Москва

Фильм
Сохрани мою речь навсегда

Россия, 2015Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Анимационно-документальный фильм про Осипа Мандельштама

Фильм про поэта Осипа Мандельштама состоит из документальных кадров, игровых сюжетов вперемешку с анимацией и компьютерной графикой. Стихи Мандельштама в фильме читают Виктор Сухоруков, Чулпан Хаматова, Инна Чурикова, Мириам Сехон, а музыку написал Noize MC.

  • Сохрани мою речь навсегда – афиша
  • Сохрани мою речь навсегда – афиша
  • Сохрани мою речь навсегда – афиша
  • Сохрани мою речь навсегда – афиша
  • Сохрани мою речь навсегда – афиша
Документальный
12+
Роман Либеров
22 октября 2015
22 октября 2015
1 час 24 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Романа Либерова

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

7
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2129
22 октября 2015

20 глав жизни и еще одна

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь. (с) Осип Мандельштам

Боялся я этого проекта, как огня. Не моя тема, со стихами я свои взаимоотношения свел к лирическим моментам, когда без томика любимого автора и жизнь не мила или в виде текстов песен, поэтому в отличие от кино, здесь я не считаю себя разбирающимся в теме. Но, совершенно случайно освободился вечер вторника, и чтобы не ходить на «Битву полов», я отправился на просмотр «Сохрани мою речь навсегда». После показа прошла ночь, а картина все еще не отпускает меня.

Жизнь Осипа Эмильевича Мандельштама показана в виде причудливых зарисовок, воссоздания ключевых моментов с использованием фотографий, картин, анимации и кукол.

Роман Либеров создал уже шесть картин о неоднозначных, но знаковых русских авторах, кроме Мандельштама были Довлатов, Бродский, Олеша, Ильф и Петров и Владимов. Режиссер полностью погружается в атмосферу, биографию и творчество выбранных людей. Он с нежностью, трепетно, заряжаясь их энергетикой и талантом, создает ни на что не похожие произведения, которые напитывают зрителей эмоциями, переживаниями, мыслями о том, чем жили авторы. Либеров лучше любых дикторов и конферансье, которых обычно приглашают перед показами фильмов, знакомит зрителей со своими работами. Читает стихи, рассказывает, почему вдохновился именно этим человеком, как, и сколько создавалась картина и делает все, чтобы публика комфортно провела время во время просмотра.

Как и прочие сценарии «Сохрани мою речь навсегда» написал сам Роман. Его текст касается основных фактов биографии Мандельштама. Жирный восклицательный знак он ставит на борьбе поэта с государственной властью, от которой он, как многие до него и после, в общем-то и принял свою смерть. В картине использовано огромное количество стихов, а если еще учитывать, что читает их Виктор Сухоруков, это можно назвать беспрецедентным случаем, хотя чтобы выдержать это, нужно обладать определенным внутренним стержнем.

Если уж переходить на актеров поучаствовавших в озвучивание картины, то состав получится звездным и колоритным. Инна Чурикова и Кирилл Пирогов, Светлана Камынина и Александр Феклистов, Евгений Стеблов, Мириам Сехон и Чулпан Хаматова. И это только те, кого мы слышим. На проекте также работали аниматоры, специалисты по визуальным эффектам, кукольники и много еще тех, кто не пожалел своего времени и таланта на проект, который останется со зрителями на долгую память.

Главную музыкальную тему написал Noise MC он же Иван Алексеев, саундтреком же в полном объеме, занимался Кирилл Пирогов, наполнивший звуковую часть картины смыслом, который идеальным аккомпанементом подошел к стихам Осипа Эмильевича.

«Сохрани мою речь навсегда» — самый необычный проект нашего кино из выходивших на экраны за последние несколько лет. Благодаря идее, реализации и использованию всевозможных приемов, эта картина сразу же выделяется из всей прокатной сетки. Это же ставит и определенные задачи перед публикой, которая все-таки решится пойти на «Сохрани мою речь». Зато заряд, эмоции и мысли, полученные после просмотра, буду в разы сильнее и важнее тех, которые мы обычно уносим с собой после сеансов.

9
0
9
Настя Полякова
1 отзыв, 2 оценки, рейтинг 4
27 октября 2015

Фильм – привет Хржановскому с его фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» о Бродском. Кто сочтёт, что это обвинение в плагиате – а вы попытайтесь дотянуться до Хржановского с его многослойностью, потрясающими визуальными образами, трогательными мультипликационными вставками, чувством Слова...

Начало фильма – рэп, положенный на стихи Мандельштама – это, конечно, не тот самый «классический» Мандельштам, чья поэзия является живым сплавом всей мировой культуры от античности до современности. Но, с другой стороны, это Мандельштам, «проросший» вопреки всему в сознании нового поколения. Это гениальный поэт, выброшенный на задворки официального советского мира – и здесь его творчество поначалу так же проступает «вне закона», как будто в пику официозу, в виде граффити на стенах и нацарапанных гвоздём на камнях строчках стихов...

Это фильм-впечатление. О тех событиях, которые вскользь упоминаются в фильме, я читала годовую лекцию по русской литературе ХХ века. Интересно, насколько все эти неявные отсылки к огромному историческому и литературному пласту «прочитает» широкая публика – но, мне кажется, на интуитивном уровне их способны уловить и прочувствовать даже те, кто не изучали детально русскую историю и литературу.

Визуальные образы – отдельное наслаждение. Каждый кадр – символ, заставляющий думать и переживать. Античные скульптуры, отражённые в ряби воды, неспешном течении Невы, осенних лужах, венецианских каналах – как громада вечной мировой культуры, отражённая в зыбкой ряби повседневности... Та же мировая культура, застывающая и мертвеющая в отражениях, только что игравших красками света и постепенно зарастающих льдом... Пыль и пепел советских мрачных квартир в ожидании «воронков» – и лучи, играющие в витражах храмов, листве, стремительном полёте облаков... Постоянный дуализм жизни Поэта, существование на лезвии ножа, на грани вечной красоты и бренности, жизни и смерти...
Элементы живописных полотен, от «Похищения Европы» до художников-авангардистов, так же свободно цитируются, обыгрываются (с долей иронии и озорного хулиганства, особенно в оформлении глав), существуют в форме единого органичного сплава, подобно сплаву различных эпох и культур, «высокого штиля» и разговорных словечек в поэзии самого Мандельштама.

Кукольный мир в «Бродячей собаке» ещё воспринимается, как светлое воспоминание, кажущееся нереальным, но постепенно кукольные образы становятся всё трагичнее: поэт-марионетка, пустая комната, которая в итоге также оказывается игрушечной, в безжалостном свете огромной лампы, не оставляющем надежды на глоток тени, клочок личного пространства, возможность спрятаться хоть на миг…

Не могла представить Сухорукова в роли Мандельштама, но он предельно органично существовал в атмосфере непрерывной игры, жонглирования цитатами и жанрами на грани хулиганства, это – его стихия. «Высокий штиль» Сухорукову, мне кажется, не так хорошо давался, а вот человеческие черты Мандельштама, проявлявшиеся как бы вскользь, были неподражаемы. И чем ближе к финалу, тем убедительнее становился сломленный Мандельштам, сплав гениального поэта и маленького человека – это уже филигранная работа Сухорукова, трагедия с потерянной улыбкой на лице.

И, наконец, финальное потрясение – голос Инны Чуриковой. Весь фильм звучал голос молоденькой Нади Мандельштам, случайно познакомившейся со странным человеком, в котором «от поэта - разве что длинные ресницы», потом пошедшей с ним в ЗАГС, чтобы пустили на поезд, тут же потерявшей свидетельство о браке, забавно ругавшейся с непутёвым мужем во время диктовки стихов – и вот уже после его смерти она обращается к нему с последним письмом. И вдруг эхом голоса той самой молоденькой Нади звучит голос женщины, выстрадавшей всю свою жизнь рядом с этим человеком, посвятившей всю себя ему и сохранению его речи... голос Инны Чуриковой. Это всего пять финальных минут. Но если до этого я наслаждалась игрой образов, анализировала отсылки к истории, то за последние пять минут одно эхо, отразившее всю жизнь этой женщины, пробило меня так, что я сидела почти в слезах... Гениальная актриса!

Всем советую – причём при повторном просмотре, мне кажется, проявятся новые грани, ассоциации, мысли и впечатления. Это «долгоиграющий» фильм, оставляющий многогранное послевкусие и пищу для мозгов и души...

4
0
7
Светлана Гофман
57 отзывов, 284 оценки, рейтинг 151
25 октября 2015

Я и не знала, что у Мандельштама был роман с Цветаевой. А вы знали? Я читала кое-что о том, как жил осип Мандельштам и как он умер, но фильм «Сохрани мою речь навсегда», конечно, открыл много нового. Презентуя свою картину, режиссер Роман Либеров пообещал нам, что просмотр не будет приятным. Зря пугал. Все было очень эстетично, к тому же трагическая тональность заменена фарсовой, очевидно, чтобы пощадить нас зрителей - слишком уж страшна реальная история. Не плачь, публика, смейся: ты сидишь в удобном кресле, пьешь кофе с молоком, а перед тобой терпят лишения забавные куклы, заливаются слезами статуи и умирают фотографии.

Дистанцию между материалом и собой авторы фильма не стараются игнорировать, а наоборот всеми средствами подчеркивают. Например, Виктор Сухоруков, голосом которого говорит Осип Мандельштам, очень от своего героя дистанцирован. Артист не пытается сделать «живого» Мандельштама. Он сам говорящая кукла, черт из коробочки, который как будто высмеивает и гениальность, и любовь, и безумие, и мытарства, и самого поэта, и «кремлевского горца». Этот ход поначалу мне показался странным и спорным. Но Сухоруков так восхитительно органичен, и работа с текстами в фильме так убедительна, что в какой-то момент я услышала, что мне хотят сказать: просто Мандельштам был над всем этим, гордо реял над ужасом своего существования, над вечным унижением и нищетой, не включался в окружающее почти до последнего, пока хватало сил и здоровья. Поэтому и стихи, написанные вечноголодным человеком не пойми где в промозглой Москве или промозглом Питере, так наполнены древнегреческим солнцем. Но не сойти в конце концов с ума от такой жизни было невозможно. И в насмешливой манере Сухорукова, конечно, никакая не насмешка, а нежность и боль. А вот Надежда получилась совсем живая - потому что именно она была единственной связью Мандельштама с реальностью.

Не скажу, что эта, безусловно, достойная работа показалась мне безупречной, и даже не скажу, что однозначно понравилась. Полтора часа в одном ритме, на одних и тех же повторяющихся образах – порой было ощущение, что создатели фильма добивали хронометраж. Однако я не могу не признать, что Роман Либеров делает нечто очень важное для страны. Переводить великую русскую литературу, не всегда удобоваримую, на язык популярного дизайна, который сейчас понятен почти каждому, - это высокая миссия, я не шучу. Кажется, для сегодняшних школьников фильм «Сохрани мою речь навсегда» - самый эффективный способ врубиться в Мандельштама.

3
0
9
Анастасия Еремеева
5 отзывов, 31 оценка, рейтинг 6
18 ноября 2015

Вот такими должны быть фильмы о поэтах. После ужасного фильма о Цветаевой, этот - бальзам на душу. Даже в замечательных "Полутора комнатах" актер, изображающий Бродского, хоть и похож, но очень мешает и как-то уплощает все. А здесь все точно - анимация, куклы, фотографии, голоса актеров (только голоса), стихи, и самая главная находка - места. Петербург-Нотр-Дам-Рим-Москва-Арарат... Как сказал когда-то Михалков, "самое настоящее для меня в квартире Пушкина - вот этот вид из окна, который он каждый день видел". Места, где жил поэт, где он творил - самые верные свидетели его души.
Низкий поклон гениальному Роме Либерову - который уже снял о Довлатове, Бродском, Ильфе и Петрове и собирается снимать (NB:) о Платонове - за смелость и мастерство переводчика, за нетрендовый интерес к стеклам вечности, и, конечно, за шикарный рэп.

1
0
7
Барт Малеев
1002 отзыва, 1034 оценки, рейтинг 1820
24 октября 2015

И впрямь хорошо. Роман Либеров продолжает развивать свою концепцию фильмов-биографий. Получается атмосферно, душещипательно, лаконично и познавательно. Мазки - еврейство, достаток, талант к русской словесности, красивая заграница, поэзия "серебрянного века", поэт-мужчина-бабочка, Надежда Хазина, мотыльковый соблазн позлить власть, ответочки, финал. Суперверная еврейская жена. В этом фильме появилась кукольная анимация. Получилось к месту. Особенно движения рук во время декламаций. И действительно, тонко подмечено, что эмоции у многих поэтов во время декламации передаются не мимикой , а жестами... Завершающий трек от Noize MC заставил задержаться и почитать финальные титры.

1
0

Подборки Афиши
Все