Москва
8.4

Спектакль
Шинель

Постановка - Современник. Основная сцена
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Марина Неелова
Описание организатора
Описание Афиши
О спектакле
Спектакль «Шинель» поставлен Валерием Фокиным по знаменитому произведению Николая Васильевича Гоголя. Но не стоит ждать от театра хрестоматийной версии классического произведения. Постановка сулит множество сюрпризов. Например, в роли Башмачкина перед зрителями предстанет не мужчина, а женщина! И будет это никто иная, как Марина Неелова. Это, пожалуй, самая необычная роль этой актрисы. В той версии «Шинели», которую предлагает зрителям режиссер Валерий Фокин, классический гоголевский персонаж предстает в новом прочтении. Он уже не гоголевский современник, а вполне себе «герой нашего времени». Но над временем поднимается не только частная судьба Башмачкина, но и вся в целом основная тема этого произведения Н.В. Гоголя: «маленький человек», стал за минувшее время, еще меньше и ничтожнее. И по контрасту с ним бесы, черти и духи этого, а, может быть, и нашего сегодняшнего, фантасмагорического, мира выросли до небес и полезли из всех щелей. «Шинель» превратилась в мистическую историю, наполненную потусторонними явлениями. Спектакль интересно смотреть и благодаря необычным режиссерским находками и из-за блистательной актерской игры, а также из-за художественного оформления. Все это формирует особенную атмосферу «Шинели» в новой интерпретации.
  • Шинель – афиша
  • Шинель – афиша
  • Шинель – афиша
  • Шинель – афиша
  • Шинель – афиша
Драматический
16+
Валерий Фокин
5 октября 2004
50 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
22 сентября 2005

На экране идет снег. Снег падает, его словно засасывает в воронку, и двухметровая шинель, громоздящаяся посреди площадки, кажется этой самой воронкой. Снег медленный и подрагивающий, как в норштейновских мультфильмах. Вдруг из-за воротника шинели вылупляется, покачиваясь на тонкой шее, голова — плешивая старческая макушка с парой серых перышек. Кукольные стеклянные глаза обводят взглядом пустую сцену, и голова исчезает в недрах шинели. Через некоторое время внизу, между полами, как в проеме занавеса, появляется сам старичок, выписывает круги на полусогнутых: «Кхе-хе-хе». Усаживается на канцелярскую скамеечку, вынимает из-за пазухи перо, причесывает им волоски на голове. Выводит на бумаге, настраивается: «Ми-ми-ми… Ми-ла-стивый гас-падин…»

Марина Неелова играет Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле по гоголевской «Шинели». Почти год назад этой «Шинелью» открылся новый, по сути, театр — Другая сцена московского «Современника», выстроенная для новаций. Первым новатором пригласили Валерия Фокина, чей Мейерхольдовский центр такими экспериментами и занимается. Идея дать Нееловой сыграть Башмачкина принадлежит ее другу Юрию Росту, и это отличная идея — о ней было известно давно, и спектакля ждали.

Дар Нееловой к травестии — комический по природе дар — поддерживается ее трагедийным строгим темпераментом: редкостное сочетание качеств. Она ни на секунду не впадает в раж, ни в одном жесте не перебирает, играя не свой возраст, — стоит вспомнить обе ее роли в «Сладкоголосой птице юности», стареющей кинодивы и усохшей до срока невесты. Башмачкин в исполнении Нееловой — грандиозный аттракцион. Узнать большую актрису в крохотном старике, что бережет силы для каждого движения, невозможно, между ней и ролью нет ни одной щели.

Дар Фокина, в свою очередь, заключается в умении заворожить, заморочить зрителя мистическим маревом вздохов, заполошных вскрикиваний, мелькающими по стенам тенями. «Шинель», видать, тянули за полы в разные стороны. Нееловой очень хочется сыграть саму историю несчастного Башмачкина, прожить ее до соснового гроба, но Фокин в вопросе психологии и человеческих историй не профессор. В его сочинении, как обычно, темные фигуры бродят по галереям над головами зрителей, мечутся по экрану тени, голосят артисты ансамбля «Сирин» Андрея Котова и чудит со звуками и шумами Александр Бакши. Старая рыжая шинель, служившая в начале Башмачкину домом, оборачивается у Фокина в финале гробом. Но по-настоящему фокинская (и гоголевская) тема должна бы начинаться там, где заканчивается спектакль, — за гробом, когда у Калинкина моста появляется мертвец, хватая прохожих за воротники. К консенсусу стороны могли бы прийти, когда б остановили спектакль на двадцатой минуте — тогда о нем, как о «Шинели» Норштейна, можно было бы продолжать мечтать, рассказывая знакомым: «Гениальное начало!»

3
0

Отзывы

9
Organic
26 отзывов, 138 оценок, рейтинг 152
28 марта 2010

"Милостивый государь" - от текста бессмертной повести Гоголя режиссёр спектакля Валерий Фокин оставил одну лишь эту фразу, погрузив зрителей в мир эмоций "маленького человека". Тут и пронизывающий холод Петербурга, и воплощённые тенями и звуками страхи главного героя, и спасительный домик-шинель. Спектакль понравится тем, кто готов воспринимать не текст, а образы и настроение. Если вы ещё не видели спектакля, то приготовьтесь отключить мозг и включить чувства: не нужно понимать почему сейчас падает снег, а сейчас поют песни - плывите вслед за действием и изнутри вы почувствуете, что такое "Театр Фокина", кстати, начинавшего свою карьеру в 1970 году именно в "Современнике".

Многие критики и зрители отмечают великолепную актёрскую игру Марины Неёловой, но если быть честным на 100%, то половина её успеха - это талантливая и кропотливая работа гримёра "Современника". Вот что пишет сам Гоголь о Башмачкине: "чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным". И на сцене мы видим точь-в-точь такого же Башмачкина. И несмотря на то, что Марина Мстиславовна (кстати, урождённая петербурженка как и её герой) является центром притяжения всего внимания зрителей, от взгляда не ускользают детали, говорящие о большой работе других людей, готовящих и обслуживающих этот спектакль, за что им огромное спасибо!

5
0
9
egortut
201 отзыв, 472 оценки, рейтинг 380
9 ноября 2009

Гениальная постановка, вмеру веселый и вмеру грустный. В спектакле много новаторских идей, например, теневые декорации и актеры. Хотябы из-за этого уже можно поставить отлично и непременно посмотреть вживую. Минус только в том что очень малая продолжительность и хочется смотреть еще и еще.

3
0
9
jeanix
121 отзыв, 1548 оценок, рейтинг 102
25 октября 2017
Шинельчек

В.Фокин в «Шинели» предлагает взглянуть на традиционного героя русской литературы и театра, на маленького человека, не с традиционной точки обзора, используемой традиционным психологическим театром, а через специальную «оптику», через «театральный мелкоскоп», который приближает к зрителю наблюдаемый объект и одновременно замедляет его движение, позволяя тем самым пристально его рассмотреть. В мелкоскопной оптике маленький человек превращается даже не в малюсенького человечка, а в … крохотную «улиточку», в «червячка», в шинельчека, обитающего в раковинке-шинели-норке-домике. В фокинской «оптике» можно увидеть, что шинельчек совсем крохотен и абсолютно беспомощен, как червячок на асфальте. Фокинская оптика беспощадна, как беспощаден скальпель хирурга, рассекающий куски ткани, чтобы добраться до главного – до больного органа, режиссёр-исследователь настолько «уменьшает» маленького человечка, что в этом малюсеньком существе даже исчезают половые признаки – кто это? Мужчина? Женщина? Исчезло несущественное – пол, но выпукло увеличилось главное – малость, крохотность. Это – червячок, шинельчек, но – ЧЕЛОВЕК! Маленький человечек.
Вслед за другим харизматичным русским героем - И.И.Обломовым, фокинский Башмачкин мог бы воскликнуть, если бы мог говорить, а не бормотать: «Я – в Домике!» Лишившись своего домика этот шинельчек, как улиточка без ракушечки, как червячок без норки – очень быстро засыхает, задыхается, умирает. Фамилия гоголевского персонажа становится говорящей (Николай Васильевич любил этот приём) – шинельчек «раздавлен», как червячок башмачком на асфальте – походя-шутя сняли-отняли скорлупку-домик у червяка, и никто внимание на эту малость не обратил – кто заметит раздавленного червяка на тротуаре у супермаркета?

1
0
5
KATAK
8 отзывов, 8 оценок, рейтинг 2
6 декабря 2009

Ожидания были невероятно высокими, но не оправдались, а жаль... Марина Неелова - потрясающая актриса, и это проявилось в полной мере. Но режиссура не показалась цельной и гармоничной. Сочетание традиции и новаторства все время выбивало зрителя из общей канвы и не давало прочувствовать игру актрисы.

Так же, на мой взгляд, не хватало монологов для выстраивания характера героя и сюжетной линии. Все-таки нельзя предполагать, что зритель накануне перечитал Гоголя, он должен все прочувствовать и понять на месте. Краткость спектакля не смутила бы, если бы ее уравновесили впечатление от спектакля.

Тем не менее спасибо Марине Нееловой!

1
0
9
Алина Кириллина
26 отзывов, 44 оценки, рейтинг 50
26 декабря 2008

Отличная постановка Фокина. Небольшой моноспектакль М.Нееловой, с первого взгляда даже больше напоминающий этюд. Тут все гениально, от музыки, атмосферы, до постановки и таланта великой актрисы.

Единственный минус, как сказала моя компаньонка: "стоило столько ехать чтобы 50 минут посмотреть спектакль?" Стоило! Конечно, если для Вас качество важнее количества)

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все