Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Спектакль
Тень Лира

Постановка - Театр Романа Виктюка
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
Драматический
16+
Андрей Боровиков
1 час 30 минут, без антракта

Участники

Как вам спектакль?

Отзывы

7
Николай Шуваев
56 отзывов, 64 оценки, рейтинг 14
24 сентября 2016

Записки дилетанта.

№ 30. Театр Романа Виктюка. Тень Лира (Вильям Шекспир). Режиссёр Андрей Боровиков.

Один акт. Два часа. Три сестры. Четыре шута. Пять баллов.

«Мы плакали, пришедши в мир, на это представление с шутами».

Театр Романа Виктюка показывает спектакль в малом зале Театра Луны – сочетание многообещающее и в результате надежды оправдывающее. Спектакль лаконичен и по времени – идёт меньше двух часов, и по размеру сцены, и по минималистическому реквизиту – лишь разноцветные ширма да три столика, и по актёрскому составу – все роли исполняют четыре молодых мускулистых актёра, одетые шутами в красно-чёрно-золотисто-серебряные костюмы с угловатыми узорами и в трико. На сцене соблюдается строгая симметрия в расстановке реквизита и в сценографии.

Многогранную, сложную, жестокую пьесу Шекспира режиссёр Андрей Боровиков превратил, убрав все лишние детали, в трагическую историю взаимоотношений отца и трёх дочерей. На сцене четыре актёра играющие семь персонажей (Лир, Гонерилья-Герцог Альбанский, Герцог Корнуэльский-Регана, Король Французский-Корделия).

В семье короля Лира, всё как в жестокой, но по-своему справедливой жизни: лицемерные, чёрствые, но льстящие старшие дочери получают власть и богатство из рук ослеплённого короля, а искренняя, любящая, но упрямо молчащая младшая изгнана и проклята за полное отсутствие показного подобострастия: «Что ж я скажу? Должна, любя, молчать... моя любовь сильнее слов моих». Но без власти Лир мгновенно теряет уважение и превращается в обыкновенного, никому не нужного и докучливого старика. Лира больше никто не боится, даже прежние слуги.

Режиссёр очень подробно останавливается именно на ссорах, полных страсти, где герои мучают друг друга взаимной ненавистью, упиваются, смакуют её. Так сильно ненавидеть могут только небезразличные друг другу люди. Страсть к богатству и власти разрывают королевское семейство. Без какой-либо опоры на простые человеческие ценности люди начинают страдать и гибнуть. Уровень ненависти и подлости Гонерильи и Реганы зашкаливает, они демонизированы, буквально шипят, циничные и беспощадные, капая ядовитой слюной: «В злом духе так не ужасает злоба, как в женщине…». Глупость рождает слабость, слабость обман, обман ненависть, ненависть приводит к смерти…

Мужчинам играющим женщин приходится быть максимально пластичными, обволакивающими, эмоциональными. В результате женские персонажи получились яркими, жестокими, вероломными, особенно на фоне защищающихся мужчин. Диалоги своих персонажей актёры произносят по очереди, получается своеобразный разговор «с самим собой».

От необычности метода сначала возникает ощущение любительского спектакля, но страсти кипят с такой силой, страстностью, темпераментом, что даже Константин Станиславский поверил бы происходящему буквально с первых минут. На сцене хохот, смех, громкая, экспрессивная музыка, жесты скандалы, интриги, буря страстей человеческих.

Зрительный зал небольшой, но это идёт на пользу, в малом объёме и рядом с актёрам зрители лучше чувствуют вовлечённость. Весь спектакль держится только на талантах режиссёра и исполнителей, создающих, несмотря на минимум выразительных средств, настоящую театральную магию.

Редкий реквизит используется по полной программе: ширма, разделённая на три части, служит визуальным подтверждением получения наследства дочерями (доля упрямой Корделии «делится» на две половинки и каждая из них примыкает к доле старших сестёр). Сговор последних также подтверждается схлопыванием этих половинок; разноцветные столики вертят, переворачивают, швыряют, ставят друг на друга, залезают в них, и, само собой, используют как стулья.

Смешивая в актёрах персонажей, выбирая из текста лишь нужные куски, расставляя по своему усмотрению акценты режиссёр создаёт причудливый, но увлекательный коктейль из аллюзий, смыслов, характеров. Весь спектакль рефреном звучит ария несчастного шута Риголетто. Но послевкусие остаётся горьким. Все герои оказываются несчастными, покалеченными судьбой шутами в театре жизни. Несмотря на то, что в итоге все получают по заслугам: честность побеждает лицемерие, преданность деньги, а бескорыстие подлость, а злодеи получают по заслугам, легче от этого не становится. Уж слишком дорогой ценой за это заплачено. Надо было быть умнее с самого начала…

Поклонники пришедшие на спектакль по достоинству оценивают увиденное: звучат искренние, тёплые аплодисменты, и на сцену выносят букет за букетом.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все