Москва
7.2

Фильм
Цезарь должен умереть

Cesare deve morire, Италия, 2012
Описание Афиши
Описание прокатчика
Получивший Гран-при в Берлине фильм братьев Тавиани про то, как в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира

Получивший Гран-при в Берлине фильм братьев Тавиани про то, как в итальянской тюрьме ставят трагедию Шекспира.

  • Цезарь должен умереть – афиша
  • Цезарь должен умереть – афиша
  • Цезарь должен умереть – афиша
  • Цезарь должен умереть – афиша
  • Цезарь должен умереть – афиша
Драма
14+
11 февраля 2012
23 августа 2012
1 час 16 минут
cesare-film.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

7
Наиля Гольман
48 отзывов, 63 оценки, рейтинг 521
20 августа 2012
Тюремная постановка Шекспира, главный приз Берлинского кинофестиваля

Полудокументальная постановка Паоло и Витторио Тавиани открывается последним актом трагедии — актеры в красных тогах и с бутафорскими мечами увлеченно доигрывают на сцене шекспировского «Юлия Цезаря». Дальше они переодеваются в спортивные штаны и расходятся по своим камерам, каждого провожают охранники и запирают на засов двойную дверь. Между этим цветным эпизодом и его повторением в конце — черно-белая документация шести месяцев подготовки спектакля в итальянской тюрьме строгого режима.

Репетировать и снимать начали одновременно — в центре фильма, разумеется, не сюжет «Юлия Цезаря» (хотя текст трагедии звучит в кадре почти постоянно), а сами заключенные и самоотверженная затея сделать полноценный спектакль с их участием. Этого достаточно, чтобы провести полтора часа, не отводя глаз от экрана: когда реальные убийца, наркоторговец и член мафии взахлеб обсуждают мотивы выдуманных писателем заговорщиков, ничего не нужно особенно приукрашивать — и так интересно.

К изображению экзотической тюремной фактуры Тавиани подходят аккуратно, с основательным восторгом: любуются своими актерами, каждый из которых говорит на родном диалекте, позволяют им рассказать в кадре свои истории — и все же держат определенную условную дистанцию. Практически ничего личного или двусмысленного, несмотря на богатый на возможности материал, в фильме нет. Каждый неоднозначный момент разрешается мажорным аккордом: то разъяренная толпа римлян оборачивается болеющими за сотоварищей заключенными, то охранники заботливо оставляют трех мужиков во дворе доиграть эпизод. Где-то здесь и проходит эта интересная граница туманного определения «полудокументальный»: создается парадоксальное впечатление, что документальная часть фильма — это собственно работа над постановкой Шекспира, а игровая — каждое бережно срежиссированное столкновение с реальностью. И тут можно вспомнить о том, что обоим братьям Тавиани сейчас больше восьмидесяти лет (горячий фестивальный тренд этого года, между прочим): старики мудро минуют лишние поводы для эпатажа — им достаточно задокументировать то, что их по-настоящему тронуло. Если бы этот сюжет взялся ставить кто-то молодой и дерзкий, из всех зазоров и нестыковок, пожалуй, лилась бы бутафорская кровь или что похуже. И если смотреть «Цезарь должен умереть» с этой точки зрения, то из того, что случается со стареющими режиссерами, в нем представлено, пожалуй, лучшее.

19
0

Отзывы

9
кино умерло
40 отзывов, 62 оценки, рейтинг 112
24 августа 2012
Украл, выпил - …в театр!



Ни камни башен, ни литые стены,
Ни подземелья душные, ни цепи
Не могут силу духа удержать;
Жизнь, если ей тесны затворы мира,
Всегда себя освободить сумеет.
Уильям Шекспир. «Юлий Цезарь»

Кинематографическая карьера итальянцев Паоло и Витторио Тавиани длится уже без малого шестьдесят лет. Всё это время братья стабильно снимают хорошие картины, быть может, без революционных прорывов в форме, или исключительных откровений в содержании, но зато и без кризисов и провалов. «Уже не молодые ребята», как сами режиссёры себя называют, являются любимцами различных киносмотров и заслуженно обладают некоторым количеством наград. Последняя их лента, «Цезарь должен умереть» получила в этом году «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. Надо полагать, жюри было подкуплено мастерским переплетением вечных вопросов и современных социальных проблем, сочетанием высокой поэзии Шекспира и сцены тюремного театра.

Восторженный зал рукоплещет завершившим своё выступление артистам. Потихоньку зрители расходятся по домам, а выступавшие… по камерам. В полудокументальной манере братья Тавиани расскажут нам о том, как заключённые итальянской тюрьмы строгого режима готовились к постановке политической трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». Как они проходили кастинг, учили роли, репетировали, наконец, вдохновенно играли на сцене. И всё это в обрамлении камерных стен, решёток на окнах и лояльной, но оттого не менее суровой охраны.

В образе легендарных исторических фигур, Цезаря, Брута, Кассия, Антония и других выступают наркоторговцы, мафиози и убийцы. Некоторым из них не суждено когда-либо вдохнуть воздух свободы. Но это вовсе не означает, что они не люди. Все они персонажи колоритные, каждый обладает уникальным характером, а некоторым и вправду место не за решёткой, а, как минимум, на сцене Бродвея. Они, как могут, привносят в непростые роли собственный опыт, талант и мировоззрение, и параллельно переосмысливают свои судьбы через трагедии героев великого поэта. Оказывается, что и Шекспир, и Цезарь не многим отличались от итальянских уголовников XXI века, поскольку задавались теми же неразрешимыми проблемами совести и морали, и сталкивались с такими же проклятыми вопросами жизни и смерти.

Наблюдая за репетициями заключённых, мы как бы невзначай узнаём о подспудных реальных конфликтах между ними, о вселенской тоске, испытываемой каждым из них по ночам от бесконечного вглядывания в потолок, о том, что у них от тюремной баланды проблемы с желудком, и о том, как тяжко годами напролёт обходиться без женщины. Но Тавиани умышленно предпочитают не копать слишком глубоко. Сопутствующие подготовке спектакля обстоятельства они отмечают лишь лёгкими штрихами. Не давая сюжетного развития повседневным бытовым проблемам, они подчёркивают их эфемерность, возвышая над всем бренным вечные строки Шекспира.

Режиссёры пытаются уловить сложный, длительный, почти незримый процесс перерождения преступников. Конечно, проявляется это лучше всего во время чтения стихов трагедии, когда душегубы и контрабандисты возвышаются до масштабов гигантских исторических персон и наполняются благородными страстями, некогда определившими судьбы мира. Мудрые старцы Тавиани, конечно же, не испытывают никаких иллюзий по поводу чудодейственных сил искусства. На примере заключённых, играющих Шекспира, они показывают, что искусство способно возвысить человека над его бренным существованием, но лишь ненадолго. Искусство не разрушит стены камеры, не снесёт решётки с окон, но оно может поднять человека над этими неудобствами. Искусство не способно осчастливить, скорее даже наоборот, о чём говорит в финале один из заключённых. Но искусство расширяет наш мир, наполняя жизнь, даже если это жизнь за решёткой, значением и смыслом.

Конечно же, тюрьма у Тавиани это не просто заведение, где людей держат под стражей за их прегрешения, это ещё и ёмкая метафора. Метафора ограниченности жизни каждого из нас. Мы все немного заключённые своих пороков, бытовых проблем, и чьей-то внешней воли. Мы не можем вырваться за определённые судьбой рамки, но и в их пределах мы можем очень многое. Даже находясь в тюрьме, герои фильма Тавиани открывают для себя огромный новый мир.

14
0
9
Maria Maria
28 отзывов, 42 оценки, рейтинг 151
20 сентября 2012

Мы устроены таким образом, что делим все и вся на категории, не видим полутонов, а замечаем только основные цвета, не умеем искать компромиссы, а идем по прямой. Часто все это играет с нами злую утку, поскольку со временем мозг заключается в узкие рамки и уже не способен к восприятию нового, необычного, другого.
Фильм «Цезарь должен умереть» не со всем об этом, он является мини-инсталляцией нашей жизни, которая часто сводится к минимальным вещам. О том, что искусство бессмертно нам когда-то в школе говорила учительница зарубежной и русской литературы Марья Ивановна, но в силу молодости и неопытности эти слова быстро выветрились через другое ухо.
В своей работе братья Тавиани попытались немного раскрыть зрителю глаза и показать, что испокон веков люди задавались самыми простыми и обыденными вопросами. Они размышляли о дружбе, морали, преданности, власти, и упомянутые в картине Цезарь и Шекспир не стали исключением. Первый поплатился за несгибаемость, а второй увековечил и обрамил в литературную рамку достаточно банальную историю.
А Паоло и Витторио осовременили старый сказ, взяли в качестве подмостка для своего киноспектакля тюрьму, актерами шекспировского творения выбрали самых отъявленных негодяев, па потом показали зрителю, чему последние научились у великого классика и правителя. Для наглядности разделили цветом жизнь заключены, показывая тем самым насколько обычна и сера их будничная жизнь, и как они преображаются, выйдя на сцену.
Очень тонкий и чуткий фильм со своими особенностями.

10
0
3
Георгий
708 отзывов, 2495 оценок, рейтинг 2304
26 декабря 2012
Агония итальянского кино за решеткой в страстях по Шекспиру

Немолодые классики итальянского кинематографа, не представлявшие зрителю ничего нового уже несколько лет, в этот раз покажут практически документальную историю о поставновке трагедии Шекспира в стенах итальянской тюрьмы. В попытке осветить проблему пенитенциарной системы Итальянской Республики режиссеры показывают реальных осужденных преступников, которым и предстоит воплотить на сцене известные всем роли. Не пытаясь анализировать те символы, которыми наполнен фильм, и что же на самом деле представляет собой тюрьма - актуальна ли она для каждого из нас, замечу, что в финале актерам рукоплещет зрительный зал. Захочет ли к этому флэшмобу присоединиться кинозритель?

4
0
9
Don Ramon
3 отзыва, 58 оценок, рейтинг 9
5 сентября 2012

Действительно оригинальный фильм сняли!
1- интересная идея
2- трогательный
3- смотрится на одном дыхании
Вердикт: рекомендован к просмотру.

2
0
9
Мишутка Опасность
18 отзывов, 271 оценка, рейтинг 20
27 августа 2012

Охрененный фильм! Один из лучших, что я видела в этом году! Всем рекомендую к просмотру эту замечательную картину!

2
0

Подборки Афиши
Все