Москва
8

Спектакль
Последние луны

Постановка - Театр им. Вахтангова
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Василий Лановой и Ирина Купченко в двух маленьких пьесах

Лановой играет гордого старика, собравшегося съехать от сына в богадельню. Купченко — старуху, которая надеется выбраться из богадельни к сыну хотя бы на Рождество. Пьесы можно обзывать «бульваром», но благодаря им у Василия Ланового и Ирины Купченко, которую нечасто увидишь на сцене, появились крупные роли.

  • Последние луны – афиша
  • Последние луны – афиша
  • Последние луны – афиша
  • Последние луны – афиша
  • Последние луны – афиша
Драматический
16+
Римас Туминас
3 часа, 1 антракт

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Майя Одина
37 отзывов, 37 оценок, рейтинг 51
24 декабря 2008
Крупные актеры в маленьких пьесах

Если бы не фамилия Римаса Туминаса в программке, трудно было бы поверить, что спектакль поставил он — режиссер, склонный к метафорическому театру, ярким мизансценам, эффектной и парадоксальной красоте на сцене. Две однообразные пьесы — итальянца Бордона и немца Мюллера; одна об отце, которого сын отправляет в дом престарелых, другая о матери, которая уже живет в богадельне, — срежиссированы не по-туминасовски примитивно. Отсутствие постановочной щедрости коснулось буквально всего: мизансцен, декораций (на сцене стена и пара стульев, замененных во втором дейст­вии парой кроватей), унылой музыки, сдобренной фрагментами Баха.

Василий Лановой, играющий отца, своим фирменным голосом и не без характерной патетики декламирует текст, обращая его к практически неподвижной Елене Сотниковой. Сотникова изображает призрак давно умершей жены и иногда разнообразит монолог Ланового ироничными, а то и скабрезными вопросами. Появление неблагодарного сына (Алексей Завьялов) картины происходящего не меняет. Разве что рождает еще одну, явно вымученную драматургом интригу: родной он сын или нет.

Ирина Купченко во второй части действует бодрее. Она не только посвящает зрителей в сентиментальные воспоминания и прозаические будни богадельни, но и наряжается в эффектный костюм с боа, изображает проход по подиуму, гримасничает, представляя соседей и персонал дома престарелых, и прямо на авансцене доводит утюг до возгорания. Это и оказывается самым эффектным моментом трехчасового спектакля.

Конечно, сам факт появления на сцене Василия Ланового и Ирины Купченко отраден, и за заботу о немолодых и не очень задействованных в репертуаре актерах Туминасу можно сказать спасибо. За высказывание про состарившихся отцов и потерявших совесть детей, в общем-то, тоже — сентиментальность тут небесполезна. Только вот одинокая буржуазная старость в Европе — это совсем не то, что старость русская. Описанная не блистательными драматургами и явно без режиссерского энтузиазма, она вызывает только чисто формальное сочувствие.

Может быть, поэтому вахтанговские корифеи и играют эту европейскую старость в свойственной их школе манере фантастического реализма. Василий Лановой даже загримирован под какого-то композитора-романтика: длинные седые волосы, белая рубашка и взгляд, устремленный в вечность. Элегантная Ирина Купченко, напротив, выходит на сцену грубой крестьянкой с легким ­помутне­нием рассудка. Но удивительное дело: несмотря ни на плохую драматургию, ни на режиссерское равнодушие, видеть их на сцене очень приятно. Римас Туминас не прогадает, если поставит для них еще один спектакль, только на этот раз более вдохновенно.

1
0

Отзывы

9
Наталья Рожкова
13 отзывов, 16 оценок, рейтинг 9
3 июня 2014

Потрясающий спектакль! Единственное "но", на мой взгляд лучше было бы поменять местами второй акт с первым. Потому как первый акт, кажется, более сильным. После него видно было, что даже мужчины под сильным впечатление, и не в силах скрыть слез. Хотя спектакль об одиночестве и старости, даже молодых людей он не оставляет равнодушными!

2
0
5
NastyaPhoenix
381 отзыв, 381 оценка, рейтинг 487
25 сентября 2010

Почти два года назад Туминас почтил режиссёрским вниманием супругов-корифеев вахтанговской труппы, поставив две небольшие пьесы о трагедии родителей, которые перестали быть нужны своим детям. В первом действии это философские «Последние луны» итальянца Бордона, где герой Ланового съезжает из родного дома в дом престарелых, разговаривая с давно умершей женой (Сотникова) и чёрствым сыном (Завьялов), которого можно задеть за живое, только пошутив о его мифическом покойном отце, а отец живой ему не интересен. Второе действие продолжает тему более бытовой «Тихой ночью» немца Мюллера, в которой сын-мясник (Юшкевич) приезжает в дом престарелых к своей матери (Купченко) только для того, чтобы она ставила свои подписи на документах о продаже очередного имущества. На фамильный кровавый бизнес нужны деньги, он же требует налаженных профессиональных контактов, и на Рождество из-за высокопоставленных гостей в доме не найдётся для матери места. Мораль прозрачна, но спектакль хорош не ею – в конце концов, уж сколько раз твердили миру. Жизненная правда обеих пьес – в диалогах и только в них, потому что больше ничего на протяжении всех трёх часов не происходит: люди просто обмениваются репликами в одном помещении, выполняя механические действия. Диалоги эти – правдоподобны, естественны, очень честны, почти документальны. Они не скрывают, что пожилые люди могут казаться невыносимыми – отец подкалывает сына и мрачно шутит, мать по многу раз спрашивает одно и то же и придирается по пустякам. Но они любят своих детей, какими бы они ни были, хоть и по-разному: он – самостоятельно принимает решение не быть обузой для семьи своего сына, она – с трогательной наивностью до последнего верит в рождественское чудо и отказывается понимать, что будет праздновать с остальными забытыми стариками. Оба оттягивают прощание из последних сил, хватаются за соломинку, которая не желает их удержать и выскальзывает из рук. А вывод один: старость – это зло, отнимающее у человека всё, одно за другим, и люди, сохраняющие перед лицом этого зла гордость либо надежду, не отчаиваясь и не озлобляясь, сопротивляясь приближению неизбежной смерти, достойны уважения. Стареет тело, но уберечь от дряхлости и тлена свою душу способен каждый вне зависимости от возраста – и это звучит в спектакле оптимистичной нотой, хоть души его более молодых персонажей очевидно находятся на той или иной стадии атрофии. Здесь вы не увидите многократно склоняемой критикой «диктатуры» Туминаса в мизансценах, да и вообще ничего из ряда вон нового, «авторского», символического и метафорического – только старый добрый актёрский психологический театр. Все актёры создали замечательно узнаваемые и запоминающиеся объёмные образы, не только пьесы идеально подобраны друг к другу, но и роли так же идеально подходят своим исполнителям. Идеально созвучна спектаклю и музыка – театральные работы Латенаса ещё никогда не терялись незаметным фоном, его оформление и собственные композиции всегда незаменимы в создании необходимой атмосферы. В итоге, несмотря на статику, обе истории пролетают быстро и легко, без скуки, как качественная пища для всякого ума.

18.09.2010
Комментировать рецензию

2
0
9
Юля Блинова
2 отзыва, 3 оценки, рейтинг 1
20 февраля 2017

Мэри Поппинс — NEXT. отличный музыкальный спектакль.Постановка Сергея Проханова. История для детей и для всех тех, кто не утратил живое восприятие жизни, не устал мечтать, верить в чудеса, дружбу, добро, и конечно, любовь, которая всегда творит чудеса Превосходная игра актеров!

0
0
3
Elena Supranova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
12 марта 2016

Неживой спектакль со странным перфомансем.
Когда я узнала, что в спектакле играет Лановой, желание пойти на спектакль усилилось-это же Лановой!!! Лановой!!!
Но оказалось, что и Лановой уже не тот, и театр Вахтангова сдает позиции.
Формат безсюжетного спектакля достаточно тяжел для зрителя впринципе. Он становится интересным лишь тогда, когда актеры "тянут" и "цепляют". А когда они просто читают свои слова без роли, просто с выражением...
... это превращается в нудятину, самую настоящую.
Попытка снарядить каждого героя особым характером не нашла отражения этим вечером. Старика-озорника и пикантную мудрую красавицу на сцене видно не было. Был старик, забывающий слова и была женщина, напоминающая повариху. Все.
Но самое печальное, пожалуй, все-таки иное.
На меня, как на быка - красная тряпка, действует пошлота со сцен театров.
Я не о сальных шуточках, которые порой и вправду бывают уместны, а о мате или подобных перегибах.
В последних лунах слово тра"аться прозвучало спустя минут 15 после слова "секс". И это из уст Ланового.... Ланового!!!!!!!

0
0
9
Liza
16 отзывов, 29 оценок, рейтинг 22
21 декабря 2015

Спектакль очень понравился! Трогательный, немного грустный... Навеял мысли о том, что неизбежно происходит в жизнях большинства людей, старость... смерть... невнимание близких.... Но чувство осталось тёплое, есть надежда! Всё, что мы получаем от окружающих людей, является следствием наших поступков. Ещё не поздно одуматься и перестать жить только лишь жизнью потребителя, стремиться отдавать как можно больше!

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все