Москва
6.7

Фильм
Титан

Titane, Франция, Бельгия, 2021Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Жесточайший боди-хоррор про девушку, совокупляющуюся с автомобилями; победитель Каннского кинофестиваля 2021 года

Режиссерка Джулия Дюкорно до этого была известна как постановщица каннибальского (и чрезвычайного обласканного критиками) фильма ужасов «Сырое», а теперь и вовсе получила «Золотую пальмовую ветвь» за свою новую картину. Просто почитайте, что в ней происходит. Алекса (Агата Руссель) едет со своим отцом в автомобиле и мешает ему вести машину. Случается авария, в результате которой Алекса делают операцию на мозг и зашивают в голову титановую пластинку. Девушка вырастает и начинает зарабатывать стриптизом на автошоу. Однажды ее начинает преследовать влюбленный фанат, которого она убивает, воткнув ему спицу для волос в (!) ухо. Избавившись от трупа, Алекса возвращается домой, где занимается сексом с (!!) автомобилем. Она беременеет и вновь начинает убивать — свою любовницу и ее соседей по квартире. Обнаружив, что ее преследует полиция, Алекса меняет внешность, ломая себе нос, а дальше убеждает героя Венсана Линдона, что она — его давно пропавший сын. В общем, даже если после синопсиса с такими смачными деталями эта история не показалась вам достаточно безумной, то имейте в виду, что кровь в фильме льется рекой, а странные повороты сюжета происходят как ни в чем не бывало. Дюкорно отсылает к Дэвиду Кроненбергу, а конкретно к его «Автокатастрофе», переосмысляя сам жанр боди-хоррора. Тут и трансгрессия, и плавающий гендер, и другие ярко выраженные приметы нового хардкорного женского кино.

  • Титан – афиша
  • Титан – афиша
  • Титан – афиша
  • Титан – афиша
  • Титан – афиша
Триллер, Фантастика, Драма
18+
Жюлия Дюкорно
13 июля 2021
30 сентября 2021
1 час 48 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Жюлии Дюкорно

Участники

Материалы о «Титан»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Егор Беликов
23 отзыва, 282 оценки, рейтинг 197
9 августа 2021
Победитель внутренного сгорания

Озлобленная на весь мир танцовщица (Агата Руссель) с титановой пластиной в черепе, которую ей туда вставили после автомобильного инцидента в детстве, испытывает нездоровое влечение к пиромании (поджигает родительский дом с папой и мамой, запертыми в комнате) и сексу с металлическими предметами. Благодаря этому она сперва сношается с выставочной ретромашиной, на капоте которой она недвусмысленно танцевала ранее; от этого коитуса даже появляется необычный ребенок. Потом пытается откусить коллеге пирсинг из соска, убивает ее и всех свидетелей, а затем набивается в сыновья к сумасшедшему старику (Венсан Линдон), который увлечен идеей вечной молодости и не совсем естественным способом развивает свою мускулатуру.

К свежему лауреату «Золотой пальмовой ветви» легко находятся претензии профессионального толка. Так, утверждается, что «Титан» в целом продолжает дело Дэвида Кроненберга, ничем не дополняя боди-хорроры, что снимал тот сумрачный канадец. Конечно, странно вообще предъявлять в 2021 году фильму за вторичность: никакого первичного кино не бывает, все истории уже давно рассказаны, и теперь миром правят узнаваемые режиссерские интонации. В этом смысле «Титан», безусловно, наследует и «Автокатастрофе», где люди увлекались сексом в сеттинге дорожных аварий, и «Видеодрому», в котором главный герой сливался телом с экранной нереальностью. Но даже по кратчайшему синопсису «Титана» становится понятно, что фильм вовсе не исчерпывается эстетикой биологического отвратительного, а выходит куда‑то за грань возможного и здравого смысла.

Кстати, подобные работы появились во французском кинематографе не сегодня и не вчера. Обе картины Дюкорно, и «Титан», и «Сырое», вписываются в традицию так называемого нового французского экстрима, граничащего с арт-порно. Известный порноактер Рокко Сиффреди играл главную роль в фильме «Порнократия» Катрин Брейя, где сношал девушку при помощи черенка от садового инструмента — и это была не просто девиация, снятая на пленку, а, натурально, искусство.

К тому же течению относят Гаспара Ноэ («Необратимость»), Леоса Каракса («Пола Икс») и так далее. Превращать секс в арт — это национальный французский киноспорт. Само понятие девиации таким образом отвергается: если никто на съемках не страдает и актеры занимаются имитацией половых контактов по собственному предварительному согласию, то тогда трудно обвинять авторов в эротомании и неэтичном кинопроизводстве. Снимайте что хотите, лишь бы это имело некий художественный смысл. Он присутствовал и в «Сыром» — напомним, это был хоррор с Гаранс Марилье в роли студентки (в «Титане» она играет в основном своим пирсингованным соском), которая начала понемногу поедать сокурсников по ветеринарной академии. Там это, допустим, еще не имело заметного глубинного подтекста — просто Дюкорно исследовала те грани трансгрессии, куда даже новый французский экстрим добирался редко (из каннибальски ориентированных фильмов вспоминается разве что вампирский «Что ни день, то неприятности» Клер Дени). А вот «Титан» явно подразумевает нечто большее.

Все бесчинства в «Титане» показаны максимально графично и открыто, безо всяких купюр, убедительно и тошнотворно. Даже несмотря на подчеркнутую реалистичность, все это явно происходит не совсем в нашей действительности — присутствует элемент магического реализма, когда из‑за угла выкатываются озабоченные автомобили, и Алексис с удовольствием подвешивается на задних сиденьях и принимает в себя невидимый фаллос железного зверя. Понятно, что воспринять весь этот кровавый гэнг-бэнг как остросоциальный комментарий не получится: не вполне ясно, чьи права защищает эта картина (права автомобилей на секс с людьми? право человека на убийство себе подобных?). Выходит, что Дюкорно наградили не за то, что она собиралась своим фильмом поменять мир. А за что тогда?

Кажется, что главная тема «Титана» — потеря человечеством целостной телесности. Раньше тело было храм, а теперь — инструмент. Бесконечный поиск собственной сексуальности раскрепощает и эмансипирует, наступили новые времена, когда даже подобный экстрим, пусть гиперболизированный и в киноформе, не вызывает лишних вопросов. Конечно, убивать людей — это не окей. С другой стороны, на эту скользкую дорожку Алексис ступает сначала с понятной мотивацией: она пытается избежать изнасилования, то есть нежелательного контакта с поклонником, который почти сразу набивается с дружбой и при этом лезет целоваться. Получается, что это поломанное, больное общество толкает ее на убийство — другого шанса отвертеться (позвать полицию, которой все равно нет никакой веры) у Алексис нет.

Но все последующие события трудно оправдать чем‑то, кроме безумия. Например, тот инцидент с соском Гаранс Марилье — видимо, протагонистку возбуждает только металл и, возможно, насилие. Ее неестественные совокупления с автомобилями вообще выглядят как акт БДСМ — особенно второе, с пожарной машиной, секс с которой героиня осуществляет уже на крайней стадии противоестественной беременности.

Каннам совершенно напрасно приписывают увлеченность исключительно прогрессивной повесткой и социальными проблемами. На самом деле те же фильмы — пускай лауреаты «Золотой пальмовой ветви» часто дискутируют с мироустройством по поводу всевозможных несправедливостей, но делают подчас в столь затейливой форме, что в конъюнктурности этих авторов обвинять просто нелепо. Они явно снимают о том, что наболело, так, как умеют и хотят только они сами. То есть налицо авторская позиция и интонация, а такое кино невозможно снимать исключительно из прагматических соображений.

Канны вообще в последние годы усилились. В 2019-м «Паразиты», фильм на корейском языке, сенсационно выиграл «Золотую пальмовую ветвь», а затем «Оскар», хотя тех, кто голосует за номинантов и победителей премии Американской киноакадемии, традиционно считают ненавистниками кино в оригинале с субтитрами. Но времена, очевидно, меняются, и теперь бескомпромиссная установка Каннского фестиваля на глобализацию кинопроцесса и гарантию уважения ко всякому авторскому замыслу — в тренде. Понятно, что на интернационализацию монополизированного Голливудом кинематографа поработал еще и быстро расширяющийся во всех странах мира видеосервис Netflix, но все же там показывают другие фильмы, чего‑то уровня «Паразитов» и не снятого в Америке там очень мало (или на дне бесконечного каталога).

И в этом смысле «Титан», каким бы странным, сексуализированным и второстепенным этот фильм ни казался, наследует лучшим предшественникам — каннским лауреатам. Это по-прежнему значительное кино, разбрасывающееся экспрессивными экранными находками так часто, что начинаешь даже расстраиваться — ведь из этого фильма у какого‑нибудь не столь талантливого режиссера получилась бы франшиза или сериал. Экранное действие бесконечно плотное: каждые две минуты Дюкорно умудряется доказывать нам, что уже увиденное нами еще не так отвратительно и дальше будет только жестче.

Здесь всюду ощущается незримое дыхание нового, невиданного еще кино — и это радостное предчувствие, которое трансформируется в четкое ощущение, оправдывает небольшие несовершенства «Титана». Например, перебои с темпоритмом: в середине действие заметно замедляется, но только для того, чтобы в конце переключиться на пятую скорость. «Титан» по максимуму исследует те области человеческих помутнений, куда несмелый режиссер никогда бы не добрался. Неслучайно главную роль играет гендерно-небинарная Агата Руссель — это еще и кино об отмене традиционных гендерных ролей и вообще предопределенности гендера. Когда Алексис молниеносно переквалифицируется в сына Венсана, но при этом продолжает беременеть, несмотря на все попытки кустарного аборта, она таким образом эксплуатирует человеческие ожидания от мужчины, хотя сама представляет из себя носитель для гибрида человека и машины — людей будущего, которые нас непременно победят. Раз уж не осталось никаких мужчин и женщин, так, значит, и к киборгизированному будущему мы уже точно готовы. Во всяком случае, именно это декларирует глубокомысленный и яркий фильм — лауреат «Золотой пальмовой ветви» 2021 года.

7
3

Отзывы

1
Peter Gordeev
5 отзывов, 94 оценки, рейтинг 6
3 октября 2021

Редкое говнище. Несмотрибельно .....................

4
2
2
Пользователь Афиши №4992389
2 отзыва, 2 оценки, рейтинг 2
9 октября 2021

Серьёзно, это эволюция - совокупление с автомобилями, кому это интересно? - наверное автомобилям.

2
1
3
Анастасия Черниговская
123 отзыва, 144 оценки, рейтинг 181
8 октября 2021

Фильм победил на Каннском фестивале, а это значит все внутри весьма непросто: смена сексуальности, гендера, доминирования и подчинения каждые 15 минут фильма. Думаю, ещё раз я этот фильм смотреть бы не стала.

1
0
5
Бондарев Андрей
245 отзывов, 1661 оценка, рейтинг 289
2 января 2022

Как было сказано в одной из прочитанных мною рецензий, фильм этот настолько сумбурный, что высказать целостную точку зрения на него возможно, только если ты принимаешь во внимание одни аспекты и закрываешь глаза на другие. Поэтому и мое мнение будет осколочным.
"Титан", безусловно, касается злободневных гендерных и психиатрических вопросов, но касается так, что трактовать можно совершенно по-разному.
Так, я увидел в описании беременности героини желание режиссёра передать физиологические аспекты этого процесса. Роль отца, отведённая автомобилю, скорее иллюстрирует формальную, механическую роль "зачателя"-мужчины; а то, что из героини течёт машинное масло, в большей степени свидетельство того, что у неё будет мальчик.
Тот факт, что героиня скрывается в образе пропавшего подростка, я трактую как попытку следовать навязанным патриархальным обществом моделям поведения - она должна спрятать своё женское естество и свою беременность, иными словами, не быть заметной женщиной для мужского общества, которое составляют члены пожарной команды. Но женское прорывается в ней, когда она устраивает танец на крыше пожарной машины.
Смерть героини после рождения ребёнка - часть патриархальной парадигмы об исключительно детородной роли женщины.
Безусловно, здесь поднимается тема и гендерной флюидности - пожалуй, единственный бесспорный момент в фильме, когда "отец" признаётся "сыну" в том, что будет любить его, кем бы он ни был. Это мощная заявка на тему безусловной любви, которую большинство рецензентов видит главной в этой картине. Но что, если эта безусловная любовь - на самом деле просто страх смерти, из-за которого герой колет себе стероиды, страх остаться одному?
Дотягивает ли Дюкорно до главного каннского приза? - не думаю. Но звёзды сходятся так, что в начале третьего десятилетия 21 века надо дать этот приз женщине, поднимающей актуальные темы.

0
0
6
Александр Рогулин
35 отзывов, 41 оценка, рейтинг 48
14 ноября 2021
Скрежет и лязг

Алекса в детстве доводит отца, ведущего авто. Итогом становятся авария, черепно-мозговая и титановая пластинка в голове.
Во взрослой жизни она работает стриптизершей на автовыставках, занимается сексом - буквально - с машинами, а людей, желающих её - убивает. От последнего железного коня у неё залёт (при этом из грудей и влагалища течёт машинное масло). А от последнего тройного убийства недобитый свидетель и фоторобот повсюду. Дело дрянь, короче. Обвязав грудь лентой, обкорнав шевелюру и сломав нос, героиня выдает себя за пропавшего много лет назад сына начальника команды спасателей…
Лауреат каннского фестиваля 2021.

Бельгийка Дюкурно, похоже, метит на место новейшего Кроненберга. Столь же влекома дама темой мутации души и тела в любом порядке, как и именитый предшественник. (Её предыдущая работа «Сырое» про ученицу ветеринарного колледжа, постепенно превращающуюся из вегана в каннибала). Только ленивый не сравнил «Титан» с культовой «Автокатастрофой», и не сравнить невозможно. Символическая дочь идет, конечно, дальше. Тут у нас не просто секс после аварий…

Можно и, наверное, нужно долго рассуждать о политике и направленности общества со всем своим феминизмом, протестом, половой идентичностью и прочим, вручающим пальмовую ветвь режиссёру, наступившему во все лужи.
Но меня интересует не это. Мне интересны две темы фильма, сливающиеся в одну: преемственность и синтез.

Преемственность здесь выражена через не желающего стареть приёмного отца, колящего себе не то стероиды, не то винт, не то по очереди. Надо постараться, чтобы не увидеть здесь Дюкурно, пришедшую к приемному отцу Кроненбергу, всё ещё хорохорящемуся и поигрывающему мускулами. «Мне всё равно кто ты, для меня ты навеки сын» - папаша, похоже, в фантазии преемницы принимает последнюю безоговорочно.

Про синтез сложнее. Через отца тут выражен очевидный диалог старого и нового. Смиренное принятие не то сына, не то дочери, не то неведомой зверушки - не важно. Он ещё и роды примет. Вот тут сложнее. «Титан» ведь ещё и про синтез человека и машины. Живого и неживого. Мы примирились с металлом в наших телах (у меня самого 250гр металла в ноге позвякивают), затем примирились с гендерным разнообразием, теперь скрипя сердцем примиряемся с порожденным нами неживым, которое идёт на смену. Наш ребёнок - это ИИ, самообучаемая нейросеть. Как бы мы ни пытались её убить во чреве, как бы ни боялись, она родилась. Теперь нам остаётся подобно Кроносу пытаться сожрать своё дитя, которое иначе станет сильнее и полетит туда, куда нам путь заказан. Но всем известен конец подобных мифов… Как говорит философ Такер: «Мыслю - следовательно НЕсуществую. Ибо, как минимум, мышление привело нас к необходимости уступить эстафету неживому в привычном понимании.»

И вот, старое поколение, лежит в обнимку с титановым внуком - дитём машины и гендерно-нейтрального существа под светом неоновых небес. Если и рекомендовать такое кино к ознакомлению, так по мне ради встречи с этой идеей. Но нужно ли ему вручать пальмовую ветвь? Или уж лучше сразу лавровый венец с того священного дерева Афины - дочери бога Зевса, победившего собственного отца…

0
0

Подборки Афиши
Все