Москва

Фильм
Неоконченная пьеса для механического пианино

СССР, Россия, 1977
Жизнеописание русских дворян конца XIX века

Жизнеописание русских дворян конца XIX века. Сельский учитель Платонов переживает кризис, мучая и себя, и молодую жену Сашеньку. Врач Трилецкий ненавидит своих больных, а гости, собравшиеся в имении генеральши Анны Петровны, сознают, насколько никчемна их жизнь. Все тяжело переживают свою несостоятельность.

  • Неоконченная пьеса для механического пианино – афиша
  • Неоконченная пьеса для механического пианино – афиша
  • Неоконченная пьеса для механического пианино – афиша
  • Неоконченная пьеса для механического пианино – афиша
  • Неоконченная пьеса для механического пианино – афиша
Экранизация, Драма
12+
Никита Михалков
5 сентября 1977
5 сентября 1977
1 час 38 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Никиты Михалкова

Никита Михалков
78 лет, фильмов: 59, cпектаклей: 7

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Юрий Сапрыкин
460 отзывов, 579 оценок, рейтинг 559
9 октября 2013

Чехов, Россия, конец прекрасной эпохи. Гости съезжаются в усадьбу: молодая вдова устраивает прием с цыганами и фейерверком. Собравшиеся веселятся и играют в фанты, но постепенно выясняется, что все в этом доме связаны не­разделенными любовями, невыплаченными долгами, чувством бездарно рас­траченной жизни.

Молодой Михалков экранизирует будто бы не рассказы Чехова, а единственный его афоризм: «Люди ходят, пьют чай, а в это время жизнь рушится». «Неоконченная пьеса» — это, с одной стороны, блистательный капустник: Калягин, Михалков, Богатырев, Табаков — весь цвет позднесоветской актерской школы — ходят гоголем, сверкают глазами, произносят блистательные благоглупости и подражают брачному крику марала. А с другой — это многофигурная драма, за которой видится универсальная схема русской жизни, где стремление осчастливить человечество приведет в лучшем случае к вечерам за чаем в провинциальном захолустье, где беседы о благотворности труда лишь оттеняют отупляющее безделье, где все те же персонажи в сменяющихся декорациях ведут из века в век все тот же разговор: идти ли в народ, спасать ли народ — или не подавать руки чумазым; и единственное, о чем здесь можно мечтать, как говорил герой совсем другого фильма, — найти своих и успокоиться. Полунамеками, полутонами, легким авторским дыханием Михалков создал лучшую чеховскую экранизацию — и фильм на все времена, в котором расхожие понятия, что на газетно-журнальном языке называются «кризисом среднего возраста» или «судьбами России», вдруг оборачиваются шепотом в темном углу под лестницей или рассветным туманом над речной отмелью, и лучше, и точнее о главных в жизни вещах, кажется, умри — не скажешь.

2
0

Отзывы

9
Оксана
13 отзывов, 16 оценок, рейтинг 23
15 мая 2009

Михаил Платонов (Александр Калягин) переживает серьезный кризис. Когда-то он был настолько умен и талантлив, что «прочили его в министры каких-то особенных дел». А теперь? «Мне 35 лет, Лермонтов 8 лет как лежал в могиле, Наполеон был генералом, а я ничего в этой проклятой жизни не сделал, ничего! Где мои силы, где таланты?».
Все, к чему он стремился, чем дорожил, ушло из его жизни.
Более того, он встречает женщину, которую когда-то не просто любил – боготворил. И – ах, незадача – оказывается, что сейчас она замужем за погрязшим в долгах туповатым народником (Юрий Богатырев), который учит крестьян косить и дарит им поношенные смокинги. А сама Софья (Елена Соловей), эта в свое время милая, чистая девочка, которая мечтала стать второй Ермоловой, превратилась в банальную обывательницу с абсурдными (если не сказать – идиотскими) планами переустройства общества и фальшивыми интонациями («Мы будем работать, работать, до пота, до изнеможения, мы будем есть СВОЙ хлеб!»).
Герой раздавлен, унижен («Не то, Софья, не то»)…
А тут еще его собственная жена Сашенька, «со своими шляпками и канарейками», не умеющая разжечь очаг, «который давно уже не тлеет».
В какой-то момент Платонов чувствует, что не может терпеть дальше, устраивает громкий скандал, с ужасом бежит прочь из дома (а возбужденная толпа «друзей» бежит за ним следом – интересно же, что там дальше будет), подбегает к реке и прыгает с обрыва…
И оказывается, что в этом месте очень мелко. Он просто не очень больно ударяется коленями.
И вот тут… Подбегает его жена (Елена Глушенко), эта только что прилюдно оскандаленная им мещанка «с канарейками», которой он все время изменял и которую не уважал, простодушная, бесхитростная, глуповатая «душечка» Сашенька. И говорит ему настоящее, искреннее, истинное, то, что не могла бы сказать никакая другая женщина, будь она даже второй Ермоловой: «Мишенька, ты устал, устал… Но скоро все будет хорошо, хорошо! Мы снова будем счастливы... И будем жить долго... И нам повезет, и мы увидим жизнь новую, светлую, чистую... Только надо любить, любить, Мишенька! Пока будем любить, будем жить долго и счастливо...»
И герой Калягина смотрит на нее ТАКИМИ глазами, какие мало кому из актеров удастся сыграть. В этом взгляде и боль, и трагизм, и надрыв, и глубокое разочарование в жизни и в себе… и постепенно приходящие просветление и надежда… и благодарность.
ТАК сыграть удается не многим.
Это сцена, которую невозможно смотреть без слез.

Потрясающий фильм. Глубокий, ненаигранный, непошло исповедальный, искренний. Актеры играют потрясающе! Операторская работа, подбор музыки (Доницетти, Лист, Рахманинов), постановка сцен – все изумительно! Вот за что надо Оскаров давать, а не за утомленных цирюльников ))

14
0
7
сергей коновалов
1018 отзывов, 1317 оценок, рейтинг 669
14 декабря 2013
Туз пик от Михалкова

Обыкновенный фант-поцелуй превращает вечеринку замужних и женатых дворян в экзистенциальную драму не избавившихся от прошлых привязанностей истериков. Все понемногу пригубляют какую-то волшебную жидкость из графина, спрятанного в шкафу, словно открывая дверь в Нарнию. Настоящему русскому dvoryanin-party даже и цыгане не нужны - тут и так кричат маралом, утраивают фейерверки, танцуют с накладными усами и демонстриируюи верх мистификации - механическое пианино! Актёрские работы великолепны, а диалоги про толерантность и засилье "чумазых" даже прибавили актуальности. Что и говорить - классика!..

2
0
7
Мандарин Большой
664 отзыва, 752 оценки, рейтинг 199
27 мая 2013

Честно говоря, давно смотрела этот фильм. Самый запоминающийся момент, как Елена Соловей воодушевляла Калягина на новые подвиги в поле его деятельности. Но я помню и многие другие сюжетные линии. Немного о них.
Летом в усадьбе генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости: доктор Трилецкий, господин Петрин (кредитор хозяйки), Порфирий Семёнович Глагольев (обожатель Анны Петровны), соседи Платоновы — Михаил Васильевич с женой Сашенькой, еще один сосед Павел Петрович Щербук с дочерьми и племянником Петечкой. Пасынок Войницевой Серж представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил Васильевич Платонов узнает свою прежнюю любовь.
Общество развлекается, играют в фанты... Только Платонов регулярно пытается завести разговор о ничтожности каждого конкретного человеческого существования.
Вечером во время фейерверка происходит объяснение Михаила Васильевича с Софьей. В результате Софья готова бросить своего мужа и начать с Михаилом Васильевичем «чистую новую жизнь». Но Михаил Васильевич оказывается не готов к такому повороту. Запутавшись в своих чувствах, он бросается с невысокого обрыва в реку, но воды в реке по колено. Жена со слезами на глазах говорит Платонову, что любит его.
В финале все персонажи радостно бродят по лугу в просторных белых одеяниях и встречают рассвет.
Это замечательный фильм Никиты Михалкова, которого я всегда очень любила. И за "Утомлённых солнцем", и за "Сибирского цирюльника". Посмотрела все "Предстояния". Сейчас без слёз эти сиквелы невозможно смотреть.
Ну пожалуйста давайте дружить, ребята! давайте мыслить, веселиться и не бросаться с горы!!!

2
0
7
Дарина Гусева
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
14 ноября 2010

Предыдущие рецензенты этого фильма в основном пытались пересказать сюжет,который в данный момент сам по себе занимает меня мало,после просмотра этого фильма.Объясню почему.
Все то время,которое я находилась в просмотре фильма,надо мной висел огромный вопрос,что хотел сказать режиссер,посредством этой картины?Поэтому я набила в поисковике рецензии на этот фильм,дабы получить ответ на этот вопрос,чего пока не случилось.Мне понравился фильм своей многослойностью и многочисленными нитями,связывающими эту картину с традициями Художественного театра начала века,это предает некий аутентизм,всему что хотел показать режиссер Михалков.Другое дело,опять же возникает вопрос,-а надо ли так представлять Чехова?-большое сомнение для меня.Эта трактовка отсылает нас к первой премьере "Вишневого сада" с полуметровыми цветами,с надломом и некой вычурностью.Я отношусь к этому неоднозначно,считая Чехова,скорее писателем полутонов и,естественно с кучей месседжей в текстах.Но данную историю нам презентует Михалков и в этом есть минусы,так как если бы он взял целостное произведение и экранизовал его,возможно,их было бы меньше.Не знаю.
Безусловно,это приятно,сидеть и отгадывать героев из рассказов и пьес,которые участвуют в фильме,но создает это несколько рваное впечатление.Кусками и монологами,заключенные сюда,умные мысли вкупе с некоторой истеричностью,действительно перегружают эти чудесные пастельные картины,которые потрясающе сочетаются с чеховской атмосферой и,производят некий диссонанс.Возможно,благодаря этому,фильм как пишется в предыдущих рецензиях,действительно,на любителя.
Отдельное спасибо за уютные кадры,в которые,ты словно подглядываешь из-за легкой тюлевой занавески,а также,за туманность и мягкость света и природы.Вкус здесь проявляется в полной мере и я внутри себя не делаю никаких скидок,глядя на эту красоту.
Фильм несколько вычурен в эмоциях,но безумно красив.Возможно,это эстетика не для каждого,но прежде всего,он ценен тем,что заставит вас задуматься,причем где-то глубоко внутри вас,где-то на грани интеллекта и души.

2
0
7
Short_story
234 отзыва, 244 оценки, рейтинг 196
14 марта 2014

Я давно слышала про этот фильм и первое, что меня поразило - название. В нем как-будто скрыт ребус, открывающий сюжет наизнанку. Оно пахнет концом лета, отдает грустинкой и какое-то очень русское. И правда, как на картине Левитана, скучающе пируют беднеющие дворяне, природа такая, что душа поет и хочет туда: к реке прохладной, к траве высокой, к деревьям шумящим. А тем временем в едином драматическом порыве Михалков сталкивает судьбы и правды, дает сначала повод ущемить героя, а потом пожалеть его. Музыка механического уклада жизни, где все предопределено и ты не можешь так просто сбить мелодию идет от пиано к форте, немного стокатто, потом легато и феерическое крещендо, которое обрывает, но дает надежду. Однако на то это и неоконченная пьеса, что еще пару страниц нужно будет дописать самостоятельно.

1
0

Подборки Афиши
Все