Драматический |
16+ |
Николай Губенко |
3 часа 10 минут, 1 антракт |
Мое знакомство с театром «Содружество актеров Таганки» началось с «Концерта по случаю конца света» - спектакля, где задействована вся труппа. На мой взгляд, идеальное начало. Концепция такова: заканчивается 2012 год (который, как мы помним, считался концом света) и у труппы театра генеральная репетиция новогоднего концерта. Репетиция на первый взгляд кажется самой обычной: все бегают, суетятся, то кто-то из артистов задержится, то кто-то не вовремя выедет на сцену на роликах.. Но что хотят донести до нас участники концерта?
Года, оканчивающиеся на «12», все время несут что-то роковое: в 1612 поляков изгоняли из Москвы, в 1812 была война с Наполеоном, и вот, наконец, в 2012 году обещают конец света. Но не наступил ли он для нас уже? Здесь ни одного стихотворения или песни нет просто так, все они органично вплетены в канву философских размышлений о России, которую мы потеряли, возможно, уже безвозвратно. Например, сначала показывают сценку из «Бориса Годунова»: на сцене бояре в старинных одеждах. А вот под слова
«Борис еще поморщится немного,
что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится;
А там - а там он будет нами править
По-прежнему»
на экране сзади мелькают кадры с Борисом Ельциным. А затем следует вставка видеофрагмента, где случайных людей опрашивают, знают ли они, кому поставлен памятник Минину и Пожарскому и в честь чего? Никто не ответил – кто-то не знает, а один молодой человек был уверен, что они открыли Сибирь. Зато толпы людей ежедневно фотографируются на Красной площади :)
Очень неприятно удивили кадры с Youtube, где выпускникам одного из главных педагогических ВУЗов Москвы, а именно будущим учителям литературы, задают элементарные вопросы, например: «Кто написал «Войну и мир»?», «Сколько томов было в «Войне и мире»?», «Кто убил Лермонтова?», и они путают Пушкина, Лермонтова и Толстого. Чему же они будут учить подрастающее поколение? Также неприятно, но уже в другом смысле, удивило, что в конце данного видеоряда создатели видео непонятно к чему влепили кричалку студентов РЭУ им. Г.В.Плеханова «Поступайте к нам – сразу поумнеете!», и финальным кадром показали как раз РЭУ. Я искренне надеюсь, что это все-таки была агитация к поступлению в экономический университет вместо гуманитарного, а не создатели видео что-то попутали и дискредитируют заодно и студентов ВУЗа, который совсем недавно окончила, между прочим, я сама. Осадок остался противный, прямо скажем. Впрочем, это не вина театра, поэтому идем дальше.
Перед зрителями пройдет череда исторических событий - кровавых, тяжелых, драматичных, и лиц, которые их вершили. Петр I, который построил Петербург на костях рабочих, Николай I, разгромивший восстание декабристов и распорядившийся повесить их лидеров, его встреча с Пушкиным, на которой поэт признается: ««Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо», - будь он в Петербурге, он был бы на Сенатской. Очаровательная сцена бала внезапно сменяется рок-группой, которая исполняет песню «Ленинграда» «Когда нет денег, нет любви».
За XIX веком следует век XX, и словами А.Блока обещают, что он будет еще страшнее:
«Двадцатый век... Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).»
Мы знаем, чего стоил нашей стране XX век. А началось все еще с того самого Кровавого воскресенья в январе 1905 г., когда невинных рабочих и крестьян, которые с крестами и хоругвями пришли попросить у царя равноправия, расстреливали на Дворцовой площади. Нет ничего удивительного в том, что следующая сцена – как убитые люди поднимаются и поют «Интернационал». Но на этом несчастья не заканчиваются: людей отправляют на фронт Первой мировой войны, где они гибнут уже сотнями тысяч. Зачитываются отрывки из дневника Николая II: когда люди умирали в окопах, не понимая даже, за что они воюют, он пил чай с маменькой. Мне сложно судить Николая II, царем он по-моему мнению действительно был никудышным, но ситуация с расстрелом царской семьи ужасна, это ответ жестокостью на эскапизм царя и невиновность его жены и детей.
И хочу остановиться еще на одной сцене, которая была для меня очень тяжелой психологически. Маяковский зачитывает свое стихотворение 1915 г.:
«Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!...
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре б****м буду
подавать ананасную воду!»
Нам вновь показывают уже видеохронику наших дней, 2009 года – скандальную вечеринку в честь годовщины журнала «Русский пионер» на крейсере «Аврора». События, которые в народе получили название «шабаша на Авроре». И вот, после демонстрации такого надругательства над символом мужества наших моряков, на сцену вышел хор, запевший «Что тебе снится, крейсер «Аврора»?». Видела, что многие люди в зале реально прослезились.
После антракта быстро прошлись по Ленину и Сталину: как плакали люди, когда умирали вожди, как в голод и холод тысячи стояли на Красной площади, чтобы отдать им последние почести… И насколько противоречивые мнения о них сейчас. Не со всеми расставленными акцентами я согласна: Ленин действительно поставил страну на путь выхода из нищеты, на путь равноправия, но какой ценой…Революция и Гражданская война, НЭП, раскулачивания… Моего прапрадедушку расстреляли, семья осталась без имущества и лошади, прапрабабушка сама запрягалась в плуг, чтобы вспахать хоть малую часть поля.
При Сталине были расстреляны и сосланы в лагеря тысячи людей. Но самое страшное то, что после его смерти, когда репрессированных понемногу возвращали обратно, они чувствовали полное внутреннее опустошение – Сталин был частью их жизни, как же без него. Зато Иосиф Виссарионович действительно был сильным человеком (правда, как сказал один из респондентов – его б на недельку сейчас в нашу страну, чтобы порядок тут навел), а как любил детей, сколько сделал для них – ликвидация безграмотности, развитие спорта, детские лагеря..
Полету Ю.Гагарина в космос посвящено всего пара минут спектакля. Зато очень, ОЧЕНЬ подробно останавливаются на 1990-х. Августовский путч, «отречение» М.Горбачева, приход к власти Б.Ельцина, Чечня.. Я родилась в середине 90-х, поэтому все эти события также не застала.
В общем, в современную политику я углубляться не хочу, а про «Концерт по случаю конца света» скажу, что он обязателен к посещению каждому, кто рефлексирует, кто неравнодушен к происходящему в нашей стране, кто хочет обдумать и исторические, и современные события. История показана сжато, но основные моменты выделены, на мой взгляд, идеально. Прекрасно сделаны переходы между историческими и актуальными событиями, я в восхищении. Нужно только помнить, что все равно здесь большую роль играет вИдение режиссера, с которым я, например, не во всем согласна. Но посмотреть и составить свое мнение нужно обязательно. Только приходите в подходящем настроении. Тут нужно быть морально готовым, я, например, никогда не выходила из театра со столь гнетущим чувством. Невольно задаешь себе вопросы: «Почему, ну почему у нашей страны настолько тяжелая судьба?» и «А что же ждет нас дальше?».
7 из 10 за несогласие с точкой зрения режиссера
Я бы не назвала это спектаклем, театрализованный экскурс в историю от Петра Первого до наших дней, сопровождаемый кадрами хроники. На мой взгляд, довольно интересный коллаж получился. Чувствуется некая коммунистическая направленность сего представления, но с высоты прожитых лет и имея собственное мнение на некоторые личности и моменты, даже любопытно суждение по тем или иным вопросам. Хотелось бы показать это творение молодому поколению, было бы интересно их восприятие и мнение. Однозначно, увиденное заставляет думать, обсуждать и спорить.
Были накануне. Этот спектакль и вправду больше похож на концерт, очень живой, динамичный) Почти три часа прошли совершенно незаметно. Всему залу и нам в частности понравилось очень. Правда, средний возраст аудитории был 45+.
Хотелось бы, наоборот, видеть там больше молодежи.
Спектакль серьезный, состав - блестящий, художественному руководителю отдельное Спасибо(!) за смелость его поставить. Искренне надеюсь, что идти он будет долго.
Напоминание о том, как важно не забывать кто мы и откуда. Как важно помнить и любить свою историю, хорошее и плохое в ней, ведь жизнь не черно-белая, на ошибках нужно учиться. Спектакль вызвал много эмоций, где-то грустных, где-то патриотичных. Так или иначе, стоит сходить всем.
Спектакль о котором пойдет речь состоялся 27 марта 2016 г.
Сделан спектакль в виде репетиции спектакля.
Два действия.
Первое действие - великолепно. Обыграны и проговорены некоторые значимые вехи истории России с 17 века по начало 20 века. Гордость за ту Россию и печаль о том, что историю «той» России нынешнее поколение знает ой как плохо.
Второе действие - тут даже определение подобрать сложно. Пропагандистские видео-ролики (над сценой висит экран) и комментарии 2 ведущих на следующие темы:
1.Пьянь и негодяй Ельцин развалил СССР.
2.30 лет назад США планировали расчленить территорию СССР и присоединить часть Сибири к США.
3.За всю историю человечества (именно человечества, а не только России) было всего 3 (три) великих человека. Два из них - это Ленин и Сталин. Утверждение само по себе спорное, но даже в рамках данного спектакля это прямо противоречит содержанию и идее первого действия (в котором утверждалось, что в одной только России как минимум несколько десятков великих людей).
4.В настоящее время Сибирь брошена.
5.Медведев (нынешний премьер-министр РФ) участвовал в неких схемах в результате которых Сибирь сейчас брошена. Расшифровка понятия «брошена» не даётся.
А ещё представлены видео-ролики в одном из которых некий американский деятель утверждает, что в России в магазинах продаются ТОЛЬКО американские товары, а по телевизору показывают ТОЛЬКО американские фильмы. И это еще не самое «сильное» утверждение. Было еще много «интересных» утверждений прямо противоречащих историческим фактам и реальности.
Просто таки откровение за откровением.
Всё это слегка разбавлено номерами с песнями и танцами уже никак не относящимся к теме действия.
Вот так: шли на спектакль, а попали на пропагандистское представление. Причем автор не утруждает себя ответом на вопрос «к чему всё это». Что он хочет нам этим сказать и что предлагает делать?
Я не знаю причины, по которой на сцене театра появилось «это», а гадать не хочу.
Но я знаю, что второе действие разделило зал: часть аплодировала и кричала «браво», часть томилась от оголтелой и давно потерявшей актуальность пропаганды, часть покидала зал прямо во время спектакля.
А еще я знаю, что к искусству второе действие данного спектакля отношения не имеет никакого.