Москва
6.8

Фильм
Искушение

Benedetta, Франция, Нидерланды, 2021
Описание Афиши
Описание прокатчика
Верхувен — про лесбиянку-монахиню XVI века

Кто бы мог подумать, что великий нидерландский и голливудский режиссер-провокатор Пол Верхувен в 2021 году все еще способен кого-нибудь возмутить? Возмутились, разумеется, российские чиновники, которые не дали его новому фильму «Искушение» прокатное удостоверение. Из-за того, что, дескать, главная героиня картины — монахиня Бенедетта (Виржини Эфира) — в Италии XVII века вступает в лесбийскую связь с другой послушницей монастыря (Дафна Патакия), а в своих видениях видит Иисуса Христа, больше похожего на последнего героя боевика. В общем, то, что в Европе считается сущим анахронизмом, в России все еще выглядит провокацией и оскорблением чувств верующих — ну что же, антиклерикальное послание Верхувена достигло своего послания в такой пуританской стране, как наша. И пусть это не лучший фильм мастера, в режиссере все еще столько огня, сатиры и иронии, что трудно не поддаться искушению и не посмотреть его ленту еще раз, и еще, и еще.

  • Искушение – афиша
  • Искушение – афиша
  • Искушение – афиша
  • Искушение – афиша
  • Искушение – афиша
Биография, Исторический, Драма
18+
Пол Верхувен
9 июля 2021
2 часа 7 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Пола Верхувена

Участники

Материалы о «Искушение»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
9 августа 2021
Оргазм Парижской Богоматери

Сексуальность и религиозность связаны крепче, чем нам сегодня может казаться из России 2021 года. Понятно, что религиозные догмы жестко регламентируют личную жизнь паствы. В любой авраамической религии наказано истязать себя и ограничивать телесные позывы, потому что тело — наш главный враг и искуситель по пути из бренного мира в рай. С другой стороны, излишняя религиозность, как и перверсивная, ненормативная сексуальность представляются как разные методы гиперкомпенсации некоего внутреннего огня — кто‑то ищет себя в сексе, кто‑то становится истово верующим (еще бывают запущенные случаи типа хобби).

Вся эта проповедь для того, чтобы хоть как‑то прилично подвести к разговору о фильме «Искушение» Пола Верхувена. А он не представляется приличным совершенно ни в каком аспекте. Хитрейший голландец успел обмануть весь Голливуд с двусмысленными блокбастерами. «Звездный десант» приняли за военную пропаганду, «Шоугелз» и «Основной инстинкт» — за порно, хотя дела обстоят совершенно иначе, как известно. Теперь он вернулся в Европу и шокирует Канны, казалось бы, ко всему готовые. Вроде бы уже все должны были подготовиться, что Верхувен будет якобы оскорблять различные чувства верующих, но нет, в его фильмах продолжают искать показушную провокацию — хотя этот режиссер все продумал наперед и сделал такое кино, к которому на самом деле не прикопаешься.

О чем вообще речь: он снял фильм про лесбиянку-монахиню XVI века. Это настоящая бесстыдная порнография в жанре, который уже успел подзабыться. Назывался он nunsplotation — «монашеская эксплуатация» (см. «Мать Иоанна от ангелов», «Дьяволы», «Малые часы» и так далее). Проще говоря, это такие провокативные картины про монастырскую жизнь, где невест Христовых подвергали всевозможным искушениям — их веры, их глубоко подавленной сексуальности и так далее. Ровно это и снял Верхувен — его Бенедетта (Виржини Эфира не боится в этом фильме совершенно ничего) с самого начала показывает себя как богом помазанная девочка. Еще в детстве она спасла от ограбления своих родителей при помощи Божественного знамения, которое выразилось в том, что злоумышленнику внезапно взлетевшая в небо птичка накакала в глаз.

Пораженный этим нерукотворным чудом, отец отдал ее в монастырь, где на нее упала деревянная статуя Богоматери, что было принято как очередной знак свыше — мол, обратите внимание, девочка далеко пойдет. Она вымахала в образцовую монахиню, которая молится, постится и слушает каждое слово своей подозрительно алчной настоятельницы (Шарлотта Рэмплинг всегда божественна). Все меняется, когда в том же монастыре оказывается некая Бартоломеа (поразительная бельгийка Дафна Патакия), которая как‑то подозрительно внимательна к Бенедетте, украдкой целует ее (прямо в губы), всячески демонстрирует свое обнаженное тело — в общем, подвергает дьявольским лесбийским искушениям. Тем временем Бенедетта начинает мучиться от явлений ей во сне Христа в виде подозрительно красивого мужчины, который все зовет ее присоединиться к нему на Небесах, раз уж она назвалась невестой Христовой. Это начинают лечить отваром из семян мака (то есть, считай, чистыми опиатами), и Иисусьи чудеса от этого только усугубляются.

Дальнейшие события могут навести на мысль, что это какой‑то порнофанфик — но Верхувен экранизирует совершенно реальную историю. Была такая, подчеркнем, нон-фикшен-книга «Нескромные поступки: Жизнь монахини-лесбиянки в Италии эпохи Возрождения», изданная в 1986 году Джудит С.Браун, историком, деканом факультета, одной из самых заметных исследовательниц итальянского ренессанса, по праву считающейся яркой специалисткой по истории сексуальности. В том своем труде она описала один из самых ранних документальных примеров проявления лесбийских отношений. Ранее подобного никто не фиксировал, потому что сексуальность считалась фаллоцентричной, перспективу любовных отношений между двумя женщинами даже никто не расценивал как возможную.

Проще говоря, Бенедетта начинает свою сексуальную жизнь с Бартоломеей, а еще параллельно становится настоятельницей всего в 30 лет — это все потому, что к ней, по ее словам, продолжает приходить Иисус и даже награждает ее стигматами — рваными глубокими ранами в ладонях — как у него. Благодаря чему неуставные отношения удается до поры до времени прикрывать.

Верхувен поменял изначальный сюжет, но довольно аккуратно. Он все снял на французском, а не на итальянском. Еще в реальности Бенедетта соблазнила Бартоломею, а не наоборот, и даже убедила ее в том, что это не грех, поскольку Бог есть любовь. А еще в какой‑то момент героини начинают упражняться с явно выдуманным неким злобным гением — деревянным фаллоимитатором, выструганным, внимание, из фигурки Девы Марии, которую ей когда‑то в детстве подарила мать. Пророчим, внемлите — именно этот крафтовый дилдо станет камнем преткновения на пути фильма к российскому прокату.

Причем вся эта развратизация в любой другой картине бесила бы, но Верхувен каким‑то чудом господним находит правильный подход. При всей подчеркнутой эстетической дешевизне, видимой постановочности действия (у девушек побриты подмышки и сделаны анахроничные интимные стрижки) «Искушение» не превращается в чистое порно или капустник французской кинокоммуналки, а остается в тональности околофилософского эссе.

«Бенедетта» подобна великому рассказу Жоржа Батая «История глаза». Это сложнейшая психоаналитическая работа, которую в свое время анализировал Ролан Барт. При этом читается она как крайне извращенный порнорассказ. Там постоянно упоминаются акты с применением мочи, крови, оторванных тестикул и даже глазных яблок. Вот в «Бенедетте» то же самое, но с поправкой на киноформу: все же не каждую сексуальную выдумку человека визуализируешь так, чтобы кого‑то в зале не затошнило.

Поэтому Верхувен снимает двух девушек, которых тянет друг к другу, но при этом их же растаскивают в разные стороны религиозные табу, максимально эротично. Но это в то же время не male gaze, в смысле, здесь мужчина-режиссер не пытается рассказать лесбиянкам, как же им правильно и красиво трахаться (в Каннах за это любят осуждать — за то же ругали Абдельлатифа Кешиша, когда он выиграл «Золотую пальмовую ветвь» со своей «Жизнью Адель») — скорее наоборот, издевается над самой эксплуатацией подобных сюжетов, постоянно и открыто иронизирует, при этом не скатываясь в клоунаду. Наконец, это в первую очередь кино не о сексе как таковом, а скорее витиеватое размышление о превратностях искренней веры.

«Бенедетта» активно манипулирует нами и заставляет постоянно сомневаться — а что, если на самом деле главная героиня вовсе не верует ни в какого Бога, а просто плетет длинные и долгоиграющие интриги, инсценируя свои божественные откровения? Поначалу кажется, что у нее просто припадки, сходные с эпилептическими, но потом, когда в дело вступают наркотики, которые в XVI веке давали под видом лекарства, становится понятно, что Бенедетта-то смекнула — для легковерного народа ее дьявольские манипуляции (например, стигматы, которые можно сделать собственноручно) сойдут за чудеса. Но что есть настоящая вера, как не уверенность в том, что все вокруг, даже самые случайные и незначительные происшествия, — Божье провидение и знаки Господа? Получается, протагонистка буквально продюсирует себя и почти что самопричисляется к лику святых.

Удивительно, как в эту реальную историю вплетается и тема секса — ведь действительно, выходит, всякая любовь априори божественна, даже если она пока что не вписывается в социальную норму. Правда, любовь у героини с Бартоломеей в основном постельная — и действительно, греховно заниматься этим ради удовольствия. Впрочем, понятие греха Бенедетта переформулирует для себя молниеносно. Фильм играет с нами и с нашими представлениями о том, что в нем происходит на самом деле, а что лишь чудится — постоянно визуализируются явления секси-Иисуса, который рубит своим мечом то змей, то вражеских солдат, спасая свою ненаглядную невесту.

«Искушение» ярчайшим образом доказывает, что для искусства нет и не может быть никаких запретных тем, точно так же, как невозможно оскорбить чувства верующих, если эти верующие действительно веруют, а не торгуют своими религиозными взглядами на публику. Хочется надеяться, что и в России эта картина все же выйдет, несмотря на все дилдо-препоны, и кого‑то да переубедит — или вовсе обратит в свою веру, раз уж она, как выясняется, настолько сексапильная.

1
0

Отзывы

5
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
3 августа 2022

Верховен наконец-то проиграл гонку времени. Сами посудите: старик в конце 10-х годов XXI века на серьезных щах (ну, насколько это возможно в его исполнении) снял кино о грудастых лесбиянках в католическом монастыре. Маэстро, тему заездили в порно лет дцать назад, не находите?

5
0
9
Ярослав Обухов
70 отзывов, 146 оценок, рейтинг 266
5 октября 2021

Я с большим уважением отношусь к творчеству Пола Верховена, который покорил Голливуд такими знаменитыми фильмами, как «Основной инстинкт» и «Робокоп», а затем вернулся назад, в Европу, чтобы создавать более личные, громкие и свободные работы, в создание которых не вмешиваются продюсеры. Конечно же мне захотелось посмотреть «Искушение», и это однозначно одна из лучших работ Верховена за многие годы. Режиссер раскрывает перед нами удивительную драму запретных отношений внутри женского монастыря 17 века. В этом фильме есть абсолютно все, за что его по достоинству оценит взрослая думающая публика: нестандартный сюжет, исторические мотивы, а также эротика, от созерцания которой невозможно отвести взгляд. Причем никакой пошлости и спекуляций – все показано максимально красиво, чувственно, эмоционально. Верховен продолжает удивлять, его «Искушение» по-настоящему сильное, достойное кино.

3
0
1
Ирина Грукач
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
17 июня 2023
Перематывала и перематывала...противно смотреть. Не верю что это реальная история! Фильм для идиотов навязать идею что все создания Божьи ,пропогонда лезбух и геев и остальных извращенцев больных на голову. А секс сцена со статуэткой , это полное ДНО!!!!

Перематывала и перематывала...противно смотреть. Не верю что это реальная история! Фильм для идиотов навязать идею что все создания Божьи ,пропогонда лезбух и геев и остальных извращенцев больных на голову. А секс сцена со статуэткой , это полное ДНО!!!!

0
0

Подборки Афиши
Все