Москва

Фильм
Великий диктатор

The Great Dictator, США, 1940Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Антифашистская комедия Чарли Чаплина

Великий комик играет две роли: еврея-парикмахера и диктатора Томении Аденоида Хинкеля. Лучшая и самая издевательская пародия на Третий Рейх, которая и спустя 80 лет не растеряла своей актуальности.

  • Великий диктатор – афиша
  • Великий диктатор – афиша
  • Великий диктатор – афиша
  • Великий диктатор – афиша
  • Великий диктатор – афиша
Трагикомедия, Военный
0+
Чарли Чаплин
15 октября 1940
2 часа 5 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Чарли Чаплина

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Konstantin Bashenko
9 отзывов, 10 оценок, рейтинг 24
22 июня 2009

Надо понимать, что съемки начались в конце тридцатых, когда Гитлер и Муссолини только начинали свое кровавое шествие. Германия еще не напала на СССР. А США, хоть и понимали всю опасность фашистского движения в Европе, не вступали с ним в расприи. Так, Чаплин показал американского переводчика речи Хинкеля, который достаточно не точно, по заготовленной ранее бумажке, переводит речь диктатора. Зрителю это несоответствие ясно сразу.
Исходя из этого, можно понять гениальность картины. Фильм-предсказание, со множеством истин, принятых миром только через несколько десятилетий.
Конечно, Чарльз Чаплин был одним из пионеров комедии. Гением монтажа. Но для меня эта его работа — самая главная. Она была смелой, опасной и очень нужной.
Увы, ни Гитлер, ни Муссолини, не слышали заключительной речи Чаплина в этом фильме. А она могла бы спасти миллионы жизней.
Так-же очень рекомендую сравнить игру актера, исполняющего Муссолини и документальные записи с этим диктатором. Поразительное сходство.

4
0
9
Евгений Шмуклер
105 отзывов, 298 оценок, рейтинг 216
4 августа 2015
Milestone

Несколько слов об авторе
Обсуждение фильма «Великий диктатор» невозможно без разговора о его авторе - Чарльзе Спенсере Чаплине, более известном как Чарли. Уместно напомнить, что фигура Чарли Чаплина в истории кино исключительна. Чарли Чаплин, это своего рода "неуместный артефакт", — высшая ценность в археологии, когда свойства находки немыслимы для времени, с которым её соотносят. Чарли Чаплин, это один из немногих людей эпохи Возрождения, которые родились на три века позже своего времени. Сценарист, режиссёр, продюсер, неизменный исполнитель главных ролей в своих фильмах, публике наиболее известный именно в этом качестве. И кроме этого, что несколько менее известно — композитор и исполнитель музыки для своих фильмов. На ум невольно приходит Леонардо да Винчи, который тоже "везде поспел".

Ближе к делу

Чаплин узнал от знакомых о том, что в Третьем Рейхе евреям приходится плохо. Вторая Мировая едва успела начаться, как он сел писать сценарий будущего фильма, который и создал в 1938-1939 годах. «Великий диктатор» — первый фильм Чаплина с полноценным звуком. Здесь заметим, что до этого Чаплин принадлежал к числу общепризнанных корифеев киноискусства, которые отказывались признать место звука в кино. Именно на этом фильме автор, видимо понял, что хочет обратиться к зрителю напрямую, как никогда до этого. Не намекать, а произнести нечто важное, прямо и недвусмысленно.

Синопсис

Действие начинается во время Первой Мировой войны в войсках некой державы Томания. Солдат, похожий на еврейскую версию Швейка, в результате стечения обстоятельств оказывается в самолёте, пилот которого ранен, и спасает себя и пилота. Сам при жёсткой посадке получает травму, в результате которой теряет память и следующие 20 лет находится в больнице, не имея представления о том, что происходит во внешнем мире.

Пока он заключён в больницу и вообще не в себе, в Томании к власти приходит Аденоид Хинкель, который любит громить евреев и хочет захватить весь мир. Не имеющий имени солдат, в мирной жизни - цирюльник, выходит наконец из больницы, возвращается в свою парикмахерскую и пытается заново построить свою жизнь. Он вскоре сталкивается с тем, что за время его отсутствия жизнь успела измениться до неузнаваемости. Однажды он встречается с когда-то спасённым им пилотом, затевающим заговор против Хинкеля. При всём этом, оказывается, что мирный и не очень умный цирюльник поход на верховного повелителя страны как брат-близнец. В результате разнообразных перипетий когда-то солдат, а теперь цирюдьник оказывается на высокой трибуне, принимаемый всем народом за диктатора. И на этой трибуне он произносит речь, в последствии признанную одним из величайших монологов в истории.

Что к чему

Чаплин, как уже сказано выше, узнал о преследованиях евреев в Германии от коллег. Тут уместно напомнить, что вопреки распространённому заблуждению, Чаплин сам никаким евреем не был. Время, когда создавался сценарий, известно как «Странная война». Немецкая операция «Морской лев» и битва за Британию с массовыми бомбардировками английских городов были впереди, так что во время написания сценария «Великого диктатора» Вторая Мировая ещё не успела стать для англичан по-настоящему личной проблемой. Однако, можно предположить, что почему-то она успела стать личной для самого Чаплина. Не только зрители, но и многие критики считают, что финальный монолог — прямое обращение автора к зрителю, и Чаплин здесь говорит от себя. Между прочим, можно предположить, что Чаплин вдруг понял лучше своих современников и сограждан, на пороге чего стоит человечество и Европа.

Здесь нельзя не вспомнить, что в США 1940 года, когда они не находились в состоянии войны с Рейхом, фильм был воспринят как минимум неоднозначно, хотя имел большой коммерческий успех. Власти США в это время ещё не собирались ссориться с Третьим Рейхом и Гитлером. Высказываются предположения, что именно финальный монолог Чаплина послужил причиной для сенатора Маккарти ненавидеть Чаплина и впоследствии добиться его высылки из США.

Заключение

Фильм «Великий диктатор» мог быть создан только до Холокоста. Он наглядно показывает, что англичанин 1940 года не может себе представить тех ужасов, которые уже начинают происходить, они оказались беспрецедентны. Жители Томании показаны несчастными, запутавшимися, порой бессильными что-либо изменить, но вполне человекообразными. В конце концов, автор заговора, приводящего в результате цирюльника на высшую трибуну - спасённый когда-то пилот Шульц, тоже житель Томании.

Парадокс «Великого диктатора» в том, что фильм, по замыслу — один из самых серьёзных, а может быть единственный настолько серьёзный фильм Чаплина, одновременно известен самыми потрясающе смешными сценами. Практически все сцены, в которых присутствуют Аденоид Хинкель и его собрат - «дигаттиче Бактерии — Бензино Наполони» (дуче Италии - Бенито Муссолини) — потрясающе смешны. Встреча на вокзале, сцена на подъёмных креслах чего стоят. Танец Хинкеля с земным шаром - незабываемая, классическая сцена.

Финальный монолог цирюльника, оказавшегося на месте диктатора — воспринимается как уникальный момент, когда Чаплин-бродяга снимает свою обычную комическую маску и смотрит зрителю в глаза сам по себе. И, один раз увидев, это забыть невозможно.

2
0
9
Владимир Горский
14 отзывов, 38 оценок, рейтинг 14
17 августа 2013

Выискивая на пыльных полках киноархива что-нибудь великое, вневременное, эффектное, пройти мимо «Великого диктатора» было бы досадной оплошностью. Упорствуя, более 10-ти лет отказываясь переходить к полноценному звуковому кино, в 1940-ом году Чаплин все же заговорил с экрана. Заговорил так, что спустя более 70-ти лет его слова остаются актуальными, а сам фильм, по мнению многих экспертов и зрителей, стал лучшим в фильмографии маэстро. Это больше, чем просто кино — это искусство.

Изучая поверхностно творчество знаменитого создателя «Бродяжки», невозможно в полной мере проникнуться всей уникальностью этого выдающегося, феноменального человека. Чарльз Чаплин сам писал сценарии к своим фильмам, сам снимал, сам же снимался, монтировал, писал музыку и продюсировал. Разумеется, не всегда весь этот колоссальный объем работы он выполнял в том или ином фильме, но бывало. Фильмы Чаплина целиком и полностью его, и «Великого диктатора» уже с самого начала следует воспринимать как личную реакцию автора на события тех лет в Европе.

Нельзя не сказать о том, что создание картины было делом весьма рискованным и смелым. Позже автор признался, что если бы имел представление о настоящих ужасах, творившихся в немецких концлагерях, то отказался бы от затеи снимать фильм.

Пожалуй, Чаплин был одним из первых, кто разглядел жуткий потенциал фашизма, его всеохватывающую, остервенелую страсть к экспансии наравне с агрессивностью. И если сейчас создание комедии на тему холокоста будет причислено к моральному вандализму и кощунству, то в 1940-ом эта сатирическая зарисовка была воспринята как вызов общественности. Все возмущение и напряжение, накалявшее атмосферу мировой политики, нашло отражение в бессмертном полотне мастера.

Овеянный духом сатиры и иронии фильм, за комедийной маской которого скрывается тяжелая и гнетущая реальность происходящего. За образом эксцентричного и взбалмошного Аденойда Хинкеля очевиден зловещий призрак Гитлера. Совершенно понятно, что Бензино Напалони — лидер фашизма с Аппенинского полуострова, а за холодными лицами Херринга и Гарбича скрыты прообразы Геринга и Геббельса. Главного же героя еврея-цирюльника стоит воспринимать не как конкретно выдуманного персонажа. Скорее это собирательный образ людей, пострадавших от гонений и травли фашизма. К тому времени люди были запуганы, они устали бояться, и хотели лишь мира и спокойствия, кто бы мог подумать, что война затянется еще на несколько лет и примет мировые масштабы.

Безусловные художественные достоинства фильма были отмечены неоднократно. Сюжетная канва проста ровно настолько, насколько того требовал авторский замысел. Но что стоит отметить особенным образом — тонкие сатирические находки, которыми режиссер знатно обогатил картину. Будь то небольшое противостояние между Гитлером и Муссолини «кто выше сидит» или баловство Адольфа с глобусом — земным шаром, эдакая игра повелителя с целыми миром, где мир — лишь игрушка, средство воплощения фантазии. Неизменен и искрометный чаплиновский юмор — сцена с монеткой в пудинге обыграна блистательно и неповторимо.

И после всех перипетий, после смеха, разочарования, гнева, автор подводит зрителя к главному — финальной сцене, в которой устами парикмахера говорит сам Чаплин. Столь неожиданный, впечатляющий аккорд подытоживает двухчасовое действие картины особенно эффектным образом. Показательно, что про само явление фашизма там сказано критически мало, это и делает пятиминутную речь не временным откликом на конкретное явление, а бессмертным завещанием выдающегося мастера. Особенно интересно то обстоятельство, что подобный способ обращения к миру через своих героев Чаплин применит также в своем следующем фильме «Мсье Верду».

Документально подтверждено, что Адольф Гитлер был ознакомлен с фильмом «Великий диктатор». По утверждению очевидцев, он посмотрел его полностью. Чаплин говорил, что отдал бы все, чтобы узнать его реакцию. И не только он один. К несчастью, для всех это навсегда останется загадкой.

2
0
9
Orange_Life
10 отзывов, 75 оценок, рейтинг 8
14 июля 2009

Чарлз Чаплин - восхищаюсь его игрой, особенно в этом фильме, не побоявшись негативной реакции, высмеял всю нелепость происходящего....
комик, который в конце поражает своей речью, затрагивающей душу каждого, кто смотрел этот фильм

2
0
9
Bondurant
199 отзывов, 702 оценки, рейтинг 96
21 февраля 2011

Величайшее кинопроизведение середины ХХ века. Комик Чарли Чаплин, сыгравший 2-х знаковых героев того времени - и диктатора,и еврея. И драма, и комедия. И жизнь, и смерть. Кино - предзнаменование.

1
0

Подборки Афиши
Все