Не столь отдаленное будущее. Киллерша (Андреа Райсборо), работающая на неназванную корпорацию, выполняет задания, подключаясь к сознанию других людей с помощью мозговых имплантов. Но когда она поселяется в мозгу Колина (Кристофер Эбботт), что-то начинает идти не так. Второй фильм Кроненберга-младшего, который сделал качественный скачок вперед. Как и в «Антивирусе», здесь есть сатира на корпорации, а еще размышления о кризисе личностной самоидентификации, модной нынче гендерной флюидности и несколько запоминающихся своей жестокостью сцен. Как и его отец, когда-то сделавший карьеру на боди-хоррорах, Брэндон тоже уделяет львиную долю внимания телесности, но, в отличие от Кроненберга-старшего, рассказывает свою историю в очень неспешном ритме, что позволяет записать «В чужой шкуре» в слоубернеры. Однако, несмотря на медленный, убаюкивающий темп, это крайне захватывающее кино, в котором есть чему удивиться и даже поразиться.
Триллер, Фантастика, Ужасы |
18+ |
Брэндон Кроненберг |
25 января 2020 |
4 ноября 2020 |
1 час 43 минуты |
Искусный сайфай-триллер Кроненберга-младшего
Женщина с волшебным именем Тася Вос (Андреа Райзборо) работает в агентстве, которое занимается заказными убийствами по высокотехнологичному и (пока) беспроигрышному ноухау: ничего не подозревающему человеку, имеющему доступ к будущей жертве и какой-никакой мотив, вживляется имплант, после чего сотрудник агентства временно как бы завладевает его сознанием. Человек совершает убийство и прилюдно кончает с собой; агент, все это время лежащий с датчиками в офисе, отключается, и концы в воду.
Тася — опытный киллер, любимица босса (Дженнифер Джейсон Ли); правда, личная жизнь на фоне стрессовой работы, которую приходится скрывать, расстроилась, и она живет отдельно от мужа (Россиф Сазерленд) и сына. Новая крупная мишень — глава IT-корпорации, явный мерзавец (Шон Бин). Убить его должен молодой мужчина по имени Колин (Кристофер Эбботт), угрюмый бойфренд его дочери (Таппенс Миддлтон), раньше толкавший кокаин, а теперь без удовольствия пашущий на будущего тестя.
С первых же кадров «В чужой шкуре» устанавливает планку для нервного зрителя: девушка (как мы вскоре поймем, исполнитель, которым уже «овладела» Тася) на сверхкрупном плане втыкает себе в голову большую иглу, чтобы с помощью специального реле откалибровать разные выражения лица. Удивляться не приходится: отец канадца Брэндона Кроненберга, написавшего и поставившего этот фильм, Дэвид — заодно отец так называемого боди-хоррора. Но интересно, конечно, наблюдать, как яблоко не то что упало недалеко, а прямо-таки спикировало вниз: Брэндон (ему 40, это лишь второй его полный метр) исследует ровно те же темы, которыми полвека занимается его гениальный отец.
В первую очередь, это вопрос соотнесения личности и, собственно, телесной оболочки — один из самых волнующих для человеческого вида. Что если сознание и тело удастся разделить, перенеся первое, например, в машину? Что если телом получится управлять дистанционно? Где может пролегать граница при виртуальном симбиозе двух людей, или человека и компьютера, как это может выглядеть, какими мутациями это может быть чревато? Что произойдет с нейронами, отвечающими за боль или за удовольствие, заразны ли желание или, скажем, жестокость? В семье Кроненбергов для философских разговоров обыкновенно берется формат фантастического триллера. Из папиных фильмов первым делом вспоминаются «Видеодром» и «Экзистенция» (приветом последней — небольшая, но важная роль Ли).
А вообще, если брать шире, «В чужой шкуре» — малобюджетный вариант «Тихоокеанского рубежа» или нолановского «Начала». Не самое простое для восприятия, но умное, броское, соблазнительное, застревающее в голове кино в очень современном жанре минималистичного сайфая. Кроненберг экспериментирует с беспокойным саунд-дизайном, элегантно исследует анонимные интерьеры, целые сцены окунает в один цвет: синий, красный, желтый. Кровь появляется в кадре не так часто, но уж если она течет, понадобится не одна тряпка. По-настоящему жуткая сцена, в общем, одна (с маской), но этого вполне достаточно.
Райзборо, у которой почти нет поводов пользоваться языком тела, превосходна в роли женщины, в погоне за чужими идентичностями, возможно, теряющей собственную. И не менее хорош Эбботт, играющий в некотором смысле ее же — но как раз с полной телесной отдачей.
Главное, может быть, что «Шкура» не превращается в упражнение в форме, в претенциозный клип, к чему вроде бы есть предпосылки. Даже ближе к концу, когда там все немного идет в разнос, автор не теряет контроль и в итоге закругляется почти образцово. Наверное, этот фильм мог бы быть смешнее, резче, еще богаче идеями, еще рискованнее. Но тогда было бы непонятно, зачем нам еще один Кроненберг.
Умный хоррор для тех, кто устал от скримеров в дешевых страшилках. Режиссер, ни много ни мало талантливый сын Дэвида Кронеберга, умело доносит глубокий подтекст в обертке стильного хоррора. Побольше бы таких фильмов, и поменьше треша от Blumhouse.
Нереально жестокий и натуралистичный.
Музыка, неспешность, визуализация. Намеки, полутона. Оскар оператору.
Знаем ли мы себя? Тех, кто рядом?
Я бы возрастной ценз 21+ поставил.
Только людям с устойчивой психикой.
Больше рецензий, и не только, в тг канале Рыба в робе.
Фильм не фантастика. Технология телевоплощения существует уже сейчас и может применяться для коррекции работы специалистов высокого риска: космонавтов, водолазов, монтажников высотников. Сущность метода телевоплощения состоит в том, что оператор - наставник, погружаясь в виртуальную реальность, контролирует подшефного, и если он делает ошибки, вовремя корректирует их. В России такие технологии есть у ПАО РЖД, ПАО Мегафон, они применяются в ГУП Московский метрополитен, в Главному управлении специальных программ (ГУСП Президента, обслуживание подземных защитных сооружений гражданской обороны). Фильм заставляет ещё раз подумать о защите людей от незаконного использования нейротехнологий. Эта проблема актуальна.