Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Падение дома Ашеров

La chute de la maison Usher, Франция, 1928
О фильме
  • Падение дома Ашеров – афиша
  • Падение дома Ашеров – афиша
  • Падение дома Ашеров – афиша
Ужасы, Экранизация
16+
Жан Эпштейн
4 октября 1928
1 час 3 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Жана Эпштейна

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Yury Khalturin
7 отзывов, 14 оценок, рейтинг 4
9 октября 2017

Экранизация сразу двух рассказов Эдгара По - "Овальный портрет" и "Падение дома Ашеров". Автор - учитель Луиса Бунюэля, ученик Луи Делюка и Ганса Абельса. Хотя это его единственный фильм в жанре мистического хоррора, снятый на собственные деньги и провалившийся в прокате, сейчас он смотрится как шедевр, сочетающий авангардные приемы с внятной и захватывающей историей.
Почему Эпштейн решил объединить два рассказа (что привело к ссоре с ассистентом и сценаристом Бунюэлем и к началу его самостоятельного творческого пути)? Свою догадку я выскажу в конце. А для начала немного об эстетике.
Перед Эпштейном стояло две задачи: 1) передать атмосферу родового проклятия, безумия и распада, характерную для рассказов По; 2) создать атмосферу напряжения и кошмара, характерную для мистического жанра в целом.
"Вампир" Дрейера еще не был снят и у Эпштейна имелся лишь один образец жанра - фильмы немецких экспрессионистов с их театральностью и живописностью, акцентом на декорации и игру актеров. Однако именно эти особенности экспрессионизма Эпштейн больше всего и не любил. Как, впрочем, и литературность, считая, что режиссер сам должен создавать свои сценарии, не сводя кино к другим видам искусства. Хотя начинал Эпштейн как писатель, но в кинематографе он последовательно отстаивал теорию "фотогении" и автономию киноязыка.
Итак, какой же путь избрал Эпштейн?
1) Для создания атмосферы а-ля По режиссер использовал прежде всего крупные планы и двойную экспозицию. Крупные планы как бы дробят дом Ашеров на части: маятник, свечи, шторы, двери, окна, музыкальные инструменты существуют сами по себе, движутся в своем ритме, отделенные друг от друга и от человека. А каждый из предметов дробится многократной экспозицией, усиливая атмосферу распада и упадка. Использование рапида для изображения движения людей и нормального темпа для изображения движения вещей также работает на этот эффект: дом живет своей жизнью, более интенсивной, чем его хозяева, которые как бы увязают в распадающемся пространстве.
2) Для создания общей атмосферы ужас используется сочетание семиотически значимых и семиотически нейтральных приемов в рамках одной монтажной фразы. По сути каждая такая фраза представляет собой контрапункт. В особенности это заметно в сцене похорон жены: объективная камера перемежается субъективной, обычный темп движения - замедленным, нормальное изображение - двойной экспозицией, нейтральные ракурсы - верхними и нижними, средние планы - крупными, последовательный монтаж - параллельным. Контрастное построение каждой монтажной фразы и создает ощущение напряженного ожидания чего-то неведомого и потому пугающего.
Почему же Эпштейн объединил два рассказа По в один? Тема "Овального портрета" - творчество как разрушение: создание идеального произведения искусства убивает жизнь, которая его порождает. Точно также понимал киноискусство и сам Эпштейн - достаточно упомянуть его эссе "Дьявольское кино", само название которого говорит о главной идее: киноискусство разрушительно - для человеческого восприятия, литературного сюжета, условностей культуры. Но только такое разрушение и ведет к созиданию. Именно это и происходит в данном фильме: сюрреалистические киноприемы, разрушающие обычное восприятие, создают необходимую атмосферу; фильм, разрушая литературную основу, создает новое произведение искусства. Если "Овальный портрет" дал Эпштейну тему, то "Падение" - форму, позволив во всю силу продемонстрировать эффекты разрушения семьи, усадьбы и жизни с помощью средств киноязыка.
Блестящий фильм, обязательный для просмотра как всем любителям киноавангарда, так и поклонникам жанра ужасов.

0
0

Подборки Афиши
Все