Возвращение Терри Гиллиама к эстетике его классических работ вроде «Бразилии» и «Двенадцати обезьян» — ироничная антиутопия про тоталитарное общество будущего. Бритый налысо Кристоф Вальц играет компьютерного гения, пытающегося разгадать заглавную теорему, которая должна доказать, есть ли у жизни на Земле смысл. В некотором роде, «Теорема Зеро» — попытка режиссера максимально обширно высказаться на все его привычные темы. В фильме также снялись Дэвид Тьюлис, Мэтт Деймон, Тильда Суинтон и Бен Уишоу.
Триллер, Фантастика, Комедия |
16+ |
Терри Гиллиам |
2 сентября 2013 |
3 июля 2014 |
1 час 46 минут |
thezerotheorem-movie.com |
Неопределенное, но явно не далекое будущее. На загаженных улицах рекламируют церковь Бэтмена Освободителя, люди заняты на непонятных и, кажется, не очень важных работах, на вечеринках принято слушать музыку в собственном телефоне, и все в целом напоминает веселый кошмар антикапиталиста. Коэн Лет (Вальц), скрюченный мужчина с бритыми бровями и черепом, живет в заброшенной церкви, трудится кем-то вроде программиста и мечтает получить разрешение на работу из дома — герой уверен, что со дня на день ему должны позвонить и сообщить, в чем смысл жизни. Начальник (Деймон) идет ему навстречу с условием, что работать тот будет над доказательством теоремы, согласно которой жизнь как раз таки не имеет смысла.
«Теорема Zero» — снятое за копейки и в рекордные для Гиллиама сроки кино по сценарию преподавателя креативного письма, дебютанта в киношном деле и большого поклонника режиссера. Первую треть фильм и кажется этаким сделанным на коленке попурри, наскоро сшитой вереницей лучших режиссерских трюков. На экране происходит черт знает что, персонажи скороговоркой бубнят себе что-то под нос и выглядят так, будто костюмерами на фильме работала группа школьников, ограбивших магазин карнавальных костюмов. Как водится, в кадр то и дело заходят карлики. Примерно на сороковой минуте у Гиллиама явным образом заканчиваются деньги, и он запирает героя в церкви в компании двух-трех второстепенных персонажей — виртуальной проститутки, еще более виртуального психоаналитика в исполнении Тильды Суинтон и не по годам наглого и умного подростка-программиста. Не сказать, что фильм после этого становится значительно цельнее или сильно лучше, но то, что сперва казалось последней стадией маразма большого художника, на поверку оказывается в чем-то циничным, в чем-то по-наивному трогательным размышлением о смерти, одиночестве и тому подобном. Есть, определенно, ирония в том, как Гиллиам всю дорогу пытается втолковать своему герою, что Бога нет, никто не позвонит, так что просто успокойся. Учитывая, как прицельно высшие силы общаются с режиссером последние пару десятков лет, — звучит как самоуспокоение.
Когда собираешься в кино на новый фильм, уже не обращаешь внимания на красочные и завлекающие трейлеры, дабы уберечь себя от неминуемого разочарования. Заядлые киноманы меня поймут. Да и актерский состав – не показатель. А вот имя режиссера – это да. И в данном случае его имя Терри Гиллиам, известный многим зрителям своими картинами «Воображариум доктора Парнаса», «12 обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Его творения воспринимаются как нечто среднее между фильмом и посещением картинной галереи художников-сюрреалистов. Умение комбинировать то, что в принципе невозможно смешать, или даже представить рядом, но при этом не нарушить целостность картины – это не просто способность, это талант. Наверное, поэтому многие актеры обожают работать с Терри, ведь он не ставит никаких рамок, а полет фантазии только приветствуется. И фильм «Теория Зеро» стал еще одной возможностью раскрыть этот талант и показать его зрителям. Так что лично я в восторге.
Когда художники создают утопии – они пророчествуют о рождении грядущей надежды. Если из-под отточенного пера мастера является антиутопия – это непреклонное свидетельство тому, что общество вновь очутилось на пороге неизбежных перемен. Оно требует реформирования себя, общества. И это ясно понимают все: и кто за них, и те, кто заведомо против… Но и надеждам, и реформациям доводится ждать. И, временами, пожалуй, довольно долго.
Многие пишущие определяют жанр картины Терри Гиллиама «Теорема Зеро» как антиутопию. Чаще всего, по напрашивающейся аналогии с антиутопией Дж. Оруэлла «1984». Да, некоторая схожесть наличествует. Несомненно. В обеих вещах речь идет о самовзрывающихся умозрительных тоталитарных обществах. Но и только. Все равно, что утверждать тождество между помидором и редиской по причинам лишь того, что оба предмета – овощи да корнеплоды. Слишком уж несходные у них свойства.
И если и прибегать к сравнениям, то я рискнул бы нырнуть по времени глубже. Куда как больше общего у «Теоремы Зеро» с творением Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Размах фантазии, сарказм, гротеск, изобилие красок и индивидуальность палитры, философская направленность… И определение жанра вырисовывается яснее - это мениппея, гротескно-философская фантасмагория.
Увы, нечастый гость в искусстве этот жанр. А в кинематографе «Теория Зеро» едва ли не первый образец его. Но и не только явной неординарностью отличается эта лента. В ней столько глубины, что придется, наверное, не раз нырять, чтобы узнать, а что же прячется на дне. И еще далеко до написания настоящей рецензии на эту ленту. Пока что только отзывы и наброски. Блестящая работа художника требует и соответствующего подхода…
Ничего хорошего написать о фильме, увы, не могу: заснул, потом будучи неспособным смотреть на футуристический цирк, покинул кинозал. Возможны, не сложились звезды.
Отличный фильм, игра актеров, сценарий, сюжет, и так далее на высшем уровне.
В первую секунду после фильма показалось, что фильм не закончен, но включив мозг всё стало на свои места!
Рекомендую расслабиться физически, включить извилины и ни на секунду не отвлекаться от фильма и тогда фильм точно очень понравиться!!!