Москва
7

Фильм
Форма воды

The Shape of Water, США, Канада, 2017
Описание Афиши
Описание прокатчика
История любви ихтиандра и уборщицы

В начале 60-х годов немая уборщица Элиза (Салли Хокинс) дружит с иллюстратором-геем (Ричард Дженкинс) и болтушкой-коллегой (Октавия Спенсер), а также работает на секретном объекте, куда однажды доставляют человека-амфибию из Южной Америки, похожего и на «Создание из Черной лагуны», и на Эйба Сапиена из «Хеллбоя» (даром что играет его тот же актер — Даг Джонс). Вскоре между девушкой и водяным завязываются романтические отношения, однако злые силы в исполнении, разумеется, Майкла Шеннона не дремлют. Мексиканский сказочник Гильермо дель Торо («Лабиринт Фавна», «Багровый пик»), настойчиво повторяющий из фильма в фильм, что люди бывают страшнее всяких чудовищ, пополнил свой бестиарий новым персонажем (рожденным из стихии хорроров категории «Б»), а полку наград — тремя призами Венецианского фестиваля, в том числе и главным. Вообще, победа «Формы воды» на Мостре сигнализирует только об одном: низкая культура (по крайней мере с точки зрения формы) окончательно легитимизирована в качестве высокой.

  • Форма воды – афиша
  • Форма воды – афиша
  • Форма воды – афиша
  • Форма воды – афиша
  • Форма воды – афиша
Приключение, Фэнтези, Драма
18+
Гильермо дель Торо
31 августа 2017
18 января 2018
2 часа 3 минуты
facebook.com
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Гильермо деля Торо

Участники

Материалы о «Форма воды»

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

9
Евгений Ткачёв
687 отзывов, 11095 оценок, рейтинг 1365
23 января 2018
Гильермо дель Торо перепридумывает человека-амфибию

«Форма воды» родилась из классических ужастиков студии Universal — непритязательных, но по-своему неотразимых, идущих чуть больше часа хорроров, эксплуатировавших человеческие страхи (и поэтому представляющих не только культурологический, но и антропологический интерес). С 1930-х по 1950-е годы студия в конвейерном режиме наснимала множество фильмов про таких монстров, как Дракула, Франкенштейн, Мумия, Человек-невидимка, Человек-волк и, разумеется, Создание из Черной лагуны.

Из всех этих зловещих, неприкаянных, а порой и трагичных фигур ихтиандр появился на свет последним. Он не участвовал ни в каких кроссоверах, ограничился только собственной трилогией (где его сначала хотели убить, затем приручить, а в конце — в прямом и переносном смысле — сделать из него человека). Мелькнув после этого в комедийной хоррор-пародии «Взвод чудовищ» и мультсериале «Чудовищая сила», водяной исчез с радаров. Теперь переосмыслить историю о нем взялся Гильермо дель Торо. Собственно, если кто-то и мог в наши дни снять кино про человека-амфибию, так это добродушный и одаренный мексиканец, уже больше двух десятилетий делающий в защиту чудовищ трогательные и сентиментальные фильмы.

Интерес дель Торо к, скажем так, «низкой культуре» пестовался с детства. Еще в школе он был очарован «Созданием из Черной лагуны», учил английский по субтитрам фильма «Нападение слепых мертвецов», а к десяти годам прочитал все сочинения мастера ужаса Говарда Филлипса Лавкрафта (которого и поныне считает главным писателем) — и все это ради того, чтобы легализовать хорроры в качестве большого искусства. Ему это удалось: «Лабиринт Фавна» номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на «Оскар» в номинации «Лучшая картина на иностранном языке», а «Форма воды» получила главный приз Венецианского фестиваля и два «Золотых глобуса» (в том числе за режиссуру).

Теперь, когда фильмы про монстров — по крайней мере, с точки зрения формы — окончательно переведены в статус высокой культуры, дель Торо может и дальше снимать свои горькие сказки, не стесняясь вдохновляться комиксами Майка Миньолы, литературной готикой и другими самыми разными вещами. Впрочем, они нужны режиссеру именно что только для вдохновения. На чужом материале дель Торо конструирует собственный — умный, глубокий, трепетный, гуманистический и подчас радикально отличающийся от первоисточника.

«Багровый пик», например, лишь использовал формулу готической повести Генри Джеймса «Поворот винта», чтобы рассказать свою историю на два поворота винта. А появляющиеся в этом фильме Том Хиддлстон в очках-леннонках и выкрашенная в черный цвет (видимо, для конспирации) рыжая Джессика Честейн, кажется, неслучайно были похожи на кота Базилио и лису Алису. У дель Торо есть давняя мечта экранизировать коллодиевского «Пиноккио», но при этом поместить его в сеттинг фашистской Италии, чтобы фильм оброс новыми смыслами и коннотациями.

В обилии новых смыслов плещется и «Форма воды», которую удобнее всего охарактеризовать как фильм-перевертыш. Ведь она только притворяется хоррором — на самом деле это (как и советский фильм, который дель Торо не смотрел) красивая романтическая история, скрещенная со шпионским триллером. Неспроста действие в картине происходит в США в 1962 году (за год до убийства Джона Кеннеди). Начало 60-х — это не только расцвет американской мечты, но и самый разгар холодной войны — Штаты соревнуются с Советами.

Одни уже отправили человека в космос, другие только собираются высадить астронавтов на Луну. В это непростое время у американцев появляется козырь: выловленный в водах Латинской Америки жаброчеловек (Даг Джонс, уже игравший у дель Торо в «Хеллбое» человека-амфибию — телепата Эйба Сапиена). Аборигены Амазонки (прямая отсылка к «Созданию из Черной лагуны») поклонялись ему как божеству, а теперь в секретной лаборатории Балтимора спор вокруг того, что с ним делать, ведут правительственный агент Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон) и доктор Роберт Хоффстетлер (Майкл Сталбарг).

Первый предлагает препарировать ихтиандра, второй — изучать без членовредительства. Обоих персонажей симптоматично играют актеры из «Подпольной империи», а главный сюжетный финт заключается в том, что в фильмах студии Universal они почти наверняка были бы главными героями, а здесь — один настоящий злодей, а другой вовсе русский шпион (и одновременно антитеза доктору Франкенштейну).

Понять, почему дель Торо меняет расположение фигур на шахматной доске, несложно. Одна из главных обсессий режиссера состоит в том, что он считает: люди могут быть страшнее всяких чудовищ. Поэтому монстры у него, как правило, добрые, а люди, как правило, злые. Эту аксиому подтверждает герой Майкла Шеннона — характерный дель-торовский антагонист, религиозный фанатик, мизогинист, расист и психопат. Совсем уж патологическая версия Нельсона Ван Алдена из «Подполки» и идеальная замена франкистского офицера Видаля из «Лабиринта Фавна».

Настоящая же героиня этой истории — потерявшая голос, подобно Ариэль, уборщица Элиза Эспосито (Салли Хокинс), которая влюбляется в человека-амфибию, увидев в нем родственную душу. И хотя у Хокинс роль без слов, зато с большим количеством пластики, свойственной немому кино — бесконечно наивному и трогательному, как и сама Элиза. Героиня Хокинс действительно выглядит так, как будто бы вышла из какого-то старого голливудского фильма — пусть менее целомудренного (тяготящаяся своим одиночеством Элиза мастурбирует по утрам в ванной перед работой), но более человечного.

Ее фундаментальное отличие от героинь из юниверсаловских хорроров в том, что ее не нужно спасать. Это она сама спасает водяного, а помогают ей в этом друг-гей (Ричард Дженкинс) и коллега-негритянка (Октавия Спенсер), изгои по тем временам. По дель Торо иные тянутся к иным, и, конечно же, «Форма воды» — это гимн гуманизму, выступление в защиту униженных и оскорбленных (несомненно, актуальное в эпоху президентства Дональда Трампа). Но еще это, что не менее интересно, бескомпромиссное высказывание дель Торо о настоящих и ложных богах.

Истово религиозный герой Майкла Шеннона, считающий себя Самсоном, не вызывает у режиссера ничего, кроме омерзения. Другое дело Элиза, которая совершает добрые поступки без оглядки на Библию, чем вызывает бесконечное уважение у дель Торо. В итоге он противопоставляет их друг другу, но с интересным финальным результатом: героиня Хокинс видит в ихтиандре человека, а герой Шеннона — монстра. Но в конечном счете они оба ошибаются: в интерпретации дель Торо человек-амфибия оказывается Богом. И воздает людям согласно их заслугам.

В бестиарии дель Торо были разные чудовища: вампир, вампиры и вампир-полукровка, испанские и викторианские призраки, мутировавшие тараканы, хороший черт, фавн и кайдзю, но, кажется, впервые режиссер наградил своего монстра воистину божественными полномочиями.

И это тоже важная смена парадигмы: когда-то водяной олицетворял страх перед первозданной, дикой, необузданной природой, которую человек был намерен не только изучить, но и грубо себе подчинить. Сейчас ихтиандр предстает в роли объекта запретной, странной, будоражащей любви — и тут все как у астронавтов: маленький шажок для Эльзы навстречу земноводному оказывается большим шагом для всего человечества.

20
0

Отзывы

3
_Comrade
56 отзывов, 191 оценка, рейтинг 220
21 января 2018

Если женщина не может найти себе мужчину для любви и мастурбирует в одиночестве, а дружбу водит с гомосексуалистом, то любовь к монстру - самое прекрасное, что может случиться в её жизни. Самый чудовищный персонаж в фильме - правильно, дети! - офицер, белый гетеросексуальный мужчина, отец двоих детей.Остальные мужчины, кроме престарелого гея, у автора фильма симпатий не вызывают, особенно орки - русские шпионы. Позитивное отношение может быть к водяному чудовищу, немой женщине, престарелому педерасту, толстухе-негритянке - но не к белым мужчинам, которые честно работают, заботятся о своих семьях - они просто мерзки и отвратительны.То . что данная лента получит Оскара - сомнений нет, стоит ли вам идти посмотреть на набор голливудских штампов - решать вам.

30
1
9
Masha Vvedenskaya
8 отзывов, 10 оценок, рейтинг 23
19 января 2018

Еще одна чудесная сказка от Гильермо, которая надолго оставит след.

18
0
1
Евгений Коробейников
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
20 января 2018

Господи, как же много .. воды! очень слабо... и очень скучно..

18
1
7
Lora Kamzay
23 отзыва, 26 оценок, рейтинг 122
19 января 2018

«Жизнь – это кораблекрушение», надпись в настенном календаре. Героиня с надеждой пишет в него свой план, не обращая внимание на предупреждение. Фильм «Форма воды» это история об Элизе - мечтательнице, которая полюбила монстра. Не такая как все, одинокая, немолодая, но ждущая и жаждущая любви. Но любовь в этом мире обречена, она не терпит реальности. Полыхнув она оставляет пепел и обломки, возродиться из которых можно лишь в сказке. Только здесь она может существовать вечно, растворившись в воде, становящейся жизненным пространством, только вода способна сгладить все острые углы реальности, которые так больно ранят сердце, извергая из живых существ опустошительные кровавые потоки.
Элиза (Салли Хокинс) способна чувствовать больше, чем другие, но не может говорить. Поэтому она немного другая - изгой, со шрамами на шее. Ее нашли в воде и прошлое ее окутано тайной. Она работает уборщицей на военном объекте, любит кино, заботится о соседе, престарелом художнике. И фантазирует, мир фильма – это ее мир. Яркий, наполненный закатами, музыкой и водой – чистой и спокойной. В интервью режиссер так говорит о ней: «То, что гнется, никогда не сломается, в отличие как раз от того, что не гнется. Вода — самый сильный элемент на земле именно из-за ее консистенции. Ничто ее не остановит, и она проходит сквозь камень, сталь, и при этом у нее нет формы. Она занимает форму того сосуда, который наполняет. И я подумал, что вода — это любовь. Это как раз то, какой должна быть настоящая любовь — невероятно пластичной и при этом всесильной».
Однажды размеренная жизнь Элизы резко меняется – в лабораторию привозят необычное морское существо, гибрид человека и земноводного. Начинают избивать – а как еще надо обходить с чужаками, для военных он враг, которого надо уничтожить. Авторитарная власть всегда стремится истребить инаковость, эту тему Гильермо дель Торо, как противник тоталитаризма, часто поднимает в своих фильма. Морское существо страдает безвинно, просто потому что он другой - он обречен. Сначала Элиза видит его кровь – форма воды меняется, теперь она предвещает нечто ужасное. Видя мучения чудовища и ненависть, обращенную к нему, она понимает его страдания, хочет ему помочь и с этого начинается ее любовь.
Гильермо дель Торо родом из Мексики, в испанском языке и во всей латиноамериканской культуре секс и любовь неразделимы, они и обозначаются одним словом – amor. Хоть в фильме героиня и американка, режиссер делает на нее проекцию своей культуры – у нее духовное и физическое связаны воедино. Поэтому, полюбив чудовище, она желает и физического контакта с ним. Душевное и физическое чувственное наслаждение неотделимы друг от друга в этой истории. Она соблазняет монстра и вступает с ним в контакт, без страха его инаковости, полностью отдаваясь своим чувствами. Ее желание не знает препятствий, чтобы соединиться со своим возлюбленным она готова на все, даже на преступление. Желание вызвать желание другого и слиться с ним сильнее страха смерти.
Жизнь предоставляет ей возможность сделать более правильный и рациональный выбор. Начальник охраны полковник Стрикленд (Майкл Шеннон), жесткий и деспотичный, образец альфа-самца, недвусмысленно намекает ей на возможность связи с ним. А это значит защита, безопасность и другие блага, которые влиятельный мужчина готов отдать за удовлетворение своей страсти. Но героиня делает выбор вопреки логики, что-то внутри нее, о чем мы никогда не узнаем, заставляет выбрать изначально обреченную связь с монстром. «Ты не поймешь, даже будешь пытаться всю жизнь», говорит подруга Элизы (Октавия Спенсер) своему мужу об этой истории. И многие в зале этого не поймут, поэтому фильм имеет такие неоднозначные отзывы. Некоторые видят в нем историю с примитивным сюжетом и не могут или не хотят уловить ее иррациональности и многосмысленность.
В фильме много персонажей, которые по-сказочному яркие, но однокрасочны, здесь нет перевертышей. Злодей так злодей, герой так герой. В сюжет вплетена интрига с советскими шпионами, один из них тайно передает данные о том, что происходит на военном объекте. Их встречи происходят в карикатурных русских ресторанах под звуки балалаечников и на заброшенном заводе. Сказка в эти моменты начинает походить на шпионский фильм. Дух того времени, а действие происходит в Америке 60-х, немыслим без тени советской угрозы. Но режиссер непатриотично делает шпиона Дмитрия (Майкл Стулбарг) положительным героем. Он тоже хочет спасти обреченного монстра. Он тоже хочет, но косвенно, по своим гуманистическим мотивам, помочь соединению героев, за что и получает свое наказание.
Сказочная фантазия Гильермо дель Торо заслуженно получила множество престижных призов. Его изысканные метафоры и красота повествования, умение создать особенный мир, обволакивающая музыка – самый кинематографичный из современных режиссеров несомненно достоин всех восторгов и наград. Как и жесткой критики - за излишнюю прямоту и простоту. Но тем, кто хочет получить наполняющее зрелище, хоть и с привкусом горечи, фильм несомненно понравится.

8
0
1
Veronika Bykova
20 отзывов, 31 оценка, рейтинг 45
20 января 2018

🌀Новый фильм Гидьермо дель Торо начали пиарить задолго до премьеры. И, хотя, мне не очень нравятся работы данного режиссера, я поддалась на шумиху и пошла в кино.
🌀Уже в первые минут 20 мне стало скучно. Микс «человека-амфибии» и «красавицы и чудовища» плюс опыты в военной секретной лаборатории и шпионы из России.
🌀 Обязательный атрибут фильмов дель Торо - это мерзкого вида чудовища. Героиня тоже красотой не отличается и работает уборщицей в этой лаборатории, поэтому скользкое существо с когтями и чешуей и когтями ее не смущает. Постепенно у нее возникакают к нему романтические чувства.
🌀 Героиня каждое утро мастурбирует в своей ванной и ест яйца на завтрак. Но размеренной жизни приходит конец, когда военные принимают решение убить чудище. Элиза похищает его из лаборатории и прячет у себя дома. Существо живет в ее ванной, ибо умрет без воды.
🌀 Она занимается с чудищем-гуманоидом сексом и дарит ему открытки... 😳 Запретная любовь, погони и прочие атрибуты сказочек для романтичных особ.
🌀 Но автор не может без крови, поэтому не обошлось без оторванных конечностей и съеденной заживо кошки.

🌀 Тривиально, предсказуемо и скучно.

8
2
...

Подборки Афиши
Все