Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
7.3

Опера
Похождения повесы

Постановка - Камерная сцена Большого театра
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
О спектакле
  • Похождения повесы – афиша
  • Похождения повесы – афиша
  • Похождения повесы – афиша
  • Похождения повесы – афиша
  • Похождения повесы – афиша
Опера
Борис Покровский

Как вам спектакль?

Отзывы

10
Вахтанг Сургуладзе
9 отзывов, 11 оценок, рейтинг 20
4 июня 2018
Глубокий, пронзительный спектакль с большим социально-воспитательным, нравственным звучанием.

В репертуаре Московского государственного академического камерно-го музыкального театра им. Б.А. Покровского есть один совершенно удиви-тельный спектакль, который, не носит броского, красочного, узнаваемого на-звания, не стал брендом, каким являются «Дон Жуан», или «Волшебная флейта», а поэтому, равно как, быть может и в силу своей мировоззренческой глубины, к сожалению, недостаточно известен публике. Речь идёт об опере в трёх действиях «Похождения повесы» Игоря Стравинского, сочинённой по мотивам цикла картин английского художника XVIII века Уильяма Хогарта в постановке Б.А. Покровского. В своём цикле картин английский автор изобразил бесславный жизненный путь повесы. Эти картины и легли в основу яркой постановки Камерного музыкального театра. Спектакль – настоящая классика. Премьера состоялась 11 мая 1978 года, а реконструкция – 17 декабря 2010.
Я смотрел этот удивительный спектакль три раза и всегда он оставлял в душе глубокий след и заставлял мысленно возвращаться и к характерам действующих лиц, и к отдельным сценам. При этом постоянно возникало сожаление и толика негодования от того, что посещаемость этого шедевра оперного искусства и театрального мастерства не соответствует значимости и качеству постановки. Обычно на этом спектакле бывают свободные места, хотя по своему художественному качеству и морально-воспитательному воздействию на зрителей он, несомненно, достоин постоянных аншлагов.
Всегда сложно останавливаться на игре артистов Камерного театра, так как при этом невозможно избежать несправедливости, связанной с подчёркиванием талантов одних артистов и вынужденным умалчиванием о не меньших и самобытных талантах других. Начинаешь писать об одном запомнившемся образе и сразу вспоминаешь другие, написать о которых нет возможности в силу нехватки времени и ограничений формы театральной рецензии, так как люди не любят теперь читать длинные тексты. В случае описания впечатлений об опере «Похождения повесы» сталкиваешься с этим же внутренним конфликтом – желанием отметить таланты всех и невозможностью этого сделать. Поэтому остановлюсь прежде всего на двух образах – Олеси Старухиной в роли Энн Трулав (Истинная Любовь) и Игоря Вялых в роли повесы Тома Рейкуэлла.
Олесе Старухиной удаются удивительно нежные, светлые, добрые, возвышенные, непосредственные и бескорыстные женские образы. Искристая ясная улыбка играет на её лице в роли служанки Клеопатры. Нежность, верность и настоящую любовь отражает её образ Истинной Любви – Энн. В со-временном искусстве и явлениях культуры, претендующих ими быть сегодня мало таких образов. Мне они, кажется, вообще практически не встречаются и поэтому я очень благодарен Олесе Старухиной и Камерному музыкальному театру за то, что в их репертуаре есть потрясающий спектакль «Похождения повесы» и этот лирический, тонкий, добрый образ Энн.
Всякий раз, когда я вижу в других спектаклях Театра Олесю Старухину я всегда улыбаюсь (может быть внутренне, а может быть и внешне – сложно сказать), так как вспоминаю её замечательную Энн и образ беззаботной, любящей и непосредственной служанки Клеопатры.
Такое амплуа нежности и такие художественные образы совершенно необходимы в нашем сложном не всегда добром мире. Царицы Ночи сегодня встречаются повсеместно, а вот светлые ангелы, искренность и честность чувств, становятся редкостью и очень важно, что кто-то показывает нам эти примеры, заставляет вспомнить о том, что есть такие чувства.
Спектакль «Похождения повесы» должен был бы стать частью школьной программы старших классов, так как он несёт в себе огромный воспитательный посыл, учит серьёзно относится к жизни, распознавать истинные ценности, ценить внутреннюю суть, а не внешние признаки успеха и счастливой жизни.
Совершенно потрясающе раскрывает трагизм выбора жизненного пути, дихотомии воли и потакания искушениям, а скорее непротивления им, Игорь Вялых. Его Том Рейкуэлл – мятущийся, наивный, не умеющий прислушаться к себе и следовать своему истинному внутреннему голосу, но чувствующий, что где-то в глубине сердца этот голос есть и страдающий от этого человек. Трагический образ, который не вызывает отторжения, а будит сострадание и досаду за зря истраченную жизнь. То, что Игорь Вялых играет главную роль в спектакле «Воскрешение Лазаря», должно быть, отражается и на воплощении его образа главного героя «Похождений повесы». Эти две роли сильно взаимодополняют друг друга, обогащая артиста потрясающей гаммой чувств и переживаний.
Отдельного внимания заслуживают декорации спектакля – оживающие картины Хогарта, гениально адаптированные театральным художником Иосифом Сумбаташвили. Блистательна сцена в доме терпимости, когда актрисы появляются перед зрителями, в том числе, выходя из картины. Море кружев, красивые платья и яркие образы. Такая нежная в роли юной Памины в «Волшебной флейте» Наталья Риттер здесь становится обольстительной брюнет-кой с копной вьющихся волос. Смотришь, любуешься и не понимаешь, как этот обольстительный образ «сердца с перцем» может трансформироваться в очаровательную и наивную Памину.
Невозможно обойти вниманием и яркую Матушку Гусыню в исполнении всегда блистательной Ольги Березанской. Из виденных мною образов этой замечательной актрисы, наверное, прежде всего, нужно было бы отметить роль жены городничего в «Ревизоре», там запоминающаяся ария («Муж-чина – ангел с виду, мужчина – дэмон в глубине»), очень запоминающийся характер. Однако мне больше всего, как это ни странно, нравится её Третья Дама в «Волшебной флейте» – в высшей степени аристократичная и загадочная Дама-Тайна. Наверное, именно такие пристрастия зрителя к маленьким шедеврам доказывают, что маленьких, неважных ролей, не бывает. Очень много хочется написать хорошего об Ирине Курмановой – от Вишенки в «Приключениях Чиполлино», до «Голоса», «Холстомера», «Ревизора»... мне кажется, что я люблю все её эпизодические роли! Столько в них озорного, лукавого, храброго, самобытно характерного.
У трёх актрис в спектакле эпизодические роли, но они очень яркие, за-поминающиеся, западающие в душу. В «Похождениях повесы» сценограф, постановщик и актёры, смогли усилить всё лучшее, что есть в их искусстве взаимодополняя сильные стороны и раскрывая таланты друг друга.
Очень колоритный образ Бабы-турчанки Ольги Дейнеки-Бостон – сильный, самобытный, волевой, по-своему величественный, даже мощный.
Тяжёлая сцена в доме умалишённых настолько влияет на зрителей, что особо впечатлительные из них покидают зал, чему приходилось быть свидетелем. Кто-то не может сдержать слёз. Однако эта сцена жизненна, содержательно она несёт в себе много смысла, трагизма, но и добра, так как и ума-лишённые кажутся не лишёнными сострадания к трагедии главного героя.
Весь спектакль пронизан созидательной моралью и очень хорошо, что у него яркая концовка, во время которой артисты обращаются к зрительному залу, преображаясь и стряхивая с аудитории тягостное оцепенение, предшествовавшей заключительной сцены.
«Похождения повесы» – призыв к созидательной, искренней жизни. Сегодня мало где услышишь слова отца Энн, сказанные главному герою (воспроизвожу по памяти): бедность не беда, но бездельника она не полюбит. Сегодня информационный поток редко доносит до нас подобные слова и этические установки.
«Похождения повесы» уникальный, гениальный спектакль с громадным социальным, нравственным, воспитательным звучанием. При этом он эстетически прекрасен.
Очень жаль, что спектакль недооценён публикой.
Оперное искусство многослойно. Признаюсь, что после первого посещения спектакля я был в восторге от постановки и артистов, но оказался совершенно не в состоянии оценить музыку Стравинского. Только на второй и третий раз мне удалось услышать и понять, что она мне нравится. После первого просмотра почему-то была мысль о том, что эту оперу лучше исполнять не на русском, а на английском языке, языке оригинала.
Вот такие странные индивидуальные перипетии восприятия потрясаю-щей оперы.
Большое спасибо артистам, всему коллективу Камерного музыкально-го театра. Вы делаете нас эмоционально и духовно богаче. Такие воспоминания остаются на всю жизнь!
Камерный музыкальный театр своими постановками улучшает нравственный климат в обществе. И в силу этого, наверное, именно такой театр можно назвать Святым Театром, местом таинств и пробуждения хороших чувств.

1
0
9
dasha Velikanova
15 отзывов, 49 оценок, рейтинг 4
26 января 2012

В оперном шедевре Игоря Стравинского, созданном по мотивам серии гравюр Уильяма Хогарта "Карьера мота", есть все: любовь и предательство, дьявол, охотящийся за душой героя, кончающего в итоге свою жизнь в доме умалишенных. Впервые "Похождения повесы" были представлены в Московском Камерном музыкальном театре - и вообще на русской сцене - в 1978 году. Ныне легендарная постановка Бориса Покровского, над которой великий режиссер работал вместе с дирижером Геннадием Рождественским и художником Иосифом Сумбаташвили, вновь возвращается на сцену созданного им театра.

0
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все