Москва

Спектакль в Москве
Отцы и сыновья

Постановка - Театр им. Маяковского
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
О спектакле
Зрителей посадят на деревянную веранду, куда сквозь льняные шторы будет проглядывать летнее солнце. Тургеневские барышни будут спасаться от палящего зноя изящными шляпками с широкими полями, кружевными зонтиками, домашним мороженым и холодной водой из ручья, протекающего прямо посреди сцены. Аккомпанементом пению птиц станут романсы Бетховена. Именно в этот русский оазис, в этот дом, дышащий теплом и уютом, где совсем не хочется говорить ни о политике, ни об общественных воззрениях и приезжает в мае 1859 года Аркадий Кирсанов вместе со своим другом Базаровым. Совсем недавно Базаров для всех нас был человеком без страха и упрека, олицетворяющим лучшие черты, – так нас воспитывали и так мы читали Тургенева. Но эта фигура не столь однозначна. Люди страдают от этого безжалостного, беспощадного и жестокого человека, но больше всех, похоже, страдает он сам… Его жизнь искупается смертью. Выше смерти может быть только Любовь. Любовь выше революции, выше всех размышлений, даже размышлений о судьбе народа. Базаров бежал от любви, хохотал над любовью. А в результате споткнулся, и любовь посмеялась над ним.
  • Отцы и сыновья – афиша
  • Отцы и сыновья – афиша
  • Отцы и сыновья – афиша
  • Отцы и сыновья – афиша
  • Отцы и сыновья – афиша
Драматический
16+
Леонид Хейфец
31 октября 2014
2 часа 45 минут, 1 антракт

Расписание сеансов

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Екатерина Писарева
33 отзыва, 67 оценок, рейтинг 38
2 ноября 2014
«Жизнь продолжается…»

Недавно я была вовлечена в дискуссию о жизнеспособности и актуальности театрального искусства в наши дни. Доводы моего оппонента были сумбурные и для меня совершенно неубедительные – он пел оду российскому кинематографу, презрительно отзываясь о современных театральных постановках и о ситуации в театре в целом. Несмотря на то, что сто лет в нем не был.
Дискутировать (почему-то) приходится часто: так уж получилось, что большую часть времени моя работа сталкивает меня с людьми кино, а они к театру относятся с прохладцей (если не сказать «с сарказмом и иронией»). Я могу все понять и принять, но только не безосновательный снобизм. Но это так, лирическое отступление. В театре у нас все хорошо, что в очередной раз доказал талантливый режиссер Леонид Ефимович Хейфец.
Сцена на Сретенке театра им. Маяковского. Премьерный спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила по мотивам тургеневского романа «Отцы и дети». Получилось увлекательно, не злободневно, но актуально. Поначалу я ожидала эдакого Тургенева с его политическим памфлетом, с его социальной проблематикой и «Базаров-центричным» миром – а увидела (вернее, оказалась «внутри» – потрясающая сценография Владимира Арефьева) полифоничное, чуть ли не чеховское, действо со сложной архитектоникой человеческих взаимоотношений и характеров.
Евгений Базаров (Сергей Беляев) у Хейфеца не просто мизантроп, циничный человек – а герой трагический, внутренне терзающийся, уставший от себя самого, от осознания собственного «nihil» или «ничего». Когда в финале первого акта он чуть ли не плачет, говоря родителям, что уезжает, зрителю становится понятно: бежит он вовсе не от их заботы, не от их многословности или простодушности – Базаров бежит от себя самого и заранее обречен.
Интересен и многогранен образ Фенечки, любовницы Николая Кирсанова (Наталья Палагушкина). В первой сцене, открывающей спектакль, мы видим молоденькую девушку-крестьянку, почти ровесницу Аркадия, расставляющую цветы по дому, и разговаривающую с Дуняшей (Ольга Ергина), заманчивой пышнотелой девицей. Смотрятся они на контрастах – спокойная, сдержанная, субтильная Фенечка и развязная, манящая, разбитная Дуняша, от которой так и ждешь какого-нибудь дерзкого выпада.
Но напрасны зрительские ожидания – выпад Дуняши скромен как бутыль теплого молока в дорогу Базарову, переданная от нее Фенечкой. А вот именно с этим, последним, женским образом происходят поразительные метаморфозы. По ходу действия мы наблюдаем трансформацию – некогда скромная Фенечка превращается в строгую барыню Федосью Николаевну, на правах хозяйки (но еще формально не будучи ею) диктующей что-куда-кому-зачем сделать. Это в начале милая Фенечка краснеет от пристальных взглядов Базарова, но тем не менее, кружит ему голову и страстно целуется с ним, потом горько плачет, провожая его - а вот уже ближе к финалу она снисходительно берет под локоток и в оборот Николая Петровича. Неожиданно именно Фенечка, а вовсе не Анна Сергеевна Одинцова (Наталья Коренная), выходит на первый план, что придает спектаклю особое свежее звучание.

В первой сцене самого Николая Петровича (Александр Шаврин) нет, но до зрителя доносятся меланхоличные звуки виолончели. «Грустная мелодия, как и он сам», - говорят о нем девушки. Потом является и «он сам»: соломенная шляпа, очки, расстегнутый сюртук – душа нараспашку. Смешной, нелепый и трогательный в своей простодушности.
Совершенно иной на первый взгляд его брат Павел Петрович Кирсанов (в исполнении обаятельного Евгения Парамонова) – франт, посещающий английского портного и французского парикмахера. Он изначально скептически настроен по отношению к Базарову и по-своему циничен, казалось бы, он – достойный оппонент Евгения. Но выясняется, что и Павел Петрович – тоже смешной человек, в прошлом переживший романтическую историю с грустным финалом.
Вообще «Отцы и сыновья» Хейфеца – драма смешных людей. Смешон и Аркадий, «клоун», как характеризует его Катя. Вот только смех в этом спектакле получается грустным.
Аркадий Николаевич Кирсанов действительно сын своего отца - с первого взгляда, с первой встречи с отцом заметна их (даже внешняя) схожесть: те же очки и костюм, схожий типаж, общая добродушность и человеколюбие, сколько бы Аркадий и не примерял на себя образ нигилиста.
В целом, все характеры в «Отцах и сыновьях» прописаны безупречно – режиссер наделил каждого персонажа особой, только ему присущей краской. Так, даже персонажи-функции (Петр, Федька, Дуняша, княжна Ольга) остаются в зрительской памяти. И не блеклым пятном, а ярким образом. Чего стоит филигранная актерская работа Людмилы Иваниловой, полусумасшедшей княжны-тетки Одинцовой, живущей в собственном мире! А это ее «Уберите кошек! Их надо отстреливать, иначе они будут править здесь…» с указанием на зрителей…
А какая пронзительная сцена у Александры Ровенских, играющей Арину Власьевну – какое проживание, какой нерв! «Упокой, Господи, душу раба твоего Евгения…, - молится она в исступлении, и невольно наворачиваются слезы, ибо веришь, веришь в ее материнское горе, которое поглощает ее всю, без остатка!
Единственное, что меня смутило, это финал, смысл которого заключается в одной, мною горячо нелюбимой фразе «жизнь продолжается...". Он показался мне немного нарочитым и притянутым.
«Четыре недели назад умер Базаров, - кричит в сердцах Аркадий, - Меж нами пропасть, папа!» Но папа просто не хочет омрачать свой вечер, да и зачем? Впереди – одно прощание и две (а может и три) свадьбы.
Вот и получается, что быстротечность жизни – вечный человеческий бич. И если для одних жизнь никогда уже не будет прежней, то другие и не заметят потери – все продолжается, продолжается, продолжается…

5
0
9
Дарья
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
25 ноября 2014

Красиво, стройно и очень трогательно!
Великолепная атмосфера в зале, созданная декорациями и уютом малой сцены!Отключилось от всего внешнего мира и полностью погрузилась в спектакль! Думала, искала, находила! Значит, спектакль для меня состоялся на все сто.
Хрестоматийное и важное для любого русского человека произведение! Однако в этом прочтении раскрыты и новые грани героев, и новые оттенки человеческих взаимоотношений.
Поразил и очень понравился Базаров. Он не играет, а живет в этом мире, проповедует ценности, в которые искренне верит!

Спасибо актерам, такого удовольствия от гармоничности и прекрасной классики давно не получала!

2
0
9
Alejandro
14 отзывов, 28 оценок, рейтинг 23
1 марта 2018

Забудьте все, что вы знали о Базарове из уроков литературы, и идите на спектакль «Отцы и сыновья» в театр Маяковского! Вы окажетесь в необычном пространстве, где нет ни сцены, ни зрительного зала. Вы будете сидеть в саду поместья Кирсановых, у ваших ног будет струиться ручей, а прямо перед вами, на веранде деревянной усадьбы будет разыгрываться драма.
Базаров здесь далеко не однозначный персонаж, и, возможно, даже не главный герой. Он (актёр Сергей Беляев) очень красив, беззаботен, груб и нахален с женщинами, чем, видимо, и сводит с ума всех без исключения дам. Даже молодой Кирсанов испытывает к Базарову совсем не товарищеские чувства, и вряд ли дружит с ним потому, что всерьёз разделяет его нигилистические воззрения. Базаров отрицает любовь. Но сам попадается в ее сети.
«Отцы и сыновья» это спектакль не революционерах и ретроградах. Это спектакль о любовных страстях, о семейных отношениях, о том, как важно взаимопонимание и уважение к тем, кто нас окружает. Актеры играют очень искренне и создают прекрасный ансамбль.

1
0
9
Eгор Ваш
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 1
25 ноября 2017

После того, как мой приятель отозвался об "Отцах":"А я думал, что театр не люблю"- решил сходить и увидеть. Спектакль понравился безоговорочно : удачная постановка, достойная адаптация Тургенева для театра, непревзойденная сценография Арефьева , свет, звуковое сопровождение ; превосходные, очень точные и интересные костюмы - от складок на кафтане Прокофьича до штопки на носках Арины Власьевны ( А.Ровенских в этих носках сыграла материнскую трагедию так мощно, что ком в горле остается еще долго) ; Актерская игра - от маленьких, но безупречных ролей до заглавных, Не буду перечислять всех актеров, из боязни пропустить кого-либо.
Для меня остается загадкой, почему столь яркий полноценный спектакль Маяковка дает не на основной своей сцене.

1
0
9
Елена ККК
391 отзыв, 775 оценок, рейтинг 276
10 января 2016

Для меня совершенной неожиданностью оказалось то, что спектакль, хоть и "по роману И.Тургенева", на самом деле суть пьеса Брайана Фрила. Так что разобраться, что "оттуда", а что "не оттуда", я не могу совершенно :) Зато смотреть было на самом деле интересно!
Сразу и отдельно хочу восхититься декорациями - везде дерево, веранда с полотняными занавесками - очень-очень атмосферно. А настоящий ручей на сцене просто завораживает :)
Спектакль идет практически 3 часа, а пролетели эти часы на одном дыхании буквально. Мне очень, очень понравилось! Это... это не театр Концепции, а театр Чувств. Все, что происходило на сцене (собственно, там и сцены-то нет), актеры проживали, и мы вместе с ними. Совершенно не чувствовалось этакого незримого присутствия режиссера с рупором и указкой, диктующего, кто что должен делать, как бывает на иных спектаклях. Нет, казалось, что все просто идет... само.
Совершенно прекрасный актерский состав. Мне, так получилось, больше глянулось старшее поколение.
Людмила Иванилова (Княжна Ольга) - восхитительна!
Евгений Парамонов (Павел Петрович Кирсанов) - чудесный! Даже не знаю... Самый симпатичный мне персонаж, наверное. Замечательный, благородный, с потрясающей выдержкой и безнадежно влюбленный. Очень-очень понравился образ, созданный Евгением Парамоновым,
Родители Базарова (играли Юрий Соколов и Александра Ровенских) - мы плакали вместе с ними.
Ну и сам Базаров, разумеется - Сергей Беляев. Я тут поняла одну вещь... То, что мы когда-то читали в школе, мы воспринимали с позиции детей. Т.е. для меня Базаров (как и Чацкий в Горе от ума, и еще многие персонажи) были взрослые, умные, идейные люди. И мы всерьез на уроках рассуждали о нигилизме, о проблемах отцов и детей и прочем. А сегодня я увидела совсем-совсем другое! Базаров - почти мальчик, который совершенно не в силах принять себя самого. Он все чувствует очень остро в глубине души и очень хочет, чтобы его любили...но предпочитает сразу выставить колючки, идти против всех, пошлить и выпендриваться - да что угодно! Лучшая защита - нападение. Лишь бы никто не догадался. Почему, почему мы не учим мальчиков чувствовать и выражать чувства? Базаров - он же очень любит родителей, но избегает их общества, бежит от них. Он полюбил Анну Одинцову, но первое, что сделал - наговорил ей такого, что ой. Да даже с другом он не может, не в силах сблизиться. Бедный Базаров, не в силах переделать себя, надеется переделать мир... Какая философия, какая политика?! Несчастный ребенок :(
Как-то не те чувства у меня, в общем, получились. Не то нам в школе объясняли. Ну да ладно.
Так что спектакль всем настоятельно советую.

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все