Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Спектакль
Крейцерова соната

Постановка - Театр им. Пушкина
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Александр Назаров, режиссер-постановщик: «Вы не увидите в нашем спектакле разыгранной по ролям повести Толстого. Вы увидите, условно говоря, некую действительную ситуацию, в которой текст Толстого используется в качестве аргумента. Мы попытались воссоздать архетипическую модель отношений между Мужчиной и Женщиной, то, что Гротовский называл „социальным ритуалом“, только в контексте семейных отношений».
Драматический
18+
Александр Назаров
21 января 2009
1 час 10 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Ирма Витт
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 10
1 февраля 2017

Спектакль без сцены — зрители сидят на скамейках, расположенных по правую и левую стороны, между ними и происходит действие, с элементами интерактива. Сценарий создан именно что по мотивам "Крейцеровой сонаты", он не привязан к конкретному времени, да и сами герои абстрактны и безымянны, исполняя функции то одного, то другого персонажа. Женщина вообще является образом собирательным, утрированным и несколько нелепым, вызывая улыбки, что неуместно снижает градус напряжения трагической истории. Дело в том, что герой "Крейцеровой сонаты" — он же по сути психопат, человек с психическим нездоровьем, и Толстой это показывает очень ясно. Может быть, осознание психического нездоровья героя не вполне было доступно человеку из общества 19 века (судьи в этом обществе усмотрели в убийстве жены месть за поруганную честь, хотя в реальности даже и не было никакого поругания, и оправдали убийцу), но человеку 21 века психопатия героя очевидна. Более того, психоз ясен даже самому герою. Но актер, прекрасный, энергетически наполненный, талантливый — он не играет психоз. Он играет...разочарование. Буйное разочарование запутавшегося в чувствах человека, натворившего бед. А не психотика, которого породило именно ТО общество, где проблематика невозможности разводов, лицемерия в семьях, распутства высшего общества рождает такое мощное противоречие с постулатами церкви, что "рвет шаблон". Герой, он же есть продукт этого общества, его шаблон порван, психика повреждена. Он ищет чистой божественной любви, но постоянно срывается в похоть, и, не умея подружить эти два однонаправленных по сути вектора, мучаясь от "греховной" природы похоти, переносит собственную внутреннюю к себе ненависть на свою жену, самую обычную женщину. А здесь этого нет. Финал, важный финал — скомкан. Где инфернальный ужас человека, стоящего над бездной вечности, куда он своими руками отправил жену, где то дикое ощущение необратимости совершенного, где осознание чудовищной незначительности всех этих споров, ревностей, глупостей, что возникали между ним и женой? Ничего. Пусто. Аллюзии к музыке... О да, интересная подача, но этого мало. Ощущение от спектакля такое, что вот подошли к "Крейцеровой сонате" Толстого, повертели, потрогали и отошли. И еще: сейчас проблема насилия над женщиной, рукоприкладства и проч. на фоне декриминализации побоев в семье стала злободневной темой. Может, не стоит постоянно таскать женщину-актрису по всему маленькому пространству, то отшвыривать ее как тряпичную куклу, то прижимать, хватать больно за руки, чуть ни ноги об нее вытирать... Это подчеркивает экспрессивный, нервный образ героя, возможно, в этом можно увидеть "кривые" отношения героя со своей внутренней женщиной, анимой, но глядеть на это крайне неприятно, особенно, когда это происходит в полуметре от тебя.
В общем, это хорошая, интересная постановка, но с размытым, иным, нетолстовским смыслом.

2
0
9
Дмитрий
17 отзывов, 19 оценок, рейтинг 6
2 марта 2018

Спектакль "Крейцерова соната" в филиале театра имени Пушкина. Оценка 8 из 10. Просто отлично, очень понравилось! Двумя актерами разыгрывается драма по мотивам одноименной повести Льва Николаевича. Не строго по тексту, но передана суть произведения. Обыграна ситуация Позднышева (замененного в спектакле обобщенным архетипом, именуемым в програмке "Мужчина"), который довел себя до помешательства из-за несложившейся семейной жизни и отсутствия любви к жене.
Собственно, на маленькой сцене двое - Мужчина (Андрей Заводюк) и Женщина (Ирина Петрова) и никаких декораций. Женщина до последних десяти минут выступает практически статистом и уступает сцену Мужчине, отчего бОльшая часть данной постановки - это прекрасный моноспектакль. Заводюк просто нереально крут. Где-то во второй половине спектакля он перевоплощается в другого человека, мажет себе на веках зрачки и начинает играть с закрытыми глазами! Вынос мозга, эффект потрясающий! В самом конце Ирина Петрова, несмотря на до этого скромную роль, также раскрылась с неожиданной стороны, мощнейше спев а капелло.
Собака немного порылась, на мой взгляд, в самом произведении. Это поздний Толстой, и значительное место в его повести (а также и постановке) занимает идея сексуального воздержания. Якобы половое влечение развращает и уничтожает нашу любовь к женщинам. Тот ещё угарчик, к тому же и у самого Толстого, если что, было 13 детей, чай не пальцем деланных! Ну и вобще, о таких вещах может и можно задуматься разок когда тебе 60 (столько было Толстому, когда он писал эту повесть), но это звучит как-то совершенно нелепо когда тебе 32 (хотя, как видите, я тоже уже стар). Кроме того, в данной постановке режиссер (Александр Назаров) решил обобщить по сути совершенно частную историю, спятившего на почве ревности и ссор с женой Позднышева, и попробовать вывести из этого какие-то универсальные черты отношений между мужчиной и женщиной. Не получилось совсем. Да и роли мужчин и женщин за 130 пролетевших с момента написания лет, сильно поменялись.
В результате и в сухом остатке от просмотра спектакля все равно остается чистое и ничем не замутненное счастье. Абстрагируешься от проповедей позднего Толстого, текст же все равно отличный, и наслаждаешься прекрасной игрой превосходных актеров! И несмотря на то, что спектакль почти что короткометражный (70 минут), выходишь из зала одухотворенный. Это настоящий театр!

0
0
7
Анастасия Субботина
173 отзыва, 174 оценки, рейтинг 31
27 февраля 2017

Недавно я посмотрела спектакль "Крейцерова соната" в Театре им.Пушкина. Драматическая история разочаровавшегося во всем человека, эта история совсем не похожа, на то, что я видела когда-то давно в МХТ. Но это сейчас я могу сравнивать, а в зале с первых минут я забыла, что я видела до этого. На сцене было всего два актера, но они держали в напряжении до последних минут.
Спектакль длится всего час с небольшим, с какой-то целью зрителей рассаживают в начале спектакля по две стороны от "сцены", а затем по ходу спектакля пересаживают на одну сторону. Непонятный режиссерский ход...
Герой ищет чистой любви, но видит и ощущает лишь любовь физическую, не может с этим справиться. В нем возникает новое чувство "ненависть", и он вымещает её на свою жену, самую обычную женщину.
Актеры играют замечательно, в какой-то степени он интерактивный - они рассказывают историю каждому индивидуально, подсаживаются на свободные места, и обращаются к конкретным зрителям. Мужчины – Андрей Заводюк, в роли Женщины – Ирина Петрова. Очень понравился момент лицедейства, когда Мужчина наносит себе грим и становится Скрипачом, манеры и интонации меняются, и вот уже почти третий актер на сцене.
У спектакля нет финала как такогвого, ощущается какая-то незавершенность - слова все сказаны, точки расставлены.

0
0
7
Мадикен К
82 отзыва, 85 оценок, рейтинг 25
1 февраля 2017

«Крейцерова соната» в театре Пушкина - эмоциональный камерный спектакль для двух актеров. Спектакль не длинный, но раскрывающий всю суть произведения Льва Толстого. Это постановка «по мотивам», а не «разыгранная по ролям повесть». Актеры играют превосходно, держат постоянный контакт со зрителем, рассказывают историю практически каждому индивидуально. Иногда подсаживаются на свободные места на первых рядах и, кажется, что просто по-соседски беседуют. В роли Мужчины – Андрей Заводюк, в роли Женщины – Ирина Петрова. В те моменты, когда Мужчина наносит себе на лицо фрагменты грима и изображает с закрытыми глазами Скрипача, он удивительно органичен. Его жесты и движения, повороты головы, беседа со зрителями, - ничто не выдает тот факт, что глаза актера в этот момент закрыты.

В спектакле нет как такового финала, нет озвучания морали повести, подведения итогов, он обрывается неожиданно. Да, история рассказана, все нужные и важные слова сказаны… И все.

Интересна рассадка зрителей на скамьи, стоящие с двух противоположных сторон от сценического пространства, по четыре с каждой стороны (кроме первых двух рядов остальные имеют хороший подъем, спинок и скамеек нет). Причем зрителями занимаются не все места на скамьях, а только часть, те, где лежат подушки. В середине спектакля зрителей левой стороны просят взять свои подушки и перейти на свои места, но на правой стороне. Таким образом, к середине спектакля все места на скамьях правой стороны оказываются занятыми. Зачем это сделано, затрудняюсь определить. Наверное, чтобы разгрузить сложные монологи актеров.

Спектакль идет без антракта всего час с небольшим. Неожиданно коротко, но интересно.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все