Москва
6.6

Фильм
Пан Тадеуш

Pan Tadeusz, Польша, Франция, 1999
О фильме
  • Пан Тадеуш – афиша
  • Пан Тадеуш – афиша
  • Пан Тадеуш – афиша
  • Пан Тадеуш – афиша
Драма
18+
Анджей Вайда
18 октября 1999
2 часа 27 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Анджея Вайды

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Андрей Александрович
213 отзыва, 1024 оценки, рейтинг 519
12 октября 2015

«Пан Тадеуш» для польской литературы является вехой не менее важной, чем «Евгений Онегин» для российской. Почти век эта поэма, написанная бежавшим с родины Мицкевичем в далеком Париже, являлась символом надежды на воссоединение своего государства для поляков, рассыпанных в эмиграции или разделенных между тремя империями. Да и сейчас ее значение для становления польского литературного языка сложно переоценить. Немудрено, что на экранизацию национального достояния были брошены немалые творческие силы вкупе с главным польским режиссером Вайдой и одним из ведущих национальных актеров — Ольбрыхским. Блестящий результат зритель может оценить на экране.

Начало девятнадцатого века, литовская глубинка, отошедшая достаточно недавно к Российской империи по итогам очередного раздела польского государства. Формально край принадлежит Петербургу, но до сих пор здесь еще живы воспоминания как о былых вольностях, так и о прежних раздорах. Пузатая шляхта, как и сотню лет назад устраивает охоты, свадьбы, пиры, а так же увлеченно предается распрям и «наездам» на поместья недругов. Недалеко, за Неманом лежит полунезависимое герцогство Варшавское, в воздухе носится ожидание новой войны между Россией и наполеоновской коалицией, которая, возможно, поможет возродится польским державе и величию.

В этот чудный и беспокойный край после учебы и приезжает молодой пан Тадеуш к своему дяде. Что дальше? Балы, интрижки, увеселения, томные девы, прежние родовые склоки — классическая польская замятня которая, правда, закончится всеобщим примирением перед лицом более серьезного противника — российских войск. Сам сюжет сейчас читается достаточно прозаично, но разве не банальна и другая, близкая российскому сердцу история про забавы двух молодых фланеров, на лоне сельской природы соблазняющих соседских барышень, потом разругавшихся вдрызг и вышедших стреляться на пистолетах?

Экранизация получилась отличная практически по всем параметрам — от режиссерской и операторской работы, до отменных декораций и костюмов. Честь, спесь, благородство, раскаяние и, конечно, любовь. Скачет с саблями наголо возбужденная перепитая шляхта, фигурки в расшитых платьях и мундирах причудливо сплетаются в финальном полонезе, Даниэль Ольбрыхский, изборожденный шрамами, с обритой головой радостно размахивает огромным мечом, вернувшись к ролям своей молодости и «Потопа». И над всем действием витает дух бурной весны, надежды. Герои не знают, в отличие от нас, что уже через несколько месяцев большинство действующих лиц сгинет, кто на поле боя, кто в российских снегах, а немногие выжившие разбредутся, бежав с родины, по дальним уголкам Европы и Америки.

Резюмируя — у Анджея Вайды получилась отличная историческая постановка, яркая, в меру ироничная и печальная. Здесь нет меланхолии и плача о прошедших временах, как в «Березняке» или «Барышнях». Только ясная картинка, передающая дух великой поэмы. Единственное замечание — для российского зрителя просмотр может быть связан с определенным диссонансом — ведь отрицательная сторона здесь, которая и объединяет рассорившихся героев — это русские войска. Но лучше не обращать на это внимание, философски отнесясь к истории и предаться просмотру.

0
0

Подборки Афиши
Все