Драматический |
16+ |
Елена Невежина |
2 часа, 1 антракт |
Спектакль Елены Невежиной — хороший повод сходить в театр с мамой. На сцене две грандиозные актрисы — Алла Покровская и Наталья Тенякова. Сцена крохотная, поэтому актрисы как на ладони. Их героини — жена и любовница, которые встречаются, когда предмет их любви ушел к третьей, молодой. В их ночном разговоре на острове Уайт раскрываются две женщины и две философии. Старшая из героинь, Мадлен, которую стопроцентно достоверно играет Покровская, — ученый, максималистка, левачка, борец за все мыслимые свободы. Фрэнсис — Тенякова с семнадцати лет полностью растворилась в семье и, только когда дети разлетелись, начала автономное плавание: она писательница. Одна была хорошей женой, другая — хорошей отдушиной, обеим оставшийся за скобками герой предпочел то, чего лишилась со временем и та и другая, — молодость.
Режиссер Елена Невежина пригласила в спектакль видеохудожников Ксению Перетрухину и Якова Каждана, они уточнили, о чем речь. На экране, в который превращается белая стена аскетичного жилища старой левачки, время от времени появляются видеозарисовки: домашний кот на городской площади, стая голубей, утки в городском пруду — собственно жизнь начинается, когда перегорают желания и амбиции.
Пьеса написана мужчиной, поэтому из двух героинь он отдает предпочтение холостячке Мадлен, живущей собственной жизнью. Роль Теняковой сводится к подачам, которые эффектно, с тонко отмеренным сарказмом отражает Покровская. «Вы пишете, чтобы придать значение незначительным вещам». «Участвовать в оргиях нужно не для того, чтобы их описывать». «Происходящее вокруг — панихида по моему поколению». «Мы старая добрая нация: кидаемся наводить порядок перед приходом домработницы».
Зрительницы, напряженно ждущие, сумеет ли Фрэнсис защитить героизм обычной бабьей доли, так и не услышат аргументов в свою защиту: когда драматург все-таки дает ей слово, она не находит нужных слов. Утешение, равно как и приговор, им приходится искать в словах героини Покровской. Размышляя, почему она рассталась с героем сорок лет назад, она покорно признается: «Я испугалась, что все будет не так, как мечтала. Пятнадцать лет спустя я согласилась бы на меньшее».
Это здорово когда спектакль поставлен на двух "маститых" актрис МХТ. Не обманулись! Но как не странно, Покровская лучше во всех смыслах. Хотя Теняковой возможно тяжелей, долго приходится держать мхатовские паузы. Есть определенное занудство, но что вы хотите от диалога двух взрослых дам об одном мужчине.
Спектакль очень понравился! И не только потому, что играют две гени альные актрисы - Алла Покровская и Наталья Тенякова, не только потому, что он о вечных темах - о любви, о смысле жизни, о несбывшихся мечтах и, в конечном счёте, об одиночестве. Спектакль заставляет думать, после просмотра снова и снова возвращаешься к нему, проецируешь ситуацию на свою собственную жизнь и вдруг начинаешь видеть некоторые вещи, произошедшие в твоей жизни, совсем в другом свете. И становится легче... Несмотря на достаточно грустный финал, после него остаётся очень светлое и трогательное чувство. Чувство надежды...
"Я не позволю мужчине менять мою жизнь, как бы он не был мне нужен" - слова одной из героинь спектакля, которые, совершенно точно, станут моей личной крылатой фразой)
Спектакль, по-моему, сугубо женский: мужчине не понять подобных фраз, поступков героинь, в принципе их отношения к прошлому. Тягостное замужество, одиночество, несостоявшееся "женское счастье", - всё это знакомо женщинам зрелого возраста. Героинь такого типа прекрасно сыграли Алла Покровская и Наталья Тенякова. Спектакль получился великолепным, совершенно кстати дополненным всем хорошо знакомой музыкой, испортить которой в принципе ничего нельзя).