Москва
6.3

Фильм
Черное Рождество

Black Christmas, США, Новая Зеландия, 2019
Описание Афиши
Описание прокатчика
Фем-ремейк классического слэшера

Продюсер Джейсон Блум после дико успешных черных хорроров «Прочь», «Мы» и перезапуска «Хеллоуина» взялся за воскрешение еще одного иконического слэшера — «Черного Рождества». Стоит сказать, что у «Рождества» в нулевые уже был один (чудовищный) ремейк, однако новая постановка внушает больше оптимизма. Сюжет вроде бы тот же самый: университетское общежитие терроризирует маньяк, который убивает главным образом девушек, однако в этот раз студентки (во главе с нервной героиней Имоджен Путс), кажется, намерены дать ему отпор. За фем-разворот в картине отвечает режиссерка София Такал («Всегда сияй»), которая уже работала с Блумом на хоррор-сериале «Навстречу тьме», а тут взялась осовременить классику фильма ужасов.

  • Черное Рождество – афиша
  • Черное Рождество – афиша
  • Черное Рождество – афиша
Триллер, Ужасы
18+
София Такал
5 декабря 2019
19 декабря 2019
1 час 32 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Софии Такал

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11094 оценки, рейтинг 1365
24 декабря 2019

Как девушки в хоррорах из жертв превратились в воительниц

В студенческом кампусе колледжа Готорн все готовятся к Рождеству: кто‑то собирается домой к родителям на каникулы, но не сирота Райли Стоун (Имоджен Путс). Для нее эти праздники омрачены тем, что никто не верит, что ее изнасиловал местный красавчик Брайан — глава шовинистического братства. Вместе с подругами Райли готовит танец для шоу талантов, в котором она намерена высмеять Брайана и других насильников. Также подруга Райли, фем-активистка Крис (Ализ Шеннон), уже добилась переноса бюста сексиста-основателя Келвина Готорна из главного фойе, а теперь копает под профессора литературы (Кэри Элвес), объясняющего преимущества male gaze (мужского взгляда) над female gaze (женским взглядом) в культуре и в жизни. Со временем противоборство прогрессивных студенток и консервативного преподавателя осложнится тем, что маньяк в балахоне начнет убивать девушек, а бюст — демонстрировать аномальную активность. Делать нечего, студенткам придется взяться за ножи.

Это случилось не вчера, но все же в конце уходящего десятилетия хотелось бы официально зафиксировать этот тренд: старые правила жанра больше не работают, женщины в хоррорах из жертв превратились в воительниц. На то есть веские основания: на протяжении всего существования слешера, то есть с начала 1970-х, масса режиссеров (мужчин) хотели залезть девушкам в трусы, но мало кто хотел заглянуть к ним в душу. София Такал (авторка впечатляющего линчевидного триллера «Всегда сияй» с Макензи Дэвис) исправляет эту почти полувековую несправедливость. Ее героини — не статистки, идущие на убой, а личности. Слешер для нее — не цель и даже не средство, а метод, с помощью которого она хочет ответить на тревожащие ее вопросы, устроить ревизию канону и добиться очищения через переосмысление архетипа.

Что же, она не была первой. Например, пять лет назад один из режиссеров «Американской истории ужасов» Альфонсо Гомес-Рехон тоже прильнул к истокам жанра и снял сиквел-ремейк «Города, который боялся заката», в котором в роли протагониста вывел не полицейских (как было в классическом оригинале), а невинную девушку (у маньяка не было шансов, он связался не с той девушкой).

Помимо этого в прошлом году основательной фем-ревизии также подвергся «Хеллоуин», в котором Джейми Ли Кертис из Лори Строуд превратилась в Сару Коннор, так что теперь не Майк Майерс охотился за ней, а она за ним. В том же 2018 году вышла приукрашенная в цвета американского флага «Нация убийц» от создателя сериала «Эйфория» Сэма Левинсона, в которой в городе с неслучайным названием Салем началась новая охота на ведьм, а несколько старшеклассниц решили, что не хотят быть жертвами, поэтому устроили мужчинам кровавую баню (у этих шовинистов не было шансов, они связались не с теми школьницами).

Идеологически «Черное Рождество» близко как раз к этому фильму. Здесь тоже есть много ярости, праведного гнева, теплых сестринских отношений, токсичной маскулинности, слатшейминга и виктимблейминга. Кажется, что картина Софии Такал устраивает экскурсию по всем терминам из современного феминистского вокабуляра, а первым полем битвы делает урок классической литературы, на котором самодовольный профессор объясняет студентам и студенткам, что они, конечно же, живут в мужском мире. Ситуация, надо признать, выглядит смехотворно карикатурной, но Такал явно в курсе: ее оружие — сатира, а сатира — это не история про нюансы и как бы сделать потоньше. Это история написана жирными мазками. И в этом смысле фильм Такал также родственен новым «Ангелам Чарли», которые тоже были не про гендерный паритет, а про войну полов — не понарошку, а до полного уничтожения противника.

Мужчины в «Черном Рождестве» — это зло. Не сублимированное, бессознательное, иррациональное зло, каковым был маньяк, живущий на чердаке, в оригинальном фильме, а вполне осязаемое зло, имя которому патриархат. Это зло боится всего феминного (от гребешка для волос до менструальной чаши) и сочится черной, похожей на нефть жижей из век на бюсте основателя колледжа Готорна. Оно же способно даже из задротов и подкаблучников (единственных достойных мужчин в фильме) сделать альфа-самцов.

Наверняка будут зрители, которые смертельно обидятся на критические выпады Такал (об этом, например, красноречиво сигнализирует рекордно низкий пользовательский рейтинг фильма на IMDb), но в том-то и фокус «Черного Рождества»: все время сгущая краски, картина не только мужчин, но и женщин превращает в неразличимые на темном фоне кляксы. Это не характеры, а типажи, не герои, а схемы в доведенной до логического абсурда и комизма ситуации, которая призвана вскрыть механизмы мизогинии. При этом сама картина — такой же художественный манифест, как, скажем, профеминистский вестерн «Соловей» Дженнифер Кент, в котором рассвет нового мира встречали не белые мужчины, а женщина и темнокожий австралийский абориген (в «Черном Рождестве» похожая ситуация).

Наверное, эти рифмы не случайны: так вытесненное женское отчаянно мстит за годы угнетения хоррору и вестерну — изначально двум маскулинным, тестостероновым жанрам. И мстит в лютой форме. «Соловей» и «Черное Рождество» — не глянцевое, комиксовое мочилово «Запрещенного приема», а настоящий кровавый беспредел: Кент показывает себя С.Крейг Залером, Такал тоже от нее не сильно отстает. Означает ли это, что режиссерки перегибают палку? О, да! Но иначе от этого кино не летели бы искры, разрастающиеся в пожар, и оно не представляло бы такой социокультурный интерес. Это кино фем-поворота, который набрал обороты в конце 2010-х и, кажется, не собирается останавливаться. На смену тестостерону в массовом кино приходит эстроген — и с этим придется считаться. В том числе и оккультному мизогинному братству из «Черного Рождества» (у него не было шансов, оно связалось не с теми сестрами).

2
0

Отзывы

1
Арсен Бабаян
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 8
19 декабря 2019

Бред полнейший, фиминизм так и плещет через край.. вначале ещё норм а вот к середине такая чушь. Если хотите просто убить время то фильм этот подойдёт , а так если ожидаете хороший ужас то явно не сюда.

10
3
10
Svetlana Svetlanova
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 6
21 декабря 2019
Смотреть обязательно. Сюжет так себе, просто ужастик про убийства, а вот детали и смысл эпичнейшие

Отличнейший трэш. Даешь сестринство! Новоселовцы, горите в аду! 😂

6
0
1
Пользователь Афиши №2555519
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
23 декабря 2019

Плохо. Если создатели хотели привлечь внимание зрителя к проблемам студентов: насилие, социальное и гендерное неравенство, то не получилось вовсе. Очень слабая работа по всем фронтам. Люди вставали и уходи из зала — это обо многом говорит.

2
0
1
Игорь Романенко
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
2 января 2020
Не рекомендую ни при каких обстоятельствах.

Отстой полнейший! Сюжет писал полнейший неадекват. Пошел на фильм из-за Имоджен Путс, но даже она не вывозит.

0
0
1
Дмитрий Хофман
5 отзывов, 8 оценок, рейтинг 5
26 декабря 2019

Аааааааа...
Говно друзья..
Режиссер снимал кино под грибами..
Все, это конец. Нет больше адеквата

0
0

Подборки Афиши
Все