Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
4.8

Опера в Москве
Царица

Постановка - Геликон-опера
скачать приложение
100+ идейБотПлати частямиРестораны рядом
Первая опера Давида Тухманова

Музыку для масштабного музыкального шоу о царствовании Екатерины Второй (от прибытия в Петербург робкой невесты Петра III до присоединения к России Крыма) написал Давид Тухманов. Придумал проект Лев Лещенко, ему же принадлежит идея попытаться на базе оперы создать новый, «понятный и интересный для неискушенной публики жанр» для семейного просмотра. Постановка Дмитрия Бертмана идет в декорации, воспроизводящей интерьеры Царскосельского дворца. Впервые ее сыграли год назад на сцене Александринки (в роли графа Орлова был Николай Басков).

  • Царица – афиша
  • Царица – афиша
  • Царица – афиша
  • Царица – афиша
Опера
16+
Дмитрий Бертман
2 часа 30 минут

Расписание сеансов

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

5
Ольга Манулкина
422 отзыва, 428 оценок, рейтинг 109
7 июля 2009
Давид Тухманов написал оперу

Режиссер Дмитрий Бертман и его «Геликон-опера» вновь идут навстречу публике. Шаг широкий — «открытая опера» про Екатерину Великую. «Абсолютно ­новое видение оперы как формы досуга, способной привлечь внимание самого широкого круга зрителей, — поясняет пресс-релиз, — понятной для неискушенной публики». Идея принадлежит Льву Лещенко. Либретто написали Юрий ­Ряшенцев и Галина Полиди.

Одна из трех исполнительниц пар­тии Екатерины — первая по порядку появления перед зрителем, т.е. Екатерина молодая — Мария Максакова оценива­ет качество материала и шансы проекта на слушательское признание очень высоко: многие арии, считает она, обречены стать шлягерами, при этом выполнены на хорошем уровне.

Еще «Царицу» называют «современной» оперой, что надо понимать как союз оперы и мюзикла. Но все поют без микрофона. «Хор отлично танцует и поет и при этом без подзвучки», — поражается мастерству коллег Максакова.

Ясно, что в этом сюжете любовная тема сулит немалые дивиденды. Из донжуанского списка Екатерины выбраны трое фаворитов: Орлов (тенор), Потемкин (баритон), Зубов (опять тенор). Постановка тоже, очевидно, будет прият­на неискушенной публике, не изменяющей любви к историческим сериалам, — в пышных костюмах и декорациях под Царскосельский дворец с зеркалами и свечами.

Можно расценивать проект и как ­восстановление равноправного присутствия русской монархии на оперной ­сцене. В конце концов, немало русских царей уже обеспечено операми: Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I. Кажется, Екатерина II до сих пор отсутствовала в этом списке только по недоразумению.

3
0

Отзывы

9
Галина Клавдина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 25
21 июля 2009

Мы все привыкли к шаблонному образу этой великой женщины, каким нам преподносили его на уроках истории в школе. Но задумывались ли мы, что Екатерина была не только властной Императрицей, но и, как это ни странно, ...женщиной!

Рассказы о бесчисленных фаворитах давно стали притчей во языцех, но все они блекнут перед единственной истиной, которая царит над троном - одиночества величия. Чего нам, простым смертным, видимо, никогда не понять.

Блистательная постановка на музыку Давида Тухманова, либретто Юрия Ряшенцева.

25
0
9
Гедеон Шалевич
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 4
21 июля 2009

Крайне интересно, как обыграет эту весьма пикантную историческую канву Бертман. Надеюсь также, что прекрасные данные Максаковой будут удачно гармонировать с фабулой тухмановского детища.

4
0
7
Павел Л.
150 отзывов, 1677 оценок, рейтинг 374
2 декабря 2009

Познавательная и размашистая опера Давида Тухманова с красивыми костюмами, недостатками в организации мероприятия и самого выступления.

Давид Тухманов закончил работу над оперой "Екатерина Великая" в 2005 году.
В 2008 году "Геликон" начали работу над постановкой оперы "Царица".
В 2009 году, сначала в Питере, потом в Москве состоялись премьеры.
В Москве премьера проходила 25 и 26 ноября в Государственном Кремлевском Дворце.

Сразу скажу - я не ценитель оперы, и бываю на таких мероприятиях довольно редко.
В связи, с чем делайте скидку.

26 ноября присутствовал на втором дне премьеры «Царицы».

Сначала отмечу брак в организации мероприятия, который был очевиден любому зрителю. Начинается все с тяжелого и мучительного прохода в Кремль через несколько остановок и коридоров, начиная от метро Библиотека им. Ленина. В одном месте даже ощущалась давка. Это, как минимум, неприятно, как максимум, непозволительно, учитывая навязанную пафосность мероприятия. Далее, неожиданно, из очереди отсеивают людей с сумками/чемоданами и отправляют их сдавать вещи в камеру хранения (40 руб.). Я всё понимаю. Но возникает вопрос: нельзя заранее предупредить и сделать указатели на камеру хранения, а потом, не затормаживая очередь, спокойно пропускать людей на территорию Кремля. До входа в зал прошло около 30-40 минут на улице, хорошо, что еще зима не наступила. После прохода металлоискателей и до начала оперы всё было достаточно спокойно. Смущала публика. Слишком разношерстная она была. Слева от нас в партере сидел мужчина, у которого на коленях лежала стопка газет, типа Экстры-М, и которые он усиленно читал.
Обращу Ваше внимание и на другое. Достаточно четко ощущалось, что настоящие ценители оперы находятся в задней части зала, а все кто находится в ближайшей к сцене части партера, далеко не ценители, а «приглашенные/купленные/одноразовые» зрители подобных мероприятий. Вокруг народ открыто спал, разговаривал по телефону, громко обсуждал какие-то вопросы. Также можно было заметить, как по завершению оперы первые ряды практически с низкого старта ломанулись в гардероб, а задние ряды стоя хлопали и кричали «браво».
И основное – выбор места для исполнения оперы. Это, однозначно, не должен быть ГКД. Это место не предназначено для опер, в первую очередь, из-за акустики, из-за размера и расположения зрительного зала. Понятно, что пафос, понятно, что вместительность огромная. Но! Неслышно, невидно, непонятно – всем тем, кто сидит не в середине партера и дальше 20-го ряда.
Кроме этого – как можно на таком мероприятии допустить, чтобы актеры пели, а звук в микрофонах периодически пропадал. Причем, по мнению знакомых на первом премьерном дне было намного хуже – порой из-за обрывов звука вообще сложно было понять, что поется на сцене.
О самой опере. Очень радует, что эта опера познавательная. Формат оперного выступления далеко не всем по душе, поэтому – если что-то новое, плюс интересное – может привлечь новых зрителей. Период правления Екатерины Великой – период очень многосторонний и захватывающий для человека, интересующегося своей историей. Это касается процесса перехода власти от Петра III к немке Екатерине, это процесс становления царицы Екатерины, прохождение ее через сложности и преграды царской России. Не остается без внимания и личная жизнь царицы. Это множество любовников, которые проходили сквозь ее царское правление. В их числе первый - Григорий Орлов (помог совершить переход трона, и, видимо, убил Петра III). От некоторых из любовников у нее были дети. Например, от Григория Орлова сына звали граф Бобринский. Взаимоотношения, переживания в верхушке власти с параллельными переживаниями в народе, далеком от позолоченных хором царских покоев – отражено достаточно открыто и доступно в опере «Царица». В Целом, могу сказать, что мне больше понравилось, чем нет. Меня эта опера заставила заглянуть в очередной раз в историю, чтобы разобраться в последовательностях перехода царской власти. Например, я выяснил, что Александрина – внучка Екатерины, которую планировалось выдать за короля Швеции Густава IV, умерла при родах в 18 лет. Она вышла замуж за австрийского герцога. А в опере она показана жизнерадостной девочкой, мечтающей о счастливой и беззаботной жизни. Ну и стоит, конечно, выделить певицу, которая играла Екатерину Великую в самом зрелом возрасте. Производит впечатление.

В общем, если еще раз будет проходить опера в Москве – сходить советую, но если она будет проводиться в другом помещении, а лучше в каком-нибудь небольшом театре.

Спасибо.

2
0
5
галина
75 отзывов, 798 оценок, рейтинг 63
27 июля 2009

Никакой "оперы нового формата" не заметила. Все как обычно, за исключением того, что в любой опере все-декорации, костюмы, сцендвижение подчинены музыке, а здесь действительно хорошую музыку Тухманова заглушает топот гвардейцев, шарканье туфель молодой Екатерины, звуки клинка. Но все это, в сущности, было бы даже замечательно, если бы не одно "но"-безобразное либретто. Никакой интриги, никакого сюжета. Это просто сцены из дворцовой жизни, но никак не связное повествование. Максакова действительно поразила-не самым лучшим вокалом, и полным неумением играть что-либо, кроме "обжиманцев". Все первое отделение она на сцене, но что за человек Екатерина в ее исполнении так и осталось непонятно.Даже К.Орбакайте из псевдоисторических "Гардемаринов" была во много раз интереснее.Гораздо лучше две другие исполнительницы, игравшие Екатерину в зрелом возрасте и старости. К сожалению, не знаю их имен-платить за программку(четыре листа голубого цвета с одной фотографией) 250 рублей не захотела, а кроме Максаковой,Рябца и Веденеева никого не знаю.Очень понравились массовые сцены и хоры-действительно, высокий уровень постановки.Самое замечательное для меня-это дуэт Александрины и Густава IV, не только потому, что слушать сопрано О.Рябца приятно и необычно, но и именно любовный дуэт двух молодых людей сыгран необычайно лирично! И "две судьбы обернулись одной"-наслаждение. Но затем Александрина производит какие-то непонятные прыжки на кресле-и это удивляет.Еще неприятно, что на спектакле явно присутствовали клакеры, которые исторгали восторги по поводу каждого чиха на сцене.Не то, чтобы актеры не заслуживали похвалы-но это мешало восприятию, так как заглушало все-и вокал, и музыку. В общем, слушать и смотреть интересно. Но-либретто надо приводить в порядок. Только из-за него ставлю тройку.

2
0
5
AndreyGB
4 отзыва, 6 оценок, рейтинг 11
26 ноября 2009

Либретто, либретто, либретто! Это основной и самый большой недостаток данной постановки. Никакого сюжета, просто избранные сцены дворцовой жизни, построенные вокруг взаимоотношений Императрицы с некоторыми фаворитами (а именно с тремя: Орлов, Потемкин, Зубов) в разное время ее жизни. Драматургия никакая. В погоне за удовлетворением "неискушенной публики" была потеряна сама суть, в душу и сердце к зрителю с подобным "новым видением оперы как формы досуга" не пробиться.
Максакова разочаровала. И если о ее вокале мне говорить трудно, нет однозначного мнения (т.е. не впечатлило), то ее актерская игра отталкивала своей неестественностью и смотреть на ее ужимки мне было неприятно.
Кремлевский дворец, премьера, Москва. Но что со звуком?! Треск, щелчки и самое главное резкие перепады уровня громкости и отключения (пели через микрофоны) и не один раз, а периодически по ходу всего действия. Сочувствовал исполнителям и зрителям.
Однако красиво. Костюмы, хореография массовых сцен, хор - впечатляет, высокий уровень.
Отдельно хочется отметить музыку, она здесь действительно очень хороша.
Но если говорить об общем впечатлении, то коротко - никаких особых эмоций данное действо не вызвало, не тронуло, не захватило. А жаль, а ведь могло...

1
0

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все