Москва
6.7

Фильм
Закат

Napszállta, Венгрия, Франция, 2018Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Концептуальная драма режиссера «Сына Саула» про Будапешт накануне Первой мировой войны и закат цивилизации

Новый фильм Ласло Немеша, в котором юная Ирис Лейтер (Юли Якаб) отправляется в Будапешт, чтобы стать модисткой в шляпном магазине, принадлежавшем раньше ее семье. Но все идет не так, как задумано, к тому же вокруг девушки начинает твориться всякая чертовщина — что не удивительно, действие происходит в 1913 году в Будапеште. Европа находится на пороге Первой мировой войны, которую каннский лауреат Немеш рифмует с закатом цивилизации, а из самого фильма делает что-то столь же волнующее и захватывающее, как и «С широко закрытыми глазами» (напомним, что оригинальная повесть Артура Шницлера «Новелла о снах», по которой был снят фильм Кубрика, тоже имеет австро-венгерские корни). На Венецианском фестивале 2018 года «Закат» получил только приз от Ассоциации кинокритиков — и, если честно, выглядит самым недооцененным фильмом последней «Мостры».

  • Закат – афиша
  • Закат – афиша
  • Закат – афиша
  • Закат – афиша
  • Закат – афиша
Драма
16+
Ласло Немеш
2 сентября 2018
18 октября 2018
2 часа 24 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20388
19 октября 2018
Тайны и заговоры в Будапеште начала XX века

В начале 1910-х годов в Будапешт, младшую столицу Австро-Венгерской империи, приезжает из Триеста серьезная девушка по имени Ирис Лейтер (Юли Якаб) и с вокзала направляется в знаменитый шляпный магазин, чтобы устроиться туда модисткой. Магазин, который со дня на день будет пышно отмечать свой 30-летний юбилей, называется «Лейтер»: родители Ирис, открывшие его, погибли при пожаре, когда ей было два года. Нынешний администратор (Влад Иванов) учтиво, но твердо пытается отослать девушку домой. Она почти готова признать поражение, но тут выясняется, что у нее есть старший брат. Его зовут Кальман, его имя произносят вполголоса, он несколько лет назад зарезал какого-то графа и с тех пор находится в розыске. На поиски отправляется и Ирис.
«Закат» снят примерно в той же манере, что и «Сын Саула», драма о концлагере, которая три года назад принесла венгерскому дебютанту Ласло Немешу Гран-при Каннского фестиваля и «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Камера словно приклеена к главному герою — героине на этот раз — и если не рассматривает ее лицо, то утыкается в затылок (обычно на ходу), окружающих тоже, конечно, замечая, но неохотно. Многоголосый, насыщенный фон все время находится в легком расфокусе, а то и вовсе за кадром, и зритель, вынужденный цепляться за доступную ему визуальную и аудиоинформацию, постоянно находится в напряжении — чуточку дискомфортном, неуловимо тревожном, что более чем соответствует задачам фильма. У этого приема есть, впрочем, и более практическая сторона: здесь много сцен на улице, крупный европейский город вековой давности — это сложно и дорого, и опора на периферийное зрение наверняка позволила Немешу сэкономить.
Идея в основе фильма более чем прозрачна: название появляется на фоне городского пейзажа, театрально погружающегося во тьму, после чего титр сообщает, что в начале 1910-х годов Будапешт был процветающим мегаполисом. Излишне (но никогда не помешает) напоминать, что вот-вот начнется мировая война, которую Австро-Венгрия проиграет, после чего распадется. Как так вышло, что чинная культурная Европа вдруг разлетелась на мелкие осколки? Немеш, как положено художнику, игнорирует экономические и политические предпосылки и выбирает психоанализ, укладывая на кушетку целый город: не он первый — но где Фрейд уместнее, чем там и тогда.
С одной стороны — дамские шляпки. С другой — темное, мужское, угрожающее, журчащее брюхо (или подсознание, если угодно) Будапешта, в которое героиня заглядывает в поисках брата: какие-то убийцы, анархисты, тайные общества, ночные сходки. При этом опаснее, разумеется, шляпки: за роскошным фасадом «Лейтера», за галантностью директора и невинностью модисток обнаружатся собственные заговоры и собственные мрачные тайны, тянущиеся в высшие эшелоны, в самое сердце зла — Вену.
Обнаружатся — или померещатся? В «Закате» никогда не скажешь наверняка. Сюжет развивается по неумолимой, но причудливой логике сновидения, и больше всего блуждания героини напоминают злоключения доктора Харфорда в «С широко закрытыми глазами», где тоже не обошлось без австрийцев и венгров. Каждый встречный предупреждает Ирис, что дальше идти не стоит, но она не в силах остановиться, уже закружившись в этом зловещем карнавале среди революционеров, аристократов и сексуальных садистов.
Это почти детектив — или скорее приключенческий бульварный роман в духе позднего XIX века, — но отравленный, конечно, модернизмом: не стоит ждать от него буквальных разгадок и ответов на все вопросы, что наверняка фрустрирует некоторых зрителей.
Впрочем, все, что имеет значение, будет кристально ясно, а путешествие в этом захватывающем, гипнотизирующем фильме важнее финальной станции, которая тут все равно могла быть только одна: следующая остановка после Сараево. История, когда-то начавшаяся с загадочного пожара, в котором сгорели родители героини, закончится пламенем, которое сожрет весь старый мир. И в нем Ирис Лейтер — похожая на Гермиону, которая опоздала на поезд в Хогвартс, осталась жить с маглами и поклялась никогда не улыбаться, — найдет, возможно, брата, а возможно, себя.

1
0

Отзывы

1
Георгий Иванов
4 отзыва, 4 оценки, рейтинг 0
20 октября 2018

Я не понимаю как Станислав поставил им 10 баллов. Это отстой которому оценка -10 баллов. Ну невозможно так не логично и идиотски снять фильм. Ваши деньги и время будут выброшены. Во первых весь фильм ощущение что героиня под лирикой, у нее крайне тупое выражение лица. Во вторых она вечно куда то идет и потом жалеет и уходит, но потом возвращается и уходит опять, это повторяется бесконечно раз. Невозможно понять чем она вечно руководствуется!!! Всегда беру на вооружение одно правило, выходя из кинотеатра спрашиваю себя: «о чем фильм был?» но не смог себе ответить. Я не понимаю кино, где действия имеют слабую логику или вообще не имеют ее. Кто кому мстит и за что? Абстрактное кино, лишенное смысла и логики.

5
0
7
Илья
27 отзывов, 60 оценок, рейтинг 44
19 ноября 2018
атмосферный фильм ни о чём

Фильм неплох, провести 2 часа жизни и отвлечься от реалий вполне позволяет.
Атмосфера "конца эпохи" передана очень хорошо.
Актеры играют отлично.
Сценарист выступил хуже, но может тут и не было цели написать внятный сценарий, а напротив напустить туману или тень на плетень навести.... :)

1
0
5
Люда IR
12 отзывов, 18 оценок, рейтинг 11
23 октября 2018
скучно снято. часто не понимала, что происходит

наверно, я не такой тонкий и продвинутый ценитель, чтобы 2 с половиной часа смотреть на затылок главной героини и получать удовольствие. я не за этим шла в кино. атмосферу времени может и передали, костюмы красивые и т.д., но нудятина получилась страшная, смотреть и не заснуть-надо ещё постараться, сделать над собой усилия. сюжет нащупать сложно.

1
0
3
Екатерина Никитина
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 0
6 января 2020
Безбожно затянутый фильм, в котором ничего не понятно

Изрядная чушь. Поначалу любопытно: нагнетается таинственность, но кажется, что к концу все сложится и объяснится. Но в итоге ничего в конце непонятно: кто, что, зачем, куда делась половина героев и зачем они делали то, что делали. Станислав пишет, что в этом и есть весь смысл. Что ж, видимо, фильм для ну очень тонких синефилов, до уровня которых я не доросла.

0
0

Подборки Афиши
Все