Москва

Фильм
Аттестат зрелости

СССР, Россия, 1954
О фильме
  • Аттестат зрелости – афиша
  • Аттестат зрелости – афиша
  • Аттестат зрелости – афиша
Драма
0+
Татьяна Лукашевич
21 июня 1954
21 июня 1954
1 час 46 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Татьяны Лукашевич

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

10
киноисторик
118 отзывов, 118 оценок, рейтинг -108
30 марта 2020

Молодежный фильм "Аттестат зрелости" - это сатирический художественный памфлет, в котором открывается киногалерея знаменитых продуктов кастово-социальной воспитально-образовательной системы, основанной на иерархическом ханжестве, замаскированном под коллективизм-корпоративизм. В первой же сцене открываются великолепные дворцово-дачные виды усадебного побережья, где проживает настоящая "советская" дворянская знать.Таким образом авторы фильма сразу дают понять зрителям, что речь идет о представителях так называемой золотой молодежи - учащихся "пролетарских демократических" гимназий (английских математических спец-школ), куда существовал строгий отбор для простых детей. И молодые исполнители главных ролей предупреждают в своих первых репликах, что все на так просто, как представляется на первый взгляд. По сценарию, красивый воспитанный молодой человек - сын крупного инженера-руководителя на секретном оружейном производстве, является интеллектуальной развитой личностью, который из-за юношеского максимализма вступает в конфликт со своими товарищами и учителями, но сила комсомольской солидарности заставляет его признать свои ошибки и стать скромным и образцовым членом коллектива. В рамки этого абсолютно голливудского идеологического сюжета артисты сумели внести много интересных живых фактов, рассказав настоящую историю из реального студенческого быта того времени. Настоящим трудным (богатым) учеником, с которым носится вся педагогическая и комсомольская прислуга, является плюющий на всех окружающих абсолютно посредственный эгоистичный стиляга-хам Гражданкин (из за цензурных ограничений его индивидуальные черты характера выражены в нескольких ключевых персонажах), которого кроме коммерции и развлечений ничего не интересует. Все возложенные на него по праву статусности обязанности классного старосты выполняют за него действительно одаренные и трудоспособные сокурсники Листовский и Кузнецов, которые, чтобы учиться в престижной школе (и вузе), должны осуществлять над ним " шефство", то есть полностью выполнять за него всю учебно-организационную работу. Те учителя, которые имеют чувство собственного достоинства и пытаются поставить его на место, сразу попадают под директорский пресс и стоят перед выбором: либо унижаться перед мелким ничтожеством, либо оказаться на улице с ярлыком "неспособных к педагогической профессиональной деятельности". В эпизоде с посадкой деревьев Василий Лановой.великолепно демонстрирует суть наследников хозяев жизни: подзывает младших ребят и приказывает им сделать за него всю тяжелую работу. В фильме также высмеиваются военно-спортивные культы экстремального, опасного для здоровья и жизни "туризма", которые внедрялись среди бедных подростков жандармским наместничеством для поддержания спартанских папуасских установок среди колониального населения. В эпизоде, где старшеклассники, увлеченные модой на альпинизм (который является в действительности частью армейской лагерно-террористической системы военной диверсионной подготовки), идут в горы в непогоду одни без всякой страховки (что в принципе невозможно),и последующей сцене чаепития на турбазе, показано, что капризные барчуки не занимались лично рискованным скалолазанием, а только организовывали под видом "спортивных походов" увеселительные тусовки-вечеринки. В образе инфантильного юного аристократа-принца, испытывающего "нежные" завистливо-ревнивые собственнические чувства к своему более самостоятельному другу-слуге, высмеиваются боярские отпрыски, которые, чтобы скрыть свою дегенеративную "декадентскую" сущность воображали из себя мужественных парней с лидерскими качествами за счет особых привилегией и отцовских возможностей. Из-за полного равнодушия зависимых от заводских спонсоров-кураторов к царящему бюрократическому произволу учителей, и подлой безответственности неприкасаемого хвастуна, который подставляет своего товарища, не выполнив своего обещания, один из лучших учеников становится объектом травли и комсомольских разборок, и вынужден оправдываться за то, что не справился с высокой нагрузкой и возложенных на него "почетных" обязанностей. Оказанное на него давление из-за "возмутительных" сказанных им публично слов в адрес лошадиных игр (тотализаторных скачек), фанатами которых всегда являлись члены фашистского правящего мещанского клана, привело к его изоляции из-за предательства со стороны всех его друзей, боящихся лишиться тех или иных благ. Сам же виновник даже не посещает такие собрания-дискуссии, поскольку освобожден от тягот рутинной работы и считается выше любого аппаратного разбора. Персонаж Виктора Гераскина (справедливо названного "карикатурой"), который позднее сыграет в "Сыне" типичного представителя диссидентского артистического бомонда, - это наиболее точный психологический портрет наследников "революционных идей", из которых формировали легендарных "антисоветчиков" и "борцов за права личности", и которые презирали все местное и преклонялись перед выдуманными западными культурными стандартами, основанными на финансовом мошенничестве и теневых бизнес-схемах. На литературно-историческом бале-вечеринке, где все лицеисты наряжены в карнавальные национально-сказочные костюмы, символизирующие гуманитарно-программную мифологию, в эпизоде коллективного прослушивания по радио "матча века" и рассказа под общий смех местного трепача о его забивных подвигах в кубковых соревнованиях, замечательно высмеивается культ глупых командных звездных шоу, в основе которых лежит имитационность и постановочность, и технологии рекламно-медийной раскрутки из любого кривляющегося на цирковой балетной арене дебила "гениального мастера" непонятно чего. В фильме ярко демонстрируется политизированность всей общественно-комсомольской деятельности, направленной на формирование среди молодежи склонностей к трибунному лицемерию и партийному карьеризму. В собирательных образах популярных и скандальных "братьев"-друзей показаны две стороны одной медали. Один дисциплинированный карьерист-бюрократ, который больше всего дорожит своей образцовой арийской репутацией уважаемого члена общества. Другой - откровенный антисистемщик и "подпольный" фарцовщик-биржевик , которого интересуют только деньги и девочки. Оба прикрывают друг друга от неприятностей за счет шантажа, подкупа и административных рычагов. Таким образом, еще в 1954 году, представители театрально-художественной интеллигенции, разоблачили романтический миф о либеральных настроениях элитарной молодежи, представители которой якобы мечтали освободить все общество из тоталитарных тисков. В этом правдивом по своей сути киноматериале, прямо говорится через яркие образы трусливых секретарей комсомольских организаций и наглых детей крупных директоров, которых никто не смеет критиковать из-за их "личностной исключительности" , что никаких настоящих изменений к лучшему в условиях чиновно-корпорационного монополизма не может быть в принципе. Можно сказать, что в "Аттестате зрелости" остроумно разоблачается выдуманный чекистскими службами химерический "культ личности", над которым все смеялись.

0
1

Подборки Афиши
Все