Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.8

Балет
Вечер балетов Фредерика Аштона

Постановка - Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Балет
12+
Фредерик Аштон
2 часа

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Екатерина Маренкова
6 отзывов, 6 оценок, рейтинг 2
2 ноября 2015

Идея вечеров одноактных балетов, чаще всего сгруппированных по одному хореографу, не нова, но чрезвычайно интересна как возможность проследить творческое развитие одного конкретного балетмейстера во времени. О трех творения британца Фредерика Аштона, долгие годы руководившего Королевским балетом, расскажу в том порядке, в котором их решили показывать зрителям.

1. "Рапсодия"
Изумительная, самая яркая и самая поздняя их трех постановка Аштона на музыку Рахманинова - его "Рапсодии на тему Паганини".
Стоит начать с того, что мы случайно попали на гремящего сейчас по миру Сергея Полунина - и это тот случай, когда слава человека заслужена полностью. От него невозможно оторваться: виртуозная техника, артистизм, потрясающая легкость, исполнение трюков, за которые мало кто бы взялся. Изначально главная партия ставилась для Михаила Барышникова, с того момента в ней не поменяли ни единого жеста, и Полунин справляется с ней блестяще!
Но одним солистом не ограничивается прелесть балета - на мой взгляд, поставленного совершенно гениально. По сути "Рапсодия" - это зримо воплощенная музыка. Здесь есть партия главной музыкальной темы, лирической вариации на эту тему, бесконечного количества второстепенных вариаций - у каждого танцора своя четко обозначенная роль. Что-то вроде визуалайзера, только не электронно-светового, а в движении, в людях, в характере их жестов. Поначалу не видя сюжета, с каждой минутой все больше и больше проникаешься тем, что происходит на сцене. Подозреваю, что для того, чтобы оценить танец, надо действительно хорошо знать музыку, чтобы не отвлекаться на попытки уследить за ее изменчивым характером.
Еще один чрезвычайно приятный момент - это колористика постановки. Очень простые декорации: строгие, серые, нейтральные кулисы и нежно-пастельные облака на заднике, по которому бегут цветные тени. Костюмы танцоров простые, но выдержаны в тех же пастельных тонах. Прима и премьер в цветах только что взошедшего солнца - тепло-желтых, в рыжину - в луче прожектора смотрятся особенно эффектно. Все вместе дает ощущение то ли летнего рассвета, то ли райских кущ.
Все, что остается сказать - браво! 12/10.

2. "Вальс"
Говорят, что когда Морис Равель показал Сергею Дягилеву свою хореографическую поэму для оркестра "Вальс", тот сказал композитору: "Равель, это шедевр, но это не балет! Это портрет балета, изображение балета". В самом деле, что музыка, что хорегорафия "Вальса" - это скорее попытка показать самые яркие черты классического балета, не вдаваясь в подробности.
Постановка интересна именно с точки зрения гротескности. Кажется, именно так может себе представлять балет человек, никогда его не видеший, но много слышавший о нем, и притом привычный, например, к бальным танцам. Пышность, синхронность, яркость красок, взлетающие в воздух балерины - все это здесь есть. И все кажется настолько утрировано-искуственным, будто перед нами не люди, а тщательно сконструированные куклы.
Если когда-нибудь кому-нибудь придет в голову поставить балет по сюжету "Мастера и Маргариты", то "Вальс" можно будет брать в качестве готовой сцены бала у Воланда.
8/10.

3. "Маргарита и Арман"
По моему мнению, наименее интересный из трех балет Аштона. Он был поставлен для пары Нуреев-Фонтейн, и очень, просто-таки чересчур чувствуется, что хорегорафия задумала под конкретный тандем.
В отличие от предыдущих двух, этот балет сюжетен, и уже это делает его скучнее. Просто, все слишком просто, слишком буквально. В танце не остается метафоричности, места для размышлений, так необходимого в балете. Постановка напоминает немое кино, в котором зрителю все объясняется по несколько раз. На сцене то и дело появляется толпа людей, нужных лишь для создания общей массы, даже не пытающихся танцевать. Постоянная смена декораций несколько раздражает, хотя и ясно, конечно, что без этого обойтись крайне сложно.
И, что самое неприятное, между солистами, Денисом Дмитриевым и Эрикой Микиртичевой, исполняющими партии собственно Маргариты и Армана, не чувствуется притяжения. Того накала чувств, что обязательно должны быть в сюжете, построенном исключительно вокруг темы любви.
4/10.

Итого: путем нехитрых вычислений получается общий балл 8/10, но стоит отметить, что на вечер все равно стоит идти, даже если только ради "Рапсодии". Подозреваю, что если бы балеты были показаны в другом порядке (ровно наоборот), впечатление было бы существенно лучше засчет того, что все начиналось бы неспешно, а завершалось на яркой ноте. Но увы, что есть, то есть.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все