Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
«Баядерка» – один из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Творение Мариуса Петипа на музыку Людвига Минкуса и либретто Сергея Худекова увидело свет в 1877 году и быстро обрело популярность. Все великие балерины мечтали танцевать главную партию балета – баядерку Никию. Здесь можно было блеснуть и безупречностью техники, и кантиленой танца. Трагическая история любви позволяла примам императорского, а потом и советского балета во всей красе представить свой драматический дар. Украшением «Баядерки» стала картина «Тени», ставшая примером высшей гармонии на балетной сцене. Популярность «Теней» сравнима разве что с «белыми картинами» «Лебединого озера». Все последующие редакции балета, которых было немало в ХХ веке, при любых нововведениях и изменениях старались максимально сохранить «Тени» в неприкосновенности. Выдающаяся балерина Наталья Макарова поставила свою версию «Баядерки» в 1980 году. Она не так помпезна и густонаселена, как первоисточник, но сохраняет все главные достоинства шедевра Петипа. Редакция Макаровой оказалась столь успешной, что ее взяли на вооружение многие европейские театры.
Балет
12+
Наталья Макарова
3 часа, 2 антракта

Как вам спектакль?

Отзывы

9
Светлана Килина
63 отзыва, 63 оценки, рейтинг 10
3 мая 2019

БАЯДЕРКА НА СЦЕНЕ МАМТа .

Если провести опрос о том, чем знаменита Россия и что стоит непременно увидеть , то , несомненно , в этот список попадёт и классический русский балет .

Именно в традиционной хореографии , в декорациях , костюмах , соответствующих сюжету ...

Один из самых известных и зрелищных классических балетов- это "Баядерка».
Впервые он был представлен на императорской сцене в далёком 1877 году . Этот балет изначально был просто обречён на успех - хореография Мариуса Петипа , музыка - Людвига Минкуса , либретто Сергея Худякова , романтическая история, колорит ярких красок , экзотические костюмы ...

На сцене МАМТа на суд зрителей представляют балет в постановке Натальи Макаровой , создавшей свою версию «Баядерки» в 1980 году, в ней сокращены некоторые партии по сравнению с привычными нам , и сцены выглядят менее массово , однако она сохраняет все главные достоинства оригинала Петипа.

Уверена, что солисты балета мечтают об исполнении партий в Баядерке . Ведь редкий балетный спектакль сочетает в себе столь гармонично и возможность увлечь зрителя своей драматической игрой и продемонстрировать своё техническое мастерство балетного танцовщика .

Партию Никии, исполнила Оксана Кардаш, - легкая, и одновременно очень сильная и уверенная в своём выборе , она великолепно передала сложные эмоции Никии , особенно понравилась мне сцена отказа от противоядия . Взгляды - молнии , электричество, которое пробежало по сцене и передалось в зал , между Никией и Солором , и вот уже она принимает решение умереть .

Абсолютно органична в партии Гамзатти была Мария Бек. В момент , когда по сюжету Солор ослеплён ее красотой , зал понимает его выбор - исполнительница очень красива и безупречно подчеркивают ее внешность великолепные наряды .

Солор , в исполнении Сергея Мануйлова ,- хорошо подан и технически , и драматически . Выразительные движения , пластика рук и поз , делающая ненужными слова , и замечательные по чистоте исполнения и высоте, прыжки .

Однако - меня более всех покорил великий брамин - Михаил Пухов. Эта роль настолько безупречна в его исполнении , что получается полное слияние танцовщика и образа брамина .
Взгляды, полные такого огня , что обжигают даже зрителей в зале , кисти рук , со сжатыми пальцами ,- энергетика и драматичность роли на 100 процентов безупречны .

И , конечно, говоря о балете Баядерка , невозможно не напомнить о тех двух сценах , которые приглашают на эстетический пир любого , влюблённого в балетное искусство.
Это, конечно, партия золотого божка . В этот раз исполнителем ее был Марат Нафиков, и продемонстрировал замечательную технику и филигранность поз .

И одна из самых знаменитых сцен классического балета - танец теней .
Минималистические декорации , доминанта чёрного цвета , и на фоне этого- стройные ряды балерин в белых пачках . Их синхронность и гармония движений абсолютно завораживают . Мне кажется, зал не дышал на протяжении всей этой сцены .
Сложные перестроения , непростой рисунок танца , но при этом балеринам Театра удалось передать ощущение бесплотной лёгкости этого танца .
Мои аплодисменты балеринами, околдовавшим публику своим мастерством , и забравшими нас , вслед за Солором , в мир призрачных , но таких прекрасных теней .

Единственное замечание к балету - мне не хватало визуальных эффектов в сцене землетрясения и разрушения Храма . Здесь хочется заметить , что роскошная реалистичность декораций и проработка деталей а первых двух действиях , неожиданно сменяются условностью минимализма в последующих .

Как всегда в МАМТе великолепно звучал оркестр , под управлением Дирижёра — Антона Гришанина. Спасибо музыкантам за слаженный гармоничный звук .
И , говоря о Баядерке , невозможно не сказать про костюмы . Иоланда Соннабенд , создавшая костюмы к этому балету , достойна отдельных аплодисментов за яркие , колоритные образы . Эти краски, развевающиеся шарфы, звон браслетов на храмовых танцовщицах - все очень гармонично и создаёт атмосферу далеких сказочных стран .

Спасибо замечательному театру за этот великолепный вечер , за мастерство исполнителей , за талант постановщиков .
Любите балет , это совершенное искусство , требующее титанического труда со стороны исполнителей и оставляющее впечатление воздушной легкости у зрителей

0
0
10
Екатерина Урзова
330 отзывов, 358 оценок, рейтинг 128
2 мая 2019

Как вы провели день танца, 29 апреля? Я - очень правильно, на балете. Действие балета Минкуса происходит в далекой и загадочной Индии. Видите, древний храм стоит посреди мрачных джунглей? Здесь развернется история о любви Никии, Солора и Гамзатти. Кто знает, кому вы будете сочувствовать: храброй маленькой баядерке или гордой принцессе, которая из-за любви готова умолять соперницу уступить ей Солора. А, может, вашим героем станет сам Солор? Или факир Магдавея (Георги Смилевски)?

Главную партию танцевала Оксана Кардаш. Кстати, 29 апреля у нее был день рождения. Ее Никия была такой трогательной и хрупкой. И очень отважной. Не каждая готова противостоять дочери радже. Солор (Сергей Мануйлов) не может выбрать одну из двух женщин. И я его очень понимаю, ведь обе они - красавицы. Принцесса Гамзатти (Мария Бек) изумительно хороша. Кстати, вы знаете, что она американка, родилась в Детройте? А танцует у нас.

В первом и третьем акте четко видно, что действие происходит в Индии. Художник по костюмам Иоланда Соннабенд сделала акценты на местный колорит: яркие одежды, шаровары у женщин, чалмы у мужчин, обилие украшений. Но вот начинается второй акт и... Да это же совершенно классический балет, причем тут Индия? И все же это Индия. Это царство теней, которое видит Солор в забытьи. Тихо, вкрадчиво окружают они Солора. И снова к нему приходит Никия...

"Баядерка" - прекрасный пример того, каким современным может быть классический балет. И как хорошо может работать команда, собранная из людей со всего света. Мне нравится такая ситуация. Это значит, что единомышленники могут найти друг друга, что они не привязаны к определенному театру, что возможен открытый обмен опытом.

0
0
8
Анна Столярова
148 отзывов, 161 оценка, рейтинг 20
3 декабря 2018

К своему стыду я не знала сюжет балета "Баядерка", поэтому , прибежав с работы в театр, я первым делом стала расспрашивать коллегу-театралку о будущем действии. На что Таня резонно сказала- не волнуйся, будет сказка, неужели этого недостаточно?) И таки да, на сцене Московского академического музыкального театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко с первых аккордов красивейшей музыки Людвига Минкуса царила восточная сказка.
Индийская сказка.Со всеми вытекающими- джунглями, раджой, индийскими танцовщицами, браминами и факирами. И даже с тигром и змеями..Сцены ритуальных плясок около Священного огня наполнены экспрессией, соединяющей первобытный восторг перед духами природы и поклонение индийским божествам. Даже золотой божок был. А как он танцевал! Великолепно! А танцы индийских девушек с причудливыми движениями..
Но какая сказка без любви? Здесь это любовь смелого воина Солора и храмовой танцовщицы Никии. Как прекрасен был танец их любви! Партию Солора исполнял Денис Дмитриев. Я его уже видела в партии де Грийе (Манон), очень мне понравился нежный возлюбленный Манон, и в роли Вронского в "Анне Карениной" Солор Дмитриева одновременно и мужественный воин, и потерявший голову от любви юноша. А позже и запутавшийся в своих отношениях. Ведь не все гладко сложилось у влюбленных, Солор предал ее, а потом раскаялся.. Артист с великолепными данными,с отличной техникой.
Никию играла Наталья Сомова. Очень нежная, воплощающая в себе красоту истинной любви, отстаивающая ее, вот такая Никия у Сомовой.
Соперница Гамзати в исполнении Марии Бек. Танцевальных партий у нее не много тут, но очень выразительная роль все равно получилась. Гордая и уверенная дочь раджи.

Главная фишка этого балета -второе действие. "Тени". Это что-то невероятное. Очень массовый и синхронный танец "Никий". Чем-то напоминающий Болеро Равеля, этакий морок и наваждение. Потрясающе!
Я очень удивилась, что именно за эту сцену ругают некоторые критики постановщика балета Наталью Макарову. Дескать, сценография не та, девушки должны сходить одна за другой со скал, а не из зарослей(мне показалось, что они выходят из пещеры..) как у Мариуса Петипа,на чью постановку опиралась Макарова. Мне кажется, что это совершенные придирки. Сцена эта великолепна и мистична, эффект невероятный.
Что касается сценографии и декораций, то они волшебны. Зритель вместе с героями перемещается из джунглей в храм, из храма во дворец, и все очень красочно и реалистично..

Сказка эта заканчивается трагически. корочевсеумерли Но послевкусие от балета осталось приятное и возвышенное.Все-таки классика есть классика.

0
0
9
Tatyana Lipina
85 отзывов, 85 оценок, рейтинг 8
30 ноября 2018
Поистине, если хочешь сказки, надо идти в музыкальный театр, а если красивой сказки - то на балет

Как давно я не была в сказке! Поистине, если хочешь сказки, надо идти в музыкальный театр, а если красивой сказки - то на балет. На классический со всеми атрибутами: чудесной музыкой и танцами, великолепными декорациями, красивыми костюмами. Вчера мне удалось побывать на печальной сказке Баядерка в театре им.Станиславского. Вообще мне кажется, что сюжет для балета почти не важен: печальна сказка или жизнеутверждающа, мы все равно будем смотреть ее с наслаждением, если она поставлена по всем канонам. Этот тот случай, когда первую роль играет форма, а не содержание. Оставим содержание для драматического театра и насладимся красивой формой.
На сцене – восток, Индия: Будда, шикарные диваны, даже кальян и убитый тигр) Костюмы поражают своей красотой и воздушностью. Балет на музыку Людвига Минкуса был поставлен Мариусом Петипа в 1877 г. Нынешняя версия Театр им. Станиславского создана Натальей Макаровой в 1980 г. Как сказано в анонсе театра: «Она не так помпезна и густонаселена, как первоисточник, но сохраняет все главные достоинства шедевра Петипа.»
Кстати, Макарова добавила финал балета, утраченный в советское время. Пишут о том, что ее хореография стилистически не очень вписывается в творение Петипа, но, я думаю, это заметно только тонким ценителям балета, к коим я не отношусь, а также, думаю, и добрая половина зрителей, пришедших просто насладится красотой музыки и танца.
Никию танцевала Наталья Сомова. Чудесно. Она, кстати, и Гамзатти танцует иногда, но мне кажется, что Никия в ее исполнении самое то: светлая очень. А Гамзатти, как не крути, получается менее положительной героиней, и Мария Бек была здесь на своем месте. Хотя по сути, она тоже фигура трагичная, как помните в Формуле любви: «Она тоже женщина несчастная, она графа любит». Так и здесь, любовь к Солору – причина всей трагедии. Солор в исполнении Дениса Дмитриева великолепен, немудрено влюбиться в такого)
Да и все остальные танцевали прекрасно и подарили мне ощущение печального, но красивого праздника.
Кстати, сейчас в фойе театра выставка московских художников "Театр на бумаге". Мне очень понравились работы Ксении Зон-Зам, посвященные все ему же - балету)

0
0
7
Лана Грачч
75 отзывов, 75 оценок, рейтинг 5
21 ноября 2017

Наталья Макарова (русская прима, живет и работает в Америке), постаралась воссоздать балет максимально приближенный к версии Петипа. Либретто к этому балету написал Сергей Худяков, Издатель «Петербургской газеты» и создатель Сочинского Дендрариума.
События происходят в Индии. Либретто настолько не типичное для балета, там столько героев и событий в первом акте, с первого раза точно всех не запомнить. История предательства, неразделенной любви, ревности и возмездия в индийском колорите. Баядерка – это танцовщица национальных танцев в Индии, тут она главная героиня и жертва (скажем так). Очень интересный индийский колорит адаптированный под балетное исскуство.
Этот балет стоит смотреть из-за Арии Никии (Баядерки) и просто умопомрачительного танца теней во втором акте. Это действительно одни из самый красивейших действий в классическом балете.
Пару слов про исполнение: в первом акте кордебалет совсем расслабился, руки-ноги все в кучу, уровень исполнения был ниже, чем обычно в этом театре. Танец теней смотрелся эффектно, конечно в Большом был бы еще чище. Ведущие партии – Эрика Микиртичева, Дмитрий Соболевский, Елена Соломянко нареканий нет.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все