Драматический |
12+ |
Борис Морозов |
3 часа 20 минут, 1 антракт |
Была на премьере "Судьбы..." 9 апреля 2015 года, за месяц до торжеств по случаю 70-летия Великой Победы. Странно читать рецензии тех, кому спектакль показался скучным и затянутым. Да, война - не веселье, не балаган. Спектакль долгий, но он поставлен не по одной конкретно взятой пьесе, а состоит из шести фрагментов. Это масштабная инсценировка по произведениям писателей-фронтовиков (кроме В.Мотыля) - Василия Гроссмана ("Жизнь и судьба"), Виктора Некрасова ("В окопах Сталинграда"), Виктора Астафьева ("Прокляты и убиты"), Юрия Бондарева ("Берег"), Василя Быкова ("Сотников"), Булата Окуджавы и Владимира Мотыля ("Женя, Женечка и «Катюша»"). Недаром подзаголовок спектакля так и звучит: "Шесть мелодий войны".
Каждый фрагмент спектакля смотрится буквально со слезами на глазах. До глубины души меня поразила роль народной артистки России Алины Покровской, играющей мать главного героя Штрума в отрывке из "Жизни и судьбы" Гроссмана. Но есть и весёлые моменты - например, Женька из "Жени, Женечки и «Катюши»" (прекрасная роль молодого актёра Евгения Безбога). Отдача актёров на сцене, искренне проживающих свои роли, их костюмы, декорации, работа звукорежиссёров, свет - всё на высоте. Дополняли атмосферу звучавшие песни военных лет и кинохроника на экранах в зале.
На премьере в зале, буквально в 2-3 рядах впереди от нас, присутствовали актёры Театра Российской армии - Людмила Чурсина и Владимир Зельдин с супругой.
Кульминацией спектакля стал выход на сцену с монологом народного артиста России Александра Алексеевича Петрова, которого зал, аплодируя, слушал стоя. В начале Великой Отечественной войны Петров добровольцем ушёл на фронт, участвовал в составе 137-го полка связи в Сталинградской битве, в освобождении Одессы, Праги, взятии Вены, Будапешта, дошёл с боями до Германии и Югославии. Награждён многими орденами и медалями.
Странное варево из нескольких произведений. Очень затянуто. Действие буксует. Режиссер слабо справляется с пространством сцены. Эклектика в сценографии. Местами плохой звук. Типичный "датский" спектакль. И все отговорки: "это скучно, потому что про войну" не выдерживают критики. А почему у Льва Додина нескучно?!
Спектакль представляет собой несколько историй о войне. Точнее, о жизни людей во время войны. Самых разных людей.
Это и истории с фронта, и с оккупированных территорий, и из жизни в Москве. И даже из жизни в Германии. Истории эти по мотивам произведений о войне. "Прокляты и убиты" В. Астафьева, "Берег" Ю. Бондарева, "Сотников" В. Быкова, "Жизнь и судьба" В. Гроссмана, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова, "Женя, Женечка и “катюша”" Б. Окуджавы и В. Мотыля.
Но почему вдруг "Судьба одного дома"? Да, потому что начинается всё 22 июня 1941 года в одном из обычных домов, каких были миллионы.
Домов, олицетворяющих один наш общий дом - Родину. Так что да. Это судьба жильцов одного дома. Судьба наших с вами родственников и знакомых. Наша с вами судьба.
И состоит это рассказ из шести разных историй.
Оглушенные восторгом после спектакля, мы шли в метро и подсчитывали, сколько же их было этих историй. Вспомнили все шесть. Хотя в спектакле они превратились в одну непрерывную цепочку повествования.
Удивительно, как чётко, последовательно и гармонично выстроено действие. Все истории разные, но как бы цепляются одна за другую, всё больше набирая темп и повышая градус сопереживания.
Началось всё вообще как обухом по голове историей двух мальчишек. Мальчишек, которых безжалостно уничтожил маховик системы.
Шок от увиденного не сразу позволил осознать весь масштаб катастрофы. Осознание пришло позже. И стало ещё страшнее.
Но пока, я увлеченная калейдоскопом происходившего на сцене, отодвинула на задний план произошедшее в первой истории. И с любопытством наблюдала за происходившим далее. С удивлением отмечая, что это не просто истории о военной жизни, это истории о людях, об их выборе, об их действиях в той или иной ситуации.
И всегда невольно ловила себя на том, что примеряла каждую ситуацию на себя.
А как бы поступила я? Что бы выбрала я, окажись в такой же ситуации?????
Ох, это непросто, друзья мои. Каждый раз это был очень непростой выбор и очень непростой разговор с самим собой.
Очень скоро я вообще как-то забыла, что я в театре, и что всё происходящее перед глазами - спектакль. Насколько переплелись сцена и мои внутренние ощущения.
Единственное, о чём я точно помнила - это как ждала появления Алины Покровской.
смотрела в её глаза, наполненные слезами, и не могла отвести взгляд. Мои собственные слёзы точно так же застыли в уголках глаз, не в силах скатиться по щекам. Словно замёрзли. Замёрзли от осознания ужаса всего, о чём говорила её героиня.
Браво!
Можно бесконечно долго описывать достоинства спектакля.
Продуманные декорации, поразительные спецэффекты от взрывов снарядов до настоящих грузовиков, легко проезжающих по этой уникальной сцене.
Здесь множество интересных сценических приёмов. Хорошо подобранные костюмы.
Но я хочу показать только одну картинку. Которая у меня самой долго не выходила из головы.
Картинка с виселицей. Где каждая верёвка - это как бы язык колокола.
Это настолько мощный образ, о значении которого можно рассуждать часами.
Скажу только одно. Каждая жизнь, которую унесла с собой эта безжалостная война, она не была напрасной. Она услышана! Мы, каждый из нас слышим и помним каждый голос, каждый колокол!
Про этот спектакль можно рассказывать долго. Приводить десятки доводов, ЗАЧЕМ идти его смотреть. Смотреть с повзрослевшими детьми, способными уже хоть частично понять происходящее на сцене.
Потому что спектакль - это какая-то мощнейшая терапевтическая штука, проверка прежде всего себя самого на моральную зрелось.
А ещё здесь очень тонко показано, что все мы разные. Но у каждого из нас есть шанс в любых условиях остаться человеком. Главное - сделать этот выбор - быть и остаться человеком.
Сходите в театр!
Авторы спектакля объединили 6 произведений. Это и достоинство спектакля, но одноврмененно и недостаток.
Достоинство - так как война показана с разных сторон. Тут и подвиг, и предательство, и бессмысленные жертвы, и трагические ошибки командования, и забавные случаи, и трагизм оставшихся на оккупированных территориях, да и в тылу были свои "бои". Война освещена если не со всех сторон, то со многих.
Но и времени на каждую историю не так много. В итоге кусочки историй, штрихи портретов, вырванные эпизоды. Только ещё с Сотниковым разговор был, а на сцене уже Колышкин. Не успеваешь проникнуться персонажами, а актёрам не даётся достаточно времени, чтобы развить персонажа.
Каждый раз переключаешься на новую историю.
Буквально первая же история - и комок в горле. Братья Снегирёвы - такие милые, такие забавные телкИ. И развязка, в которую до конца никто не верит. Очень понравились Ярослав Бережнов и Иван Гришенков. Последнего запомнила по "Похищению" - очаровательный мим был. А тут совершенно другая роль. Я даже и не узнала, пока на сайте не посмотрела состав.
Замечательный Колышкин - Дмитрий Ломакин.
Запомнился Рыбак со своей жаждой жизни - Сергей Иванюк.
Хороший Максим Чиков в роли молоденького лейтенанта, которому предстояло совершить прорыв. Тот же Андрей Егоров как противовес лейтенанту-интеллигенту - но тоже не так много реплик или ситуаций раскрыть персонажа. Фарбер - Александр Рожковский. Сам "прорыв" тоже скомканный..
В завершении история о любви с немкой за считанные километры до Берлина. И немка замечательная - достоверная,а не карикатурная - в исполнении Марии Оамер, и её возлюбленный - Константин Днепровский. опять же - времени раскрыть историю нет.
Наверное, в этом тоже что-то есть - события в войну также менялись калейдоскопом.
Но мне хотелось побольше узнать персонажей, занимавших позиции под Сталинградом, больше хотелось проникнуться чувствами людей, которых захватила любовь, невзирая на то, что они по разные воюющие стороны...
Конечно, истории про войну и больше мужских персонажей, но самая трогательная и запоминающаяся сцена - чтение письма матери сыну в исполнении Алины Покровской. И столько тут достоинства и трогательности!
Я не всех понравившихся указала тут, в том числе и из-за слишком большого числа персонажей.
В Театре Российской армии много необычных спектаклей, «Судьба одного дома» - один из них. Необычен он в первую очередь тем, что поставлен не по одной пьесе, а по целому ряду: «Прокляты и убиты», «Берег», «Сотников», «Жизнь и судьба», «В окопах Сталинграда», «Женя, Женечка и “катюша”». Эти произведения написаны теми, кто побывал на войне, поэтому они особенно ценны. На спектакль многие приходят с детьми, и я тоже взяла дочь. Думаю, 12-15 лет – самый лучший возраст для восприятия, младшие просто не высидят так долго.
Спектакль начинается с того, как девушка-корреспондент берет интервью у жителей во дворе, кто-то из них только закончил институт, а кто-то уже видный ученый, кто-то заслуженный ветеран, а кто-то простой учитель. Но жизнь каждого из них меняет война. Многим приходится выбирать – между чистой совестью и смертью или забвением, между безоговорочным выполнением приказа и чувствами, между долгом и часто несправедливыми законами. Именно в таких ситуациях задумываешься: чего стоит одна жизнь, десятка, сотни или тысячи человек.
Здесь мы видим и мальчишек, которые по глупости убегают в родную деревню за едой, и пойманных партизан, и фронтовой роман, и дошедших до Берлина солдат.
Особняком стоит судьба профессора, открытие которого сначала не признали, а потом сам Сталин его оправдал. Но для того, чтобы стать своим в интеллектуальной элите Москвы, ученому приходится подписать донос на своего родственника. Он понимает, что от этого решения завит не только его будущее, но и его семьи.
Больше всего меня растрогала история его мамы (Алина Покровская), попавшей в оккупацию. Она пишет письмо своему сыну, понимая, что ответ к ней не дойдет, да и не доживет она до него. Её, как и всех евреев сначала отправляли в гетто, а потом в концентрационные лагеря.
В спектакле интересная сценография – декорации в виде разрушенного дома, в разных частях которого происходит действие. Несколько раз на сцену выезжает машина, а во втором акте много пиротехники, даже «катюша» дает залп.
Истории почти все грустные, много потерь и смертей. Но во втором акте есть уморительно смешной момент, даже стало любопытно, если ли он в оригинальном рассказе, но, чувствую, это режиссёрская находка.
В постановке занято много артистов, многих я уже знаю. Это Сергей Колесников, Константин Денискин, Роман Богданов – все они играют по несколько персонажей. А в конце спектакля выходит Александр Петров – старейший артист театра и рассказывает свою историю о том, как он ушел на фронт добровольцем. Дочь зацепил именно этот момент, потому что он как раз и придал реальность всему, что происходило на сцене.
Так что пока еще есть возможность, обязательно посмотрите «Судьбу одного дома».