Биография, Документальный |
18+ |
14 сентября 2012 |
1 час 43 минуты |
«Пальме». Жизнь и смерть легендарного шведа
Полным ходом идет неделя шведского кино. Фильмом-открытием стала документальная лента «Пальме». Мы попали на показ и пообщались с ее создателем.
Не все люди, чья молодость пришлась на время развала СССР, знают человека, которому посвящен этот фильм. Но представители поколения постарше прекрасно помнят Улофа Пальме: шведский премьер-министр и лидер Социал-демократической партии был очень популярен в Советском Союзе. И когда 28 февраля 1986 года он был убит в Стокгольме, в СССР был настоящий траур. Прошло почти три десятка лет, убийца так и не был найден, мотивы преступления по-прежнему не раскрыты, в самой Швеции выросло новое поколение, но противоречивая фигура Улофа Пальме и его загадочная смерть по-прежнему не дают покоя многим.
На показ фильма зал набился пусть и маленький, зато до отказа. Двухчасовую ленту все смотрели на одном дыхании. Фильм рассказывает не о самом убийстве — это большой, всеобъемлющий портрет человека и его страны. Мы прослеживаем историю Улофа Пальме с самого его беззаботного детства и до роковой ночи, когда на безлюдной стокгольмской улице прогремел выстрел. Между ними — взлеты и падения этого странного человека с крючковатым носом, не выпускающего изо рта сигарету, улыбчивого, но только губами — судя по глазам, он постоянно пребывал в думах и сомнениях. В фильм вошли и эпоха успеха его Социал-демократической партии Швеции, и годы остракизма, которому он подвергался, и визит на Кубу, и инцидент с легендарным захватом банка «Kreditbanken», после которого ученые заговорили о таком психологическом феномене, как стокгольмский синдром. И его повседневная жизнь — семья, дети. Пожалуй, самый пронзительный кадр — репортеры преследуют Пальме, идущего домой, — дело происходит в эпоху, когда над ним начали сгущаться тучи. Возле своей двери он поворачивается к телевизионщикам и говорит с улыбкой: «Извините, вы не могли бы не снимать сейчас, мне нужно достать ключи из одного укромного места». И репортеры дружественно говорят: «Да, конечно» — и выключают свои камеры.
Повествовательная ткань соткана из архивных кадров, интервью современников, телеэфиров. Под конец фильма всерьез проникаешься этой странной и противоречивой фигурой Улофа Пальме, и смерть, о которой знал с самого начала, переживается как настоящая трагедия. Эффект усиливает мощное музыкальное сопровождение, написанное участником группы ABBA Бенни Андерсеном.
В рамках шведской делегации в Екатеринбург прибыла режиссер фильма Мод Нюкандер. Она рассказала нам об истории создания фильма. читать полностью на сайте kulturmultur.com