Москва

Фильм
Мой друг Иван Лапшин

СССР, Россия, 1984Смотреть в
Реклама
Криминальная драма, в которой уже чувствуется поздний Герман с его физиологичностью, усиленным вторым планом, большим количеством деталей и что-то бормочущими себе под нос героями

Экранизация повести Юрия Германа о начальнике уголовного розыска провинциального городка Учанска Иване Лапшине (Андрей Болтнев), который ловит банду матерых преступников, параллельно ухаживая за актрисой-неудачницей (Нина Русланова) из местного драмтеатра, в то время как она сама влюблена в друга Лапшина — журналиста Ханина (Андрей Миронов). События в фильме датированы 1934 годом — временем сразу после убийства Кирова. Передать этот дух времени (через черно-белое изображение и разные оттенки серого, которые лишь изредка разбавляется цветной картинкой) для Алексея Германа было важнее и труднее всего. Впрочем, фильм не только с документальной дотошностью воссоздает облик той эпохи, но и, как заправский канатоходец, ловко балансирует на границе двух жанров: круто сваренного детектива и мелодрамы с менаж-а-труа. То есть, с одной стороны, в картине есть элегия бурных чувств (у которых, как известно, неистовый конец), а с другой — фантастически снятая сцена милицейского рейда с потасовкой-рубиловом в коридоре, как в «Сорвиголове». И в этом смысле, конечно, «Мой друг Иван Лапшин» — это наш «Французский связной», а не только характерный германовский физиологический эпос.

  • Мой друг Иван Лапшин – афиша
  • Мой друг Иван Лапшин – афиша
  • Мой друг Иван Лапшин – афиша
  • Мой друг Иван Лапшин – афиша
Драма
12+
Алексей Герман
январь 1985
20 сентября 2018
1 час 40 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Алексея Германа

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Денис Горелов
48 отзывов, 49 оценок, рейтинг 288
1 мая 2006

Средь покосившихся заборов, пионерских санпостов и гипсовых дискоболов в тру­сах бригадир угрозыска (Болтнев) ловит банду дебилов-убийц и ищет взаимности у актрисы погорелого драмтеатра (Русланова).

Финальный гоп-захват поганых выползней станет таким же эталоном грязного милицейского боевика, каким был «Французский связной» для американского криминального жанра, — в остальном Герман останется верен старопитерской литературной традиции превращать ядреные детективы в новые заветы и энциклопедии русской жизни. Его фильм — сентиментальный марш по большим людям в кепках и ратиновых пальто, которые в хронике двигались чуть быстрее, а оттого казались еще энергичнее, чем были на деле. Породе неправильных великанов, грубой и спешной выделки бритоголовых гладиаторов, дерганых, культяпых, смертных детей богов, рабов и жар-птиц, успевавших одновременно тягать гири, добывать дрова, хором петь глупости и делать большую историю.

Все культовые фильмы вялых новейших времен были притчами о силе — братской, эльфийской, матричной и маклаудской. Резкое поправение прародины большевизма так и не развеяло шершавой магии первой из них — песни о дикой, доброй, жаркой и классовой силе начальника провинциальной опергруппы. Восторжествовавшее в реформенной России гадливо-чистоплюйское отношение к 30-м всякий раз спотыкалось именно об эту корявую оду нагану, шахматам, козьей ножке и львиному сердцу волкодава.

10
1

Отзывы

9
Виталий v
117 отзывов, 144 оценки, рейтинг 102
26 июня 2012
Всё вместе. Все вместе

Историческая драма с элементами детектива и мелодрамы.
Фильм снят по повести "Лапшин" отца Германа - Юрия Павловича. У фильма большая предыстория. Первый сценарий картины, который назывался «Начальник опергруппы», был написан ещё в 1969 году. Съёмки по нему начались только в 1979 году. После начала съёмок сценарий переписали. Съёмочной группой проведена большая подготовительная работа по приданию фильму достоверности и реализма.
Главная цель фильма - передать дух эпохи 30-х годов. Действие фильма происходит в 1934 году в провинциальном городе Унчанске. Большая часть фильма была снята в городе Астрахани.
Главный герой фильма Иван Михайлович Лапшин (Андрей Болтнев) начальник уголовного розыска, призванный давить всякую мразь. В течение фильма он ловит реально существовавшую Соловьёвскую банду, убийц бессмысленных и беспощадных. "Какая там психология убийц, - говорит он, - душегубы". Убийцы вне закона, это Другие люди из криминального мира. Кроме убийц в фильме нет отрицательных персонажей. И мир коммуналок здесь не так пугающ. Все вместе, все одна большая семья. Фильм по-домашнему уютен. Там хочется жить. Ведь люди верят в большое светлое будущее, которое не зависит от денег и начальников. "Вычистим землю, посадим сад и ещё сами успеем погулять в этом саду".
Отличная игра актёров. Динамичная камера, чёрно-белая плёнка и использование тумана создают необычайно реальный эффект присутствия. Фильм дышит эпохой. Интересный многомерный сюжет и эффект полифонии. Отсутствие саундтрека компенсируется присутствием в кадре ярких сочных звуков. Колоритные персонажи. Классический любовный треугольник. И Андрей Миронов. Гениальный фильм.

3
0
9
duesenberg Иванченко
13 отзывов, 558 оценок, рейтинг 17
25 марта 2008

Герман, как и многие другие служители муз, творил о детстве. Самая эфемерная пора, судьбоносная в жизни каждого и в какой-то момент надо осмыслить её, что уверенно идти в будущее. Толстой написал книгу. Шуман написал «Альбом о Детстве». Герман снял фильм.

Снято все это в завораживающем гиперреализме, просто не знаю, как можно добиться ТАКОЙ игры от актеров. Смотрится реальнее реальности, честное слово. Фильм очень автобиографичен, с комбинированной съемкой цветной камерой и ч/б, в целом «Мой друг Иван Лапшин» — кино не только отчаянно авторское, но, как не парадоксально, не «не для всех»

Я думаю, что фильм будет понятен и близок, если воспринимать творящиеся на экране действия, как память. Как-будто человеку залезли в черепную коробку и запечатлили на целлулоид, хаотичные воспоминания, образы…

Но самое интересное, что в итоге я увидел не только рассказчика, но и Эпоху. Людей. Жизнь. Время. Не важное, не судьбоносное в жизнях миллионов, просто отрезок времени с незнакомыми зрителю и близкими рассказчику героями.

Удивительный фильм.

3
0
9
Левин
36 отзывов, 36 оценок, рейтинг 37
11 декабря 2017

Жизнь в Унчанске

Пересматривая в очередной раз эту картину (возможно, и любой другой фильм А. Германа-старшего), каждый раз, создаётся ощущение, что смотришь совершенно "другой фильм", при наличие знакомого сюжета. Вот эта история от имени человека, который вспоминает своё детство в 1930-х. Вот эта история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни и жизни его друзей, товарищей и знакомых, снимающих " угол" в общей "коммуналке" у старухи Патрекеевны. Вот этот "поиск" бандита Соловьёва, отношения с местной актрисой, встреча с журналистом Ханиным. И весь этот "круговорот" сюжета, как точно заметили на первом просмотре фильма Элем Климов и Андрей Смирнов "что этот фильм смотреть невозможно", мотивируя эти слова тем, что это не фильм, а «броуновское движение». Режиссёра неоднократно упрекали в "очернении" действительности и "дегероизации" эпохи 1930-х годов. Критики фильма настаивали, что условия жизни и быт не могли быть такими жуткими, какими они отражены на экране. Картину порой относят к «антологии миниатюр», из которых соткан образ провинциального города и целой эпохи (сюжетные линии прерываются многочисленными микросюжетами). Как правильно замечает за кадром рассказчик: "мы всё тогда умели, всё могли". Сам Герман, наиболее точно и ясно высказывается о фильме: «Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике. Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нём мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей». Примечателен выбор актёра на главную роль: Герман отмечал, что специально искал актёра на роль Лапшина «с печатью смерти на лице». Без личного соучастия, понимания, невозможно смотреть этот фильм: именно тогда, он раскрывается перед вами всеми " гранями". Герман создал картину о простых людях, простых ситуациях, направив на них большое, увеличительное стекло, выявив все их слабые и сильные стороны.

0
0
9
Катя Зарубина
4 отзыва, 7 оценок, рейтинг 3
31 октября 2017

Как удачно все эти размытости кадра (легкий, расслабляющий брак шосткинской пленки "Свема") сливаются с маревом городского мороза, с дымом буржуек, с парами дыхания одетых в шинели людей. Настроение подготовлено для явления мрачной сепии, этих выжимок времени, заставляющих поеживаться самого Аполлона, бога искусства и света. Интеллигентное ч/б в любой момент готово взять на себя привычную роль документалиста, но художник задумал иное, страшное, нечеловеческое дело. Вы видели, как на полуразрушенных старых фото способны странным образом проявляться призраки? В световых пятнах вдруг со всей очевидностью проступают лица давно умерших людей, и мы, не успев отвести глаза, отныне не знаем, куда от них деться. Довольно поймать один только взгляд из потустороннего мира, и жизнь вывернется наизнанку. Я чувствую, что Герман где-то со всем этим рядом. Его талант обернулся бы гениальностью, если бы обратился в сторону мистики, напрямую к играющей тьме. Его ведь там уже ждали, но силы небесные постановили: "Нет. Нам нужен Иван Лапшин".

0
0
9
Инга Сведенборг
6 отзывов, 9 оценок, рейтинг 2
24 октября 2017

Алексей Герман – чемпион по срокам производства кинокартин. Хорошо, если на один фильм у него уходили годы, а не десятилетия. Одна из причин – предельный педантизм в отношении к деталям. Такой педантизм вымер, поэтому фильмы Германа нужно рассматривать в культурном контексте, как музейные экспонаты. Подобное виртуозно-ремесленное качество картин современная продюсерская парадигма отрицает. Метод Голливуда: набросить на массу деталей сеть профильных специалистов. Технология даст качественно выполненную коллективную работу, но пройдет мимо авторского инсайта, электрического стержня, который в секунду может изогнуться дугой и вырваться в запредельный полет, в поток невыразимого знания-силы. Архимед кричал, чтобы помнили. В инсайте современного высокотехнологичного "творца" (в кино это, конечно, режиссер), задействована лишь какая-то часть от общего объема коллективно перевариваемого материала. Узкий специалист не занят художественным преломлением поставленных ему задач; ведь само художественное преломление не может случиться в "узком" месте, оно всегда есть результат симультанного захвата авторским сознанием всех без исключения пластов двигающегося произведения. Специалист ищет функцию, прагматику, а не символы и эстетику; к тому же он не настолько безумен, чтобы принять вызов со стороны материала, чтобы вообще его увидеть! Это не румяный вызов на дуэль, речь идет о полной, тотальной ликвидации личного жизненного пространства автора и способности человека принять ответственность за формирование новых, общих с произведением границ.

0
0

Подборки Афиши
Все