Историческая, но полная аллюзий на современность пьеса Леонида Зорина была написана в середине 1960-х — тогда «Римскую комедию» играли в БДТ (с Юрским и Лебедевым в главных ролях) и в Театре имени Вахтангова (с Михаилом Ульяновым). Нынешний спектакль поставлен в 2014 году в Театре Моссовета — и тоже со звездным составом. Особенно хороши император Домициан — Виктор Сухоруков и его жена Мессалина — Ольга Остроумова. В роли вольнодумца-поэта выступает Сергей Виноградов. Конфликт «вечного диссидента» и придворных интриганов разыгрывается в роскошных декорациях народного художника России Бориса Бланка и в не менее роскошных костюмах лауреата «Золотой маски», художницы Виктории Севрюковой.
Драматический |
16+ |
Павел Хомский |
22 ноября 2014 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Шел на Сухорукова и не разочаровался - он в прекрасной форме, ожидаемо дик и эмоционален - его император горяч, труслив, зол, расчетлив и высокомерен одновременно.
Тараторкин играл одной краской и, честно говоря, скучноват со своей честностью, как и Остроумова, изображающая роль жены-курицы при муже.
Костюмы и декорации, музыка и движение сделаны добротно в манере хорошего советского театра образца второй половины 20 века. И сама пьеса по сюжету, смотрится скорее как заурядная разборка в союзе писателей в котором бездарный но эмоциональный начальник двигает актуальных и лояльных совписов, ущемляя правдорубов и антисоциалистических реалистов.
Посему сама постановка и тема кастомизированы на возраст 50+. Какой нибудь московский научный сотрудник пенсионного возраста так и не уехавший за границу по причине собственной лени и бездарности найдет там как любимые исторические аллюзии на Бродского (поэта выслали) так и и закладки про современность (Домициан - это Рим, Рим - это Домициан).
В общем и целом - добросовестная попытка что-то сказать о современности установками, языком и выразительными соедствами советского театра образца второй половины 20 века.
Другое дело, что современным императорам на поэтов вообще наплевать - у них другие каналы медиа воздействия, и Домициан-Сухоруков эмоционально скорее Хрущев, чем Путин.
Современные критики должны писать кипятком от восторга! Более модного и актуального в настоящее время вряд ли удастся придумать к постановке. Завуалированная политичность сюжета на злобу дня, как не кстати, да? Несмотря на все огрехи и периодически забываемый текст Дионом (ну что поделать, возраст берет свое...), спектакль отлично подан и сыгран. Сухоруков бесподобен! Будучи не со всем согласен по выводам, да и по самой постановке, но сама идея и сам спектакль отыгран великолепно! Браво!
Данный спектакль выбрала, прочитав аннотацию на сайте театра. Мне кажется, что в подобных спектаклях, в основе сюжета которых лежат весьма отдаленные события, происходившие в минувшие эпохи, особенно интересно то, насколько они окажутся современными. Отдаленность эпохи позволяет режиссеру и актеру в лице персонажей прошлого показывать наших современников, пользуясь иносказательным языком. И в выборе я не ошиблась. Действительно, в постановке есть очень актуальные для настоящего времени реплики, которые не были пропущены публикой и были встречены аплодисментами.
Однако в постановке я совершенно не увидела режиссерских находок. Их просто не было. Видимо, режиссер решил целиком положиться на игру актеров и ход действия в самой пьесе. И это обидно, поскольку, мне кажется, материал пьесы таков, что можно было бы попробовать сделать ее более остросовременной. А так несколько эпизодов в монологах героев прозвучали хоть и современно, но довольно тускло, "обтекаемо" и осторожно.
Поскольку интересных режиссерских находок я не увидела, основное внимание было сконцентрировано на игре актеров. И здесь впечатления восхитительны. Прежде всего это Виктор Сухоруков, которого я уже не в первый раз вижу на сцене и герои которого потрясающе органичны - кого бы он ни играл - злодея или праведника, - так что он не может не поражать и не вызывать восхищения. В Сухорукове есть некая детскость и отсюда его потрясающая искренность на сцене. Переиграть его абсолютно невозможно, как невозможно переиграть ребенка, еще не умеющего лгать и притворяться. Сухоруков естественен как в падении и унижении своих героев, так и в их величии. В нем есть детскость и чистота.
Очень рада была увидеть Георгия Тараторкина и Ольгу Остроумову, которых не видела на сцене целую вечность. В конце на аплодисментах мне показалось, что публика пришла на Сухорукова, по крайней мере особенно рьяно аплодировали ему, и это обидно, потому что, на мой взгляд, Тараторкин и Остроумова заслужили не меньшее внимание.
Хотелось бы отметить интересные декорации и костюмы, что очень украсило постановку.
Бежать сюда и смотреть! Хомский поставил спектакль к своему 90-летию (!), и уверенно можно сказать, что он ещё даёт жару. На сцене — блистательный состав из почти одних народных артистов, и каждый из них здесь оправдывает своё звание. Запрещённая в советское время пьеса полностью злободневна, все монологи срывают аплодисменты. Ровно тот случай, когда спектакль понравится всем: и ценителям, и новичкам театра. Идти не раздумывая и не далее 15-го ряда партера.
Премьера. «Римская комедия (Дион)». 22 ноября, Театр им. Моссовета.
Шла подготовленная, прочла пьесу, тем интереснее было ее постановку посмотреть. Хотя изначально у меня были некоторые сомнения по поводу спектакля, поэтому решила прочесть пьесу. Плюс трио Хомский, Бланк, Севрюкова обещали многое. Мне понравилось. Не могу сказать, что я в полном восторге, но мне очень понравилось. Это прекрасный выбор пьесы, на злобу дня. Если кратко, то о сатирике, который говорит правду в глаза всем.
Актерский состав ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ!! Поэтому берите билеты в партер, чтобы всех разглядеть. Ну или бинокль.
Тараторкин в превосходной форме! Игра, голос, внешний вид. Видела его давно в «Серебряном веке», но там не такая большая роль, чтобы в полной мере насладиться игрой, поэтому для меня в какой-то степени было открытие.
Роль Ольги Остроумовой у меня вызвала ассоциации с Бабушкой в «Я, бабушка, Илико и Илларион». Роль похожая, но не менее интересная. Преданная жена.
Виктор Сухоруков как всегда блистает. Не знаю как, но ему удается заполнить собой всю сцену, его энергия льется на всех, а в конце, на поклонах, отдается обратно. Интересная находка и интонация вставлять обращения такого типа, как в фильме «Гараж» героя Валентина Гафта. Из серии «Драгоценные вы мои».
Гусева в роли Лолии обворожительна. О ее костюмах вернее всего высказался мой сосед (и он сидел со путницей, но не удержался): «Ничего себе!».
Маргарита Шубина удивила в сцене, когда просила за Сервилия. Так падала в ноги искренне и уверенно, а самое поразительное, легко и внезапно!
Бобровский. Не упомянуть невозможно)) Какой образ! Поразительно. Что-то очень похожее на Ирода из «Иисус Христос - суперзвезда», но лучше.
В общем, актерский состав прекрасный, можно о каждом писать и писать. И корифеи, и молодежь потрудились отлично!
Декорации очень интересные, мощные, стилизованные. Костюмы в стиле той эпохи, очень идут артистам, где-то скрывают нюансы фигуры, где-то подчеркивают.
Дорогой театр можно поздравить с прекрасной премьерой! Однако я бы не стала советовать этот спектакль к просмотру всем и каждому, это достаточно умный и актуальный спектакль, это не комедия, это "Римская комедия". Если кто-то пришел посмотреть комедию, будет, возможно, разочарован.
Пожалуй, пересматривать я бы не стала спектакль. Хотя.. Разве что ради Тараторкина привести кого-нибудь.