Биография, Фэнтези, Драма |
14+ |
Салли Поттер |
1 сентября 1992 |
13 октября 2022 |
1 час 30 минут |
В этом фильме участвовало столько необычных и блестящих профессионалов авторского кино, что получилось уникальное произведение, которое обладает всеми сопутствующими этому знаковыми признаками и вошло в историю эстетского киноискусства. Это самоироничная и ненавязчивая картина о пышной истории Британии.
Изначально я считал, что этот фильм своеобразная попытка осмысления важнейших принципов жизни с точки зрения философии постмодернизма. Но сейчас я думаю, что Салли Поттер, прежде всего, стремилась снять просто изящное и эстетически безупречное кино, не отягощённое философскими размышлениями. Хотя своеобразная философия тонкого восприятия жизни есть в самом романе, который и лёг в основу фильма.
Импрессионистский роман Вирджинии Вулф "Орландо" написан выразительным языком образов, показывающим тайну внутренних переживаний человека. Вирджиния Вулф пыталась передать свое ощущение этой тайны и сделать причастным к ней своего читателя. И я, даже не кладя руку на сердце, признаюсь, что я крайне неравнодушен к изысканой и певучей прозе Вирджинии.
Нужно обладать настоящим талантом и невероятно хорошей самоуверенностью, чтобы решиться снять фильм, основанном на столь необычной книге столь необычной писательницы.
Картина разделёна на семь частей: Смерть, Любовь, Поэзия, Политика, Общество, Секс и Рождение. И охватывает, не много и не мало, период в 350 лет. Первую половину этого срока Орландо проживает мужчиной, а вторую — женщиной.
Первая часть и история Орландо (Тильда Суинтон) начинаются в эпоху дряхлеющей королевы Елизаветы I (Квентин Крисп), которая благоволит юноше и делает его своим фаворитом. На смертном одре она жалует ему замок и значительное состояние, а взамен ставит лишь одно условие: не увядать, оставаться вечно молодым. Вторая часть описывает историю первого сильного чувства Орландо — любви к дочери русского посла, с которой он познакомился, катаясь на коньках по скованной льдом Темзе во время Великих морозов 1607 года. Следующая часть рассказывает о новом увлечении Орландо— поэзии — он приглашает из Лондона известного поэта, чтобы побеседовать с ним об искусстве, но встреча приносит лишь разочарование.
Расставшись с очередными иллюзиями, Орландо отправляется с посольством в Константинополь — так начинается четвёртая часть фильма. Он делает политическую карьеру, но, однажды заснув, просыпается человеком иного пола.
Теперь женщина, Орландо возвращается в Англию, где за время её отсутствия наступила эпоха Просвещения. Покончив с обществом, Орландо знакомится с Мармадьюком Шелмердином (Билли Зейн) и увлекается им. Уже в начале XX века Орландо становится матерью — и это становится финалом картины.
В реализациии проекта участвовали: Великобритания, Италия, Нидерланды, Россия, Франция.
Исполнительница главной роли Орландо - Тильда Суинтон - участница самых авангардных и рискованных художественных проектов в театре и кино, происходит из древнего шотландского рода. История её семьи насчитывает более тысячи лет. По словам Тильды Суинтон, этот роман Вирджинии Вульф сильно повлиял на ее становление и как личности и как актрисы, а мечта сыграть эту роль, жила с ней с того самого времени, как Тильда впервые открыла роман.
Суинтон причисляет себя к коммунистам, хотя Коммунистической партии Великобритании давно не существует. Но для неё это виртуальное членство, является по её словам: актом веры в идеалы справедливости. Что, по моему, говорит вовсе не о наивности, а о внутренней чистоте и честности.
Роль престарелой «королевы-девственницы» Елизаветы исполнил не менее престарелый, а также скандально известный британский актер и писатель, прославленный своими афоризмами, одна из икон британского гей-движения, Квентин Крисп. (Крисп умер в 1999 году в возрасте 90 лет).
Оператор "Орландо" - заслуженный деятель искусств России Алексей Родионов. Он работал совместно с такими отечественными режиссерами, как Элем Климов, Кира Муратова, Александр Кайдановский, Владимир Хотиненко, Александр Сокуров.
Салли Поттер настолько вдохновила работа с Родионовым над «Орландо», что она пригласила его на свой новый фильм «Да».
Знаменитые голландские художники Бен ван Ос и Ян Рольфс создавали визуальную эстетику фильма, а англичанка Сэнди Пауэлл работала художником по костюмам. И именно благодаря им фильм был номинирован на «Оскар»: за лучшую работу художника-постановищика и художника по костюмам в 1994 году.
Призы и награды фильма:
Приз католического жюри Венецианского кинофестиваля, Италия, 1992.
Приз Европейской киноакадемии самому перспективному молодому режиссеру (Салли Поттер) и номинация «Лучшая актриса» (Тильда Суинтон), Берлин, Германия, 1992.
Гран При «Золотой Александр» и приз ФИПРЕССИ Международного кинофестиваля в Салониках, Греция, 1992.
Главный приз Международного каталонского кинофестиваля в Ситжесе, Испания, 1993.
Приз «Золотая космическая игла» за лучшую женскую роль (Тильда Суинтон) Международного кинофестиваля в Сиэтле, США, 1993.
Награда британской киноакадемии за лучший грим и номинация на лучшую работу художника по костюмам, Лондон, Великобритания, 1994.
Фильм Салли Поттер по одноименному роману Вирджинии Вулф. Изысканно красивый фильм, обласканный на многих фестивалях.
Чисто английское кино, об общечеловеческих проблемах и ценностях и доже не на глобальном уровне, а на уровне души человеческой.
Герой фильма молодой английский аристократ Орландо. Мы знакомимся с ним в семнадцатом веке, чтоб за ним наблюдать в течении более трёх веков.
Фильм, как бы делится на семь отдельных новелл, /прям, как семь смертных грехов!/.
Смерть.
Орландо при королевском дворе, где и приглянулся стареющей английской королеве, которая божьей милостью повелела ему оставаться всё время молодым. Желание королевы, закон, тем не менее, смерть королевы будет для Орландо первым серьёзным жизненным испытанием.
Любовь.
В Лондон приезжают послы, с далёкой Московии и Орландо без ума влюбляется в русскую княжну. Предательство любимого человека станет ещё одним не менее серьёзным испытанием для Орландо.
Поэзия.
Несчастная любовь открывает в Орландо талант поэта. Однако и здесь он терпит фиаско.
Политика.
Разочаровавшись почти во всём, Орландо едет послом на Восток. Там понемногу он начинает приводить в порядок свои мысли. Размышления о смысле жизни, о своём месте и о своём предназначении начинают складываться в какое-то подобие системы. И,…
В один прекрасный момент просыпается женщиной.
Тот же человек. Никакой разницы. Только пол поменялся!
Общество.
И снова Орландо возвращается в Англию. И снова окунается в светскую жизнь. Джонатан Свифт и Александр Поуп не худшие собеседники, но и не более. Женщина в обществе не может быть равной мужчине, и без мужчины она никто.
Секс.
И в отчаяньи отдаляясь, /убегая/ от общества, Орландо встречает мужчину. Мужчину мечты. Но мужчина, спустя некоторое время уходит, уже за своей мечтой.
Рождение.
Автор приносит на редакторский суд свой рождённый в муках роман.
Как-то давно, я прочитал интервью В. Пикуля, где он говорит о синтезе психологии автора, в попытке проникновения в психологию героя произведения. Констатируя, что не возможно, проникнуться психологией человека живущего более триста лет назад. При всём уважении к Валентину Саввовичу позволю себе не согласиться.
Психология человека неизменна, есть только состояния поведения, обусловленные обстоятельствами места и времени. А так же внутренним состоянием конкретного человека. Авторы фильма же идут ещё дальше, утверждая, что и пол не имеет решающего значения. Важна душа человеческая. Жизнь это развитие души и направление движения её развития каждый из нас выбирает самостоятельно. Где-то мы ведём себя неправильно, где-то ошибаемся, где-то нас предают, где-то обманывают. Всё это после осмысления способствует кристаллизации души, иными словами просветлению, или правильному миропониманию.
Вот только люди вокруг нас, они разные. Кто-то вписывается в жизнь, кому-то это ещё предстоит, кому-то уже поздно, для кого-то же не имеет никакого значения. Так было и будет. Такова жизнь.
Ох уж эта инопланетная Суинтон - глаза как две бездны, кожа цвета молока и рыжие волосы....Попадаешь в ее магию моментально.
Для меня этот фильм о том, как женщина завоевывает свое право на существование в мире мужчин. Много веков назад, женщина была лишь биологическим видом и чтобы тебя уважали как человека, нужно было быть мужчиной. Чуть позже, женщина имела право голоса, но не более, быть женщиной - значит лишиться всего. И лишь спустя много веков женщина смогла отстоять себя и стать полноценным жителем планеты.
Очень интересная метафора, безукоризненно выполненная как в визуальном, так и в смысловом плане.
Для тех, кто умеет думать, размышлять.
Картинка красивая, но сам фильм бессмысленный. Сюжет романа Вулф, взятого за основу, сильно изменен, и не сказать, чтобы это пошло на пользу экранизации. Герои будто парят в пустоте; та или иная линия, едва наметившись, обрывается. За мельканием эпох и стран не стоит сколь-нибудь глубокой мысли, а сами эти страны преподносятся в поверхностном и подчас абсурдном виде (что русские, что арабы карикатурны, причем в случае с последними, которых, кажется, не было в книге, мы даже не уверены, о какой именно стране идет речь. Да-да, для европейцев все выходцы из стран третьего мира на одно лицо).
Что имеем в сухом остатке? Беспорядочно намешанные идеи о прекрасной бисексуальности, которая преодолевает время и становится коллективным портретом человечества, слитом в одном персонаже. Стоило ли огород городить ради пары банальных мыслей о бисексуальности человека и равноценности полов? Бессмертие героя/героини здесь никак не объясняется и разгадки этому феномену в фильме нет. А какая, казалось бы, благодатная почва для сценариста. Но, увы, все подмяла под себя визуальная сторона вопроса, которая, будучи важной, не способна подменить собой смысл. Точнее, его отсутствие.
95 минут тянущиеся как 400 лет
милорд превращающийся в миледи
сюрреалистический смех
и все побеждающая красота кадров
каждый из которых - полотно из лучших коллекций
Тильда Суинтон - не знаю, работала ли она на замысел, но совершенно не получается у нее образ юноши - так ее переполняет женственность.
зато даже в смешнюче-безумно-огромных кринолинах она - королева