени. Поэтому в спектакле про войну никто не будет воевать, не будет фехтования и прочей глупости.

— Но я видела бутафорские мечи…

— Мечи, если ты заметила, именно такие, какими мы играли в детстве во дворе. Это оружие, которое можно сделать самому, — оно деревянное. И одежда у персонажей будет довольно странная, но в ней все равно можно было выйти на улицу. Какие-то люди непременно почувствуют аллюзии на сегодняшние войны — но ничего конкретного. Публика увидит очень хороших, остро чувствующих современность артистов, которые невероятно нефальшиво существуют на сцене. Услышат хорошую музыку. Увидят легкую, красивую, забавную сценографию. И послушают пару историй. Которые они уже где-то слышали.

2
0

Отзывы

9
Катенька
18 отзывов, 21 оценка, рейтинг 29
13 апреля 2011

Ну что я могу вам сказать!?Отличный спектакль!!!Наверное,один из лучших за последнее время!Все-таки,не устаю повторять,что Евгений Гришковец прекрасен:)А вместе с ним и все актеры играющие в этом спектакле:)))
Два часа пролетели незаметно,за смехом и позитивом!Всем всем всем очень советую сходить!!!
С уважением,К.

3
0
9
Ekaterina Vlasova
22 отзыва, 49 оценок, рейтинг 25
16 июня 2013

История бредовая, а спектакль получился классный, весёлый.
Потому что все актёры прекрасные. Играют этот спектакль уже 10 лет, видно, что не надоело, видно, что импровизируют.
Рекомендую тем, кто хочет после работы провести приятный вечер.

1
0
7
pepperstain
57 отзывов, 60 оценок, рейтинг 69
27 января 2012

От «Осады» остался легкий осадок сожаления: обещал ведь себе не ходить на Гришковца – ничего нового не услышишь, ничего незнакомого не почувствуешь. Здесь, правда, на сцене были шестеро мхатовских актёров (целое людское пиршество!) и сценография любопытнее, чем привычные швабра и корыто с водой. Но это был Гришковец. В каждом слове, в каждом жесте непохожих друг да друга персонажей. Смотреть на такое клонирование местами было странно – как если бы, к примеру, все герои «Вики Кристины Барселоны» говорили и вели себя как Вуди Аллен. При этом спектаклю не откажешь в фирменном остроумии и точности бытового языка, на который здесь перевели древнегреческие мифы – в том числе о Троянской войне. С поправкой на узнаваемый стиль, спектакль можно считать состоявшимся. И через несколько лет после постановки он воспринимается ровно так, как задумывался: смешным и в меру философским. Немного про войну – но главным образом про мужчин, в бессмысленной войне обретающих собственный смысл. И, действительно, не так уж важно, был ли этот мужчина в бескозырке, набедренной повязке или греческих доспехах.

1
0
9
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
6 февраля 2010

Хаев и Золотовицкий велеколепны. Очень много фраз, которые могут стать крылатыми. Из всех спектаклей, которые я видел, здесь самые смешные декорации.
Отличный спектакль для поднятия настроения, слезы от смеха и улыбка от воспоминаний о нем вам обеспечены. Ходил на него 2 раза и еще бы сходил и всем очень рекомендую, искренне.

1
0
9
майя сердюкова
29 отзывов, 216 оценок, рейтинг 59
13 ноября 2009

была давно, но ощущения и воспоминания ещё живы! очень понравился Золотовицкий, его реплики! кажется, что он играет каждый раз по-новому! в целом спектакль смешной и очень лёгкий! советую всем!
Гришковец молодец!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все