Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.5

Спектакль
Кому на Руси жить хорошо

Постановка - Гоголь-центр
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Кирилл Серебренников исследует русского мужика

Продолжая начатую еще во мхатовских «Киже» и «Господах Головлевых» тему парадоксальной беспросветности истории России, Кирилл Серебренников обратился к могучему концентрату афоризмов по теме — поэме Николая Некрасова. По такому случаю худрук «Гоголь-центра» вместе со своими воспитанниками из «Седьмой студии» летом 2014 года устроили основательную экспедицию по Ярославской области; там же Александр Горчилин снял документальное кино «#Комунарусижитьхорошо». Основу спектакля в конечном счете составляют документальные актерские наблюдения за деревенским мужиком как феноменом поистине вселенским.

  • Кому на Руси жить хорошо – афиша
  • Кому на Руси жить хорошо – афиша
  • Кому на Руси жить хорошо – афиша
  • Кому на Руси жить хорошо – афиша
  • Кому на Руси жить хорошо – афиша
Драматический
18+
Кирилл Серебренников
15 сентября 2015
3 часа 40 минут, 2 антракта

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

7
Алексей Киселёв
110 отзывов, 280 оценок, рейтинг 639
22 сентября 2015
Анатомия патриотизма

Сцену поперек перекрывает гигантская бетонная стена с колючей проволокой поверху. Безапелляционная данность. И что бы ни происходило по видимую сторону — драка ли, праздник ли, алкоголическая ли вакханалия, — никто никогда даже не подумает к этой стене подступиться. Хотя, по всей видимости, за ней-то и обитают те, «кому живется весело, вольготно на Руси».

Спектакль же, понятно, про тех, кому не очень. Вот они, «семь временнообязанных из смежных деревень», собираются, опасливо рассаживаются кружком на школьных стульчиках; респектабельный ведущий с микрофоном каждому даст слово. Здесь и потерянный мужичок, явно выхваченный на полпути к Петушкам (Фоминов); и опрятный интеллигент с манерами Леонида Парфенова (Штейнберг); и приземистый поклонник Adidas, не расстающийся с барсеткой (Кукушкин); и сутулый хипстер в очках и балахоне только что из барбершопа (Авдеев) — ему первому расквасят нос, когда в качестве ответа на сакраментальный вопрос он второпях развернет скомканный лист с большими запретными буквами: ЦАРЮ. Впрочем, даже такая броская разнопородность не помешает уже через полчаса всем им, примерив «армяки мужицкие», слиться в едином патриотическом экстазе.

В трех энергичных актах в сопровождении джаз-банда (бас, гитара, ударные, клавиши, труба) Кирилл Серебренников уместил примерно треть необъятного произведения Некрасова. За скобками инсценировки режиссер оставил и богатые пейзажи, и всевозможные подробности крестьянского быта, и игры забытых диалектов, словом, все то, что составляет поэме славу великого исторического документа. Кроме того, в своем путешествии герои спектакля минуют, например, довольно весомого персонажа по имени Поп. Оно и понятно: слишком уж в непогрешимом виде представлен священнослужитель у Некрасова, находившегося под заботливой опекой цензоров. Таким образом, семеро путников, намеревавшихся последовательно побеседовать с каждым из подозреваемых в хорошей жизни (помещик, чиновник, поп, купец, боярин, министр, царь) лишились важного респондента, тогда как встреч с самыми важными персонами Некрасов и вовсе не успел дописать (о чем перед смертью страшно, говорят, жалел). Так что и на сюжетные перипетии ставку делать не пришлось.

Минуя литературные обертоны и эстетические анахронизмы, Серебренников ныряет в суть некрасовского повествования и отыскивает там — сюрприз — наш с вами групповой портрет. Крепостное право отменили уж давно, а народ все шаландается, не умея распорядиться вроде бы долгожданной свободой. Так, например, когда у Некрасова крестьяне подшучивают над маразматическим барином, притворно прислуживая, будто старые порядки вернулись, у Серебренникова герои с хохотом напяливают каракулевые шубы и бобровые шапки, пылившиеся с времен брежневского застоя.

Однако фокус с исторической рифмой имеет место только в первом и третьем актах — «Спор» и «Пир на весь мир», решенных как сумбурный стендап с песнями и переодеваниями. Отданный под ответственность режиссеру-хореографу Антону Адасинскому (создатель культового пластического театра Derevo) центральный акт, «Пьяная ночь», представляет собой лишенное не только слов и (практически) одежды, но и каких бы то ни было исторических признаков телесное неистовство под спотыкающуюся музыку в духе не то «Колибри», не то «Вежливого отказа» (композитор — Илья Демуцкий). Сбившись в кучку, потные мужички и мужичищи то неуловимым образом превращаются из брейгелевских крестьян в репинских бурлаков, то пускаются в разнузданный канкан, то по очереди падают как подкошенные. Эта внезапная энергетическая бомба, с одной стороны, почти буквально иллюстрирует завораживающие свидетельства Некрасова («Народ идет — и падает,/Как будто из-за валиков/Картечью неприятели/Палят по мужикам!»), а с другой — служит контрастным душем физической выразительности между двумя в общем-то эстрадными актами. И если в собранных из актерских этюдов «Споре» и «Пире» тон задает предметный быт именно советской эпохи с эмалированными кружечками, ведерками, беломором и тулупами, то про голоштанную «Пьяную ночь», думается, даже самый западный украинец сможет подтвердить наличие того, что принято называть русским духом — вне конкретной географии и временных границ.

Болезненный парадоксализм русской души, которая горазда «грешить бесстыдно, непробудно», чтобы наутро «пройти сторонкой в божий храм» — фронтальная тема в творчестве Серебренникова, и Некрасов в его послужном списке занял место рядом с Салтыковым-Щедриным, Горьким, Островским и Гоголем. В новом спектакле, как будто суммируя накопленный опыт, герои из давних мхатовских шедевров встречаются с представителями последних премьер худрука «Гоголь-центра». Актриса феноменальной органики, Евгения Добровольская, игравшая самые живые роли в мертвецки-душных «Мещанах» и «Господах Головлевых» в МХТ им. Чехова, здесь впервые выдвинута режиссером на авансцену для сольного воплощения самого жуткого эпизода поэмы («Крестьянка») в лучших традициях психологического реализма. В тех местах, где спектакль особенно остро напоминает разудалое лубок-шоу в духе Николая Коляды, функции тамады разделили вкрадчивый джентльмен Семен Штейнберг, играющий Чичикова в «Мертвых душах», и обладатель яркой восточной внешности красавец Евгений Сангаджиев. Всего же занято человек двадцать, и второй план тут не обходится без откровений. Чего только стоит вокальный выход миниатюрной Марии Поезжаевой в черном кокошнике — ее напевно-бормотальный ритуал настойчиво, до мурашек напоминает о таящемся в старинных русских песнях языческом космосе, про который мы вряд ли когда-нибудь что-нибудь узнаем.

Из таких вот фрагментов, едва ли склеивающихся в единое целое, но самоценных в своей паранормальной красоте, и складывается суть спектакля. Какую-никакую стройность пестрой, как лоскутное одеяло, работе режиссера призваны придать опорные мизансцены вроде стоп-кадра с остервенелым размахиванием триколора и героическим позированием в сувенирных футболках с портретами Путина и надписями «Я — русский». Благодаря им пазл складывается в убедительную и хорошо нам знакомую историю о том, до чего дошло население, сбрендившее от обрушившейся на него свободы, в поисках собственного я.

6
0

Отзывы

9
Alla
307 отзывов, 883 оценки, рейтинг 1197
9 февраля 2017

Евгения Добровольская - и сердце, и душа постановки. Игра Семена Штейнберга в роли Луки и Змея не сопоставима с силой и энергетикой монологов героини Матрены Евгении. В третьем акте во время действа и танцев Семена Штейнберга и Евгения Сангаджиева я физически почувствовала драйв испытываемый Семеном и Евгением на сцене. Как они кайфовали во время игры! Так классно!!!! В тоже время - тяжелая поэма, тяжелая тема, быт, и от того прекрасна интеллектуальная работа во время и после просмотра спектакля. Сильно! В представлении используются элементы, обычно используемые Юрием Бутусовым в своих режиссерских работах - вода, Матрена тащит на себе тележку, уставленную предметами, стол, герои едят во время представления и одновременно говорят, пластиковые цветы, которыми бросают в героев, стулья, съемки камерой. Невероятно красивы костюмы героинь в третьем отделении: жаль, фото съемка запрещена на спектакле - хочу каждое платье, каждый головной убор! Голоса - сольное и а капелла - одна из сильнейших сторон Гоголь - центра! Живая музыка, во время спектакля под зажигательные ритмы джаза мне захотелось на джазовый концерт! Великолепно! Сложно, драматично, есть место и иронии, и смеху, и слезам, и колоколам, и барабанам, и саксофону (даже алюминиевая лестница падает в определенный момент производя задуманный звук!), и джазу, и а капелла, и русским народным песням!

4
0
9
Сергей Соколов
53 отзыва, 294 оценки, рейтинг 56
17 сентября 2015

Боятся нынче поэта Николая Александровича Некрасова. Даже песню "Коробейники" на концертах объявляют: "Музыка и СЛОВА народные". А вот Серебренников взял, да и преподнес публике Некрасова. Замечательно в спектакле сыграли Евгения Добровольская, Андрей Ребенков с группой, следующей за режиссером (Филипп Авдеев, Никита Кукушкин, Евгений Сангаджиев), а также другие талантливые ребята. Отличная музыка и исполнение. А какие шикарные русские женские костюмы! Много сил затрачено (и денег, наверное) - и не напрасно: Некрасов в спектакле ЕСТЬ!

4
0
9
Sergey Gureev
96 отзывов, 700 оценок, рейтинг 361
19 сентября 2015

Серебренников верен себе, не сдается и не сдает позиций. «Кому на Руси» многопланен, масштабен, разнообразен - и жанрово (включая даже несвойственный интерактив), и тематически.

Есть и актуальные мазки:
и страна-зона с газопроводом, и всеохватывающее зомби-тв, и бесконечные ток-шоу, и «добровольцы» в камуфляже под флагом ДНР, и изящно решенная тема с оскорблением чувств верующих, и випы с золотыми чайниками, и одиночные пикеты, и «вставание с колен», и изоляция, и «ярусские» в разноцветных «патриотичных» базарных шмотках.

И все то вечное, что было и в оригинале:
и Русь-тюрьма с петлей, и глубинная холопская психология, и вечный царь-батюшка, и тайная вечеря с великой русской бабой-мученицей, вместо Христа, и младенцы, поедаемые свиньями, и домострой, и пьянство, и искания, и пустота, и неуемное веселье, и разбой, и несвобода, и покорность, и любовь, за которой смерть.

И джаз, и Кадышева, и Дэвид Бирн, и «Пуля виноватого найдет» Летова (мощная такая концовочка, обещающая).

И смех, и слезы, и страх, и красота.

3
0
9
Michael Kolosov
3 отзыва, 8 оценок, рейтинг 2
18 декабря 2016

14.12.2016 Посетил спектакль в Гоголь-центре «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, реж. Кирилла Серебренникова.
Во-первых, хочется сказать о том, что действия на сцене увлекают своим разнообразием. Режиссёр использовал проверенные временем и совсем нетрадиционные приёмы для постановки классического произведения. Например, весь второй акт представляет собой какие-то трудно поддающиеся описанию наполненные дикой энергией танцы. Необычно в спектакле используется техника, с её помощью у актёров получается создавать интересные сюжеты.
Во-вторых, в спектакле используется живая музыка.
В-третьих, это неожиданные интерактивы, которые отлично разбавляют театральное представление.
В целом, спектакль оставляет интересное эмоции. У меня он вызвал чувство перенасыщенности. Слишком много и по-разному для одного спектакля. Можно было что-то объединить, что-то убавить, и получилось бы более цельное итоговое эмоциональное впечатление. Слишком большая длительность 3 действия и 2 антракта, всё вместе почти 4 часа.
«Кому на Руси жить хорошо» реж. Кирилла Серебренникова заслуживает внимания, потому что это необычно и интересно. Хоть раз, да он стоит 4 часов.
P.S. это моё субъективное мнение.

1
0
3
lgrechina
71 отзыв, 97 оценок, рейтинг 40
6 декабря 2015

Мне не понравился спектакль. Рваное полотно, набор приемов, сценок и образов, нелогичное построение, нет рассказываемой истории, переходов, связок. Скорее перформанс, чем цельный спектакль. Только вокал и музыкальное сопровождение понравились. Особенно Ритак Крон пела великолепно, только ее и хотелось слушать и смотреть. Хорошо сыграла Евгения Добровольская в третьем акте, правда, мне совсем не к месту показалась эта вставка, я бы ее скорее в первую часть ну или в начале третьей части поставила , да и к этому времени уже отношение к спектаклю сложилось. Второй акт я вообще не поняла. Кроме образа, бурлаков на Волге ) А так все нелогично, скучно, неинтересно - ни уму, ни сердцу. Лично для меня. И очень душно в зале (

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все