Москва

Фильм
Они никогда не станут старше

They Shall Not Grow Old, Великобритания, Новая Зеландия, 2018
Раскрашенная хроника Первой мировой войны — от режиссера «Властелина колец»

После завершения фэнтези-трилогии «Хоббит» Питер Джексон был занят тем, что раскрашивал военную хронику Первой мировой. Интерес у него был, что называется, личный: картина посвящена памяти его прадеда, который принимал непосредственное участие в том театре военных действий. Впрочем, «театром» эту мясорубку никак не назовешь. Это была настоящая бойня — и первая война, в которой против машин воевали машины (танкам в фильме посвящена отдельная глава). Разумеется, Джексон делает на это упор: он дегероизирует и деромантизирует войну, на которую сотни, если не тысячи добровольцев отправились с огромным энтузиазмом, — а в итоге получили такие физические и душевные раны, которые не залечить никогда. «Они никогда не станут старше» очень гуманистическое, правильное и захватывающее кино, важный музейный экспонат, но у него есть и свои недостатки. В какой-то момент монтажная картина, собранная из миллионов кусочков разных кадров (и невероятной сцены боя, показанной только с помощью картинок), начинает проседать под весом собственной информации. Джексон не позволяет изображению дышать — и оно просто тонет в словесном потоке, какофонии из исповедей и душераздирающих признаний. Все это рождает хаос, но, если учесть, что война и есть хаос, тогда можно сказать, что Джексон свою задачу выполнил больше, чем на все сто.

  • Они никогда не станут старше – афиша
  • Они никогда не станут старше – афиша
  • Они никогда не станут старше – афиша
  • Они никогда не станут старше – афиша
Документальный, Исторический, Военный
18+
Питер Джексон
16 октября 2018
1 час 39 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Питера Джексона

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Михаил Гулейков
14 отзывов, 23 оценки, рейтинг 85
14 декабря 2018
Питер Джексон сделал шедевр про Великую Войну — про главное событие в России и мире в ХХ веке.

Очень мощное кино — качество HD, говорят сами ветераны, смотрят прямо на нас.... и многие из кадра вскоре остались на полях смерти. Где уже 100 лет никто не живёт, нет природы и человека — на бывших полях сражений Франции и Бельгии.

Итак, за кадром говорят ветераны — записи 1960-х годов Имперского Музея Войны в Лондоне. В кадре черно-белая хроника, потом она наползает на весь экран и становится совершенно цветной. Без всякого дёрганья и со звуком, даже голосами, смехом.

Воевало много подростков — 17-18-19 лет и даже младше. У них кривые зубы и идеализм в голове.
Я воспринимал фильм как рассказ о Войне вообще. Уверен, что все большие войны одинаковы — ты похож на животное и стараешься выжить. Убивать поначалу трудно. Но ты убиваешь. Если повезёт, потом ты живёшь за себя и за того парня. Но «лучшие годы нашей жизни» уже прошли на «фронте без перемен».

Кусачие вши, питьевая вода из луж, сон стоя, крысы, тучи мух, позапрошлогодние галеты с плесенью из чужих брошенных траншей, случайный осколок убивает твоего собеседника на полуслове, куски людей под ногами, ты подтираешься рукой над выгребной ямой, ты беззащитен при многочасовых артобстрелах..... Это всё есть на экране, в цвете. И вскоре наступает полное непонимание и отсутствие интереса к войне. Но люди продолжают жить и даже смеяться.

Кто сказал патриотизм? У бойцов нет экономического интереса к победе и даже ненависти к противнику. Им всё равно, они устали как трудовые животные.

Хлопок...5-6 секунд... свист...взрыв. За эти мгновения происходит много психологических изменений... жив... и так сотни раз за сутки.

Облако газа.... и некоторые слепнут на всю жизнь. В 19 лет.

Работа сменами на передовой по 4 дня. Два часа на посту, четыре «свободен». Или так — треть времени на посту, треть работаешь, треть спишь. Иногда в холодной воде, иногда рядом с трупами бывших уставших твоих сослуживцев.

Идти в тыл тоже непросто — залетает шрапнель, в сезон дождей можно реально утонуть в грязи. Быстрая эйфория, короткий сон, но отдыха нет. Второй смены одежды тоже нет. Есть постоянная работа — например, складирование припасов, доставка снарядов и мотков колючей проволоки по бензиновой узкоколейке, а потом — на себе.

Наконец, наступление на Сомме. Бойцам дают ром. 320 новых зелёных танков впервые идут в бой. Смотрятся круто.

Командир разрешил пинать футбольный мяч перед наступающей шеренгой новобранцев. Так менее страшно. Пулемёты выкашивают рядами. У винтовок Энфилда нагреваются казённые части, стволы вытягиваются от перегрева.... Много пленных немцев. Таких же худых и измученных бедолаг.

Когда то — ровно 100 лет назад — приходит победа. Но ты отупел и воспринимаешь победу как сокращение на работе. Ведь всё самое яркое, что ты видел в жизни, закончилось. Люди дома вообще говорят на другом языке. У них нет шансов тебя понять. И ты им не интересен. Что дальше? Ты выходишь на свою прежнюю работу в унылый магазин, а знакомый паренёк восклицает — «чего то давно тебя не видел, в ночную что-ли работал?...»

Очень правдивое эмоциональное кино. Поневоле задумываешься — что привело таких же ветеранов к революциям в России и Германии, а через 20 лет — к новой войне...? Часть ответов - в фильме.

Одна британская дама узнала в хронике своего молодого деда. Премьеру посетил принц Уильям. Копии фильма разошлют в каждую британскую школу.

Впечатление от просмотра на годы....

1
0
10
Хаим Фрумсон
5 отзывов, 6 оценок, рейтинг 15
31 января 2019
Я могу пойти в кинотеатр только ради такого фильма.

Об этом фильме я узнал в Facebook в ноябре 2018 года. 2-х минутный трейлер буквально потряс живой картинкой ожившей кинохроники 100-летней давности, и я решил для себя, что должен увидеть этот фильм во чтобы то ни стало! Почему? Потому что занимаюсь военной генеалогией, в частности, восстановлением биографии участников Первой и Второй мировой войны. Фильм как раз о них, неизвестных и забытых тружениках войны. На экране постоянно возникают лица молодых новобранцев, хмурых сержантов, зрелых запасников. Кто они? Голоса за кадром отвечают нам на этот вопрос. Ветераны Первой Мировой делятся воспоминаниями о жизни и смерти на фронте. Они говорят голосами в том числе и тех, кто уже никогда не станет старше. Мелькающие лица солдат на экране отождествляют простые и понятные образы человека, оказавшегося в эпицентре мирового преступления. Я постоянно смотрел им в глаза и искал там своего прадеда, такого же молодого 20-летнего, но русского солдата, попавшего в мясорубку Первой Мировой войны. Безусловно, он также смотрел бы на меня и улыбался, как смотрели на протяжении всего фильма солдаты Британской империи. Фильм Питера Джексона о невинных жертвах войны, простых солдатах без привязки к стране и месту.

0
0
9
Типичный критик
456 отзывов, 457 оценок, рейтинг 624
23 января 2019

Фронт, молодость и плоть

Они были солдатами. И молодыми. Им не повезло: их лучшие годы сожрала Первая мировая — первая глобальная катастрофа ХХ века, у западных историков получившая название "Великая война". Но их лица и улыбки остались в кадрах хроники.
Монтаж многочисленных голосов участников той войны, военной хроники которая обрела цвет, военных карикатур и плакатов - создают пёструю, честную и подробную "хронику" событий - которые случились всего лишь 100 лет назад, а память о них всё ещё "тепла" во многих сердцах современников. Вряд-ли он чем-то отличается от многих других документальных фильмов, но то что этот - поставил один из главных режиссёров современности - Питер Джексон - это совсем меняет "тон" самого повествования.
Имперский военный музей попросил Питера Джексона сделать фильм о Первой мировой, точнее, составить из кинохроники тех лет: "То есть это сотни часов материала. Им хотелось, чтобы я собрал из этого что-то принципиально новое. Я подумал: а что если мы попытаемся восстановить все эти записи с помощью современных технологий, чтобы они смотрелись так, будто сделаны в наше время? По сути, это мой первый фильм, который был снят не мной. Война глазами обычных людей. Там же еще было 600 часов аудио — участники войны рассказывают свои истории".
Эти вчерашние школьники, которые на призывных сборах прибавляли себе несколько лет - чтобы их забрали на фронт - за короткое время превращались в людей, которые "взглянули" в глаза смерти задолго, как она их настигла на поле боя. В конце-концов "фронтовая жизнь" в ожидании контрнаступления - становилась страшнее любого разъярённого пруссака который бежит на вас в штыковую: бесконечные артобстрелы, бесконечная антисанитария и французская грязь, плохие сигареты.
В начале фильма закадровые голоса участников той войны один за другим говорят о том, что то время проведённое на войне и в ужасных окопах - им на самом деле нравилось: и если-бы была возможность - они бы вновь вернулись туда. И все как один в финале - когда возвращались чудом выжившие с фронта - говорили о том, что плохо "входили" в обычную, мирную жизнь на "гражданке" - где не могли спать на кроватях (их находили спящими на жёстком полу), а при встрече со старым знакомым, кажется, не удивлялись его вопросу: "Где ты был, в ночную смену работал?".

0
0

Подборки Афиши
Все