Неповторимость этого сочинения заключается не только в том, что в «Лазаре» переплелись два, на первый взгляд, совершенно разных музыкальных гения: Шуберт — первый великий композитор-романтик, Денисов — ключевая фигура отечественного музыкального авангарда второй половины ХХ века.
При жизни Шуберта даже близкие друзья не подозревали о существовании «Лазаря». Неоконченная рукопись была обнаружена его братом Фердинандом после смерти композитора, но из предполагавшихся трех актов Шуберт написал неполных два. И лишь в 1994 году по просьбе руководителя Баховской академии в Штутгарте Хельмута Риллинга Эдисон Денисов завершил партитуру и вдохнул новую жизнь в творение немецкого мастера — опера была возвращена из забвения подобно тому, как был воскрешен ее главный герой.
Своеобразие «Лазаря» заключается еще и в том, что это одновременно и театральное, и религиозное сочинение. Сам Шуберт назвал его «религиозная драма». Однако многое в его рукописи говорит о том, что «Лазарь» создавался именно для театральной сцены.
Но более всего уникальность «Лазаря» заключена в самой музыке: нет другой оперы, которая две трети действия повествует о смерти, но наполнена таким исключительным светом. Это музыка не о мраке и страданиях, а о вере и радости. Оперу пронизывают удивительно красивые мелодии (объединяющие простоту песни, театральность оперы и возвышенность мессы), инструментовка прозрачна, среди солистов нет низких голосов, а мажор лишь изредка уступает место минору. Все это создает ощущение внутреннего света — духовного, божественного, — который излучает опера. Ведь свет, истинная красота и гармония — идеалы, которым всю жизнь были верны и Шуберт, и Денисов.